Безопасность жизнедеятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии моря

Ланин В.И.

Кривогуз Д.О.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов

специальностей

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника»

26.05.05 «Судовождение»

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

заочной формы обучения

Керчь, 2016 г.

безопасность жизнедеятельности - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ КУРСА.. 5

2 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 10

3 ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 13

4 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 14

5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Согласно рабочему учебному плану по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается выполнение студентами одной контрольной работы.

Для выполнения контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студент должен дать письменный ответ на три теоретических вопроса, которые определяются с помощью шифра зачетной книжки студента: две последние цифры шифра персональной зачетной книжки студента являются вариантом контрольной работы. Вопросы, которые выносятся на выполнение контрольных работ студентами по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представлены в Таблице 2.

Оформление контрольной работы студентами по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в соответствии с требованиями «Положения о порядке оформления студенческих работ», утвержденного 07.05.2015 года ректором ФГБОУ ВО «КГМТУ» Е.П.Масюткиным.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 листов формата А-4 машинописного текста.

Выполненную контрольную работу студент сдает на проверку преподавателю кафедры экологии моря не позднее, чем за неделю до начала сессии. Контрольные работы, представленные с нарушением установленных сроков без уважительных причин, проверке не подлежат и возвращаются студенту.

Контрольная работа, считается зачтенной, если отсутствуют замечания по ее выполнению. В противном случае контрольная работа считается не зачтенной, студенту необходимо доработать ее в соответствии с замечаниями и предложениями преподавателя и представить ее для повторной проверки. Изменения и дополнения выполняются на отдельных листах и помещаются после первой рецензии. Студент может встретиться с преподавателем и получить дополнительную консультацию по выполнению или исправлению незачтенной контрольной работы.

Критерии оценивания контрольной работы представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Оценка Критерий оценивания
Зачтено студент раскрыл содержание вопросов контрольной работы в полном объеме; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, используя терминологию; продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал на вопросы преподавателя.
Незачтено студент не раскрыл основное содержание вопросов контрольной работы; обнаружено незнание или неполное понимание большей или наиболее важной части материала; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии; не отвечал на вопросы преподавателя.

1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ КУРСА

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ООП, читается во втором семестре.

Изучение курса «Безопасность жизнедеятельности» позволяет студенту идентифицировать опасности, распознавать и количественно оценивать негативные воздействия среды обитания; предупреждать воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидировать отрицательные последствия воздействия опасных и вредных факторов; создавать нормальное, то есть комфортное состояние среды обитания человека.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:

для студентов направления подготовки 13.03.02»Электроэнергетика и электротехника»

№ компетенции Содержание компетенции
ОК-4 Умение быть гибким, готовым адаптироваться к изменяющимся ситуациям, способностью оперативно принимать решения, в том числе и в экстремальных ситуациях
ОК-5 Готовностью полагаться на субъективные оценки, идти на умеренный риск
ОК-6 Нацеленность на урегулирование конфликтов, обеспечение социальной сплоченности и ответственности в коллективе, обладанием навыками профессиональной и корпоративной этики, хранения конфиденциальной информации
ОК-15 Понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации
ПК-6 Способен и готов выполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию
ПК-28 Способен и готов обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса судов и судового оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований

для студентов направления подготовки 26.05.05 «Судовождение»

№ компетенции Содержание компетенции
ОК-5 Знание психологических основ управления коллективом, способов влияния на формирование целей команды и способов воздействия на её социально-психологический климат
ОК-12 Понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации
ПК-5 Владение основными методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий
ПК-7 Готовность применять знания национальных и международных требований по безопасности судна, экипажа, предотвращению загрязнения окружающей среды
ПК-26 Способность и готовность обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспортного оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований
ПК-27 Способность и готовность осуществлять организацию и технический контроль при эксплуатации транспортного оборудования в соответствии с установленными процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды

для студентов направления подготовки 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

№ компетенции Содержание компетенции
ОК-5 Готовность полагаться на субъективные оценки, идти на умеренный риск
ПК-4 Способен и готов быстро идентифицировать и оценить риски, принять правильное решение
ПК-6 Способен и готов выполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию
ПК-7 Способность и готовность осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт судов и их механического и электрического оборудования в соответствии с международными и национальными требованиями
ПК-10 Способность и готовность осуществлять разработку эксплуатационной документации
ПК-11 Способность осуществлять техническое наблюдение за безопасной эксплуатацией судового оборудования, проведение экспертиз, сертификации судового оборудования и услуг
ПК-16 Способность и готовность выбрать и, при необходимости, разработать рациональные нормативы эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения судов и их оборудования
ПК-17 Способность и готовность находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроками исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании эксплуатации судового оборудования, выбрать рациональное (оптимальное) решение
ПК- 18 способен и готов организовать работу коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений в рамках приемлемого риска,
ПК-28 Способен и готов обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса судов и судового оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований
ПК-36 Умение организовать работу по повышению научно-технических знаний работников (техническую учебу на судне), проведению учебных судовых тревог, внедрению использования передового опыта

для студентов направления подготовки 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

№ компетенции Содержание компетенции
ОК-4 Умение быть гибким, готовым адаптироваться к изменяющимся ситуациям, способностью оперативно принимать решения, в том числе и в экстремальных ситуациях
ОК-5 Готовностью полагаться на субъективные оценки, идти на умеренный риск
ОК-6 Нацеленность на урегулирование конфликтов, обеспечение социальной сплоченности и ответственности в коллективе, обладанием навыками профессиональной и корпоративной этики, хранения конфиденциальной информации
ОК-15 Понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации
ПК-6 Способен и готов выполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию
ПК-28 Способен и готов обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса судов и судового оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований

Целью выполнения контрольных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по овладению навыков создания безопасных условий деятельности и жизни в производственной и непроизводственной сферах, пониманию принципов гармонического развития личности и устойчивого развития общества.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- основные принципы формирования безопасной жизнедеятельности человека;

- возможную сферу опасностей в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации и основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях;

- концепцию допустимого риска как величину опасности и обеспечения безопасной жизнедеятельности;

- основы физиологической безопасности человека, рациональные условия, параметры и нормы обеспечения безопасности в природной, производственной, бытовой и социальной среде, источники антропогенных загрязнений в окружающей среде, влияние этих загрязнений на безопасность жизнедеятельности;

- источники техногенной, природной, экологической, биологической и социальной опасностей и мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности при проявлении этих опасностей;

- классификацию чрезвычайных ситуаций и причины их образования, характеристику воздействующих факторов и центров поражения при чрезвычайных ситуациях техногенного, экологического и природного характера;

- способы и методы оказания первой помощи себе и пострадавшему, цель и основные виды спасательных и других неотложных работ, их организацию и порядок проведения;

- содержание нормативно-правовых документов, направленных на решение задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения России;

- структуру и задачи национальной системы обеспечения безопасности.

Уметь:

- анализировать и оценивать опасные ситуации;

- прогнозировать влияние разных опасностей на здоровье и жизнь человека, на окружающую среду;

- применять элементы теории риска для оценки опасностей и уровня опасности жизнедеятельности;

- оценивать среду пребывания относительно личной безопасности, безопасности коллектива;

- самостоятельно принимать решения о проведении срочных мероприятий в экстремальных ситуациях;

- обеспечить личную безопасность в экстремальных ситуациях;

- определять психофизиологические особенности человека и их роль в обеспечении личной безопасности;

- оценивать негативные факторы среды пребывания и определять пути предотвращения их действия на человека;

- произвести первую медицинскую помощь себе и пострадавшему от разных видов опасностей (при обмороке, обморожению, ожогах и поражению сильнодействующими отравляющими веществами, переломах, поражении электрическим током, молнией и т.д.);

- грамотно опираться на правовые основы, государственные и международные структуры для обеспечения безопасности личности и общества.

Владеть:

- законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Перед выполнением контрольной работы студент должен самостоятельно изучить все теоретические вопросы по данному курсу:

- Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

- Человек в структурной системе «человек-среда-деятельность»

- Безопасность жизнедеятельности в повседневных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций

- Здоровье человека и безопасная жизнедеятельность.

- Организация и управление безопасностью жизнедеятельности.

Приступая к самостоятельному изучению теоретических вопросов курса, студент должен ознакомиться с рабочей программой, ее содержанием, объемом каждой темы и включенных в нее вопросов. Для лучшего запоминания и понимания изучаемых вопросов студент обязан вести конспект, в который необходимо заносить все формулировки основных положений и понятий, значение новых незнакомых терминов и названий, при необходимости составлять логические таблицы, схематические карты и т.д.

2 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Основные определения и понятия безопасной жизнедеятельности

2. Опасные и вредные производственные факторы; определения и примеры.

3. Что является объектом изучения БЖД.

4. Что такое идентификация опасных и вредных производственных факторов.

5. Приведите и охарактеризуйте на примерах перечень опасных и вредных факторов на производстве и в быту.

6. Что такое риск в производственной деятельности человека и как он оценивается.

7. Эргономика: определение, виды и связь с безопасностью жизнедеятельности.

8. Инженерная психология и ее роль в обеспечении БЖД.

9. Физиология и гигиена труда и ее роль в формировании производственных процессов.

10. Системный анализ в БЖД и примеры его применения.

11. Охарактеризуйте систему «человек - окружающая среда»; из каких компонентов она складывается..

12. Опасность: определение, общая оценка и характеристика..

13. Риск; концепция допустимого риска и управление риском.

14. Охарактеризовать среду жизнедеятельности с позиций опасности и безопасности. Ноксосфера и гомосфера; определения и примеры.

15. Основные анализаторы безопасности жизнедеятельности; их функции. Особенности реакции человека на внешние раздражители. Простая и сложная сенсомоторные реакции.

16. Психологические особенности человека. Типы темперамента.

17. Психика человека и безопасность жизнедеятельности.

18. Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека.

19. Влияние негативных факторов на здоровье человека.

20. Основные требования, предъявляемые к производственным помещениям и рабочим местам.

21. Микроклимат производственных помещений.

22. Воздушная среда в производственных помещениях и меры по ее оздоровлению.

23. Естественная и искусственная освещенность производственных помещений и рабочих мест и ее влияние на производительность труда..

24. Источники шума и вибрации и их влияние на организм человека в производственных условиях.

25. Инфразвук и ультразвук; характеристика, источники возникновения и особенности влияния на состояние здоровья человека.

26. Электромагнитные поля, их виды. Особенности влияния ЭП на организм человека.

27. Как нормируются шум, вибрация, ультразвук, инфразвук и электромагнитные поля.

28. Приборы, применяемые для измерения шума, вибрации и электромагнитных полей.

29. Меры, применяемые для борьбы с шумом, вибрацией, ультразвуком, инфразвуком и электромагнитными полями на производстве и в быту.

30. Средства индивидуальной защиты от шума, ультразвука, инфразвука и электромагнитных полей на производстве и в быту.

31. Ионизирующее излучение и его источники. Особенности воздействия ИИ на организм человека.

32. Что такое поглощенная, эквивалентная и эффективная эквивалентная дозы облучения.

33. Допустимые эффективные дозы облучения для групп населения А и Б.

34. Аварийные ситуации на атомных электростанциях Подразделение по степеням опасности.

35. Особенности радиоактивного заражения при авариях на АЭС.

36. Ионизирующие излучения и их воздействия на организм человека. Коллективные и индивидуальные средства защиты от ИИ.

37. Особенности поражения электрическим током. Меры оказания экстренной доврачебной помощи.

38. Химические факторы опасности. Коллективные и индивидуальные средства защиты от химического поражения.

39. Биологические факторы опасности, Коллективные и индивидуальные средства защиты.

40. Психофизиологические опасности; меры защиты и предотвращения..

41. Литосферные (геологические) стихийные бедствия. Их виды. Рекомендации по правилам поведения при литосферных ЧС. Меры защиты. Примеры ЧС геологического характера.

42. Гидросферные (гидрологические) стихийные бедствия. Их виды. Рекомендации по правилам поведения. Примеры ЧС гидрологического характера и мероприятия по снижению людских жертв и уменьшению экономического ущерба..

43. Атмосферные (метеорологические) стихийные бедствия и их виды. Рекомендации по правилам поведения и мероприятия по снижению людских потерь и уменьшению экономического ущерба.

44. Опасности биологического характера: эпидемии, эпизоотии и :эпифитотии. Меры по предотвращению их распространения.

45. Опасности техногенного характера и их виды. Приведите примеры.

46. Природно-техногенные опасности и меры их предотвращения.

47. Социальные опасности Особенности их возникновения.

48. Биосфера и ее компоненты. Круговорот вещества и энергии в биосфере.

49. Современные экологические проблемы антропогенного воздействия на биосферу.

50. Строение атмосферы. Озоновый слой и источники его разрушения Что такое «парниковый эффект».

51. Классификация ЧС природного и техногенного характера. Их характеристика. Стадии развития ЧС.

52. Аварии и катастрофы; причины их возникновения и меры предотвращения.

53. Обеспечения безопасности жизнедеятельности при ЧС.

54. Правовые основы оформления несчастных случаев на производстве.

55. Первая помощь пострадавшему от несчастного случая.

56. Основы управления безопасной жизнедеятельностью в чрезвычайных ситуациях.

57. Электробезопасность на производстве. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

58. Правовые основы обеспечения охраны труда на производстве.

59. Управление и надзор за обеспечением безопасности жизнедеятельности.

60. Основные требования, предъявляемые к производственным помещениям и рабочим местам.

3 ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для выполнения контрольной работы студент использует исходные данные, которые он определяет по своему шифру зачетки (таблица 2).

Таблица 2 – Задание для выполнения контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
1,20,30 11, 40, 60 3, 21, 50 6, 30, 54 16, 43, 44 7, 27, 32 2, 23, 36 1, 18, 46 5, 20, 42 3, 24, 31
12, 39, 50 13, 40, 59 4, 23, 48 5, 35, 51 6, 36, 52 17, 37, 60 8, 38, 56 9, 36, 53 10, 34, 46 12, 37, 57
2, 32, 49 12, 48, 58 14, 33, 51 15, 57, 53 16, 47, 54 18, 44, 59 17, 37, 55 19, 54, 57 23, 36, 49, 30, 25, 41
15, 29, 42 6, 25, 43 5, 20, 35 7, 17, 46 8, 13, 33 7, 36, 50 9, 16, 49 4, 10, 57 19, 38, 47 9, 17 31
1, 41, 52 4, 12, 43 6, 35, 45 7, 27, 51 1, 21, 47 2, 22, 52 3, 23, 33 5, 26, 35 9, 29, 49 12, 32, 36
11, 21, 43 13, 27, 35 15, 23, 42 8, 17, 34 12, 18, 46 13, 28, 40 14, 22, 52 15, 31, 55 16, 38, 57 17, 30, 44
8, 39, 47 19, 37, 47 12, 32, 37 21, 28, 50 24, 44, 58 13, 38, 44 11, 29, 56 15, 49, 51 20, 30, 60 23, 37, 48
12, 42, 57 10, 33, 41 13, 31, 42 15, 26, 56 17, 38, 45 1, 24, 55 2, 25, 36 3, 26, 37 18, 39, 52 28, 39, 49
4, 40, 59 7, 35, 43 5, 36, 46 6, 34, 50 15, 22, 48 8, 18, 49 9, 20, 38 10, 34, 49 11, 30, 51 12, 23, 45
1, 21, 45 2, 32, 49 3, 23, 42 4, 11, 40 5, 30, 54 6, 29, 52 7, 25, 36 8, 28, 58 9, 34, 50 10, 22, 59

4 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экологии моря    
«Допущено к защите» __________________ (ученая степень, ученое звание, должность руководителя) ____________________________ Ф.И.О. «____» _________________ 20 __ г. «Защищено с оценкой» ______________________ученое звание, должность руководителя) ____________________________ Ф.И.О. «____» _________________ 20 __ г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

ВЫПОЛНИЛ: ст. группы ЗСВ-1

Иванов А.А.

Шифр 03КзСВ0012

ПРОВЕРИЛ: ______________________

(должность, ФИО преподавателя)

Керчь, 201__

5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э.А.Арустамов М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2014, - 678с.

2.Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ С.В. Белов. – Высшая школа, 2012. – 448с.

3.Жидецкий В.Ц. Основы охраны труда: учебник/ В.Ц.Жидецкий, В.С.Джигерей, А.В.Мельников. – Львов: Афиша, 2013. – 351с..

4.Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасной жизнедеятельности: учебник / В.Ю.Микрюков. – М.: Высшая школа, 2014. – 333с.

5.Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Н.Новиков, А.А.Башкиров, С.И.Чернавин. – М.: Манускрипт, 2015. – 496с.

6.Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Т.А.Хван, Н.А.Хван. – Ростов-на-Дону: Высшее образование:, 2014. – 416с.

7.Химица В.А. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций; издание третье, переработанное и дополненное/ В.А.Химица, - Керчь, Изд-во «КГМТУ», 2013. – 104с.

Владимир Ильич Ланин

Денис Олегович Кривогуз

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника»

26.05.05 «Судовождение»

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

заочной формы обучения»

Тираж _______ экз. Подписано к печати _____________.

Заказ № _________. Объем 0,48 п.л.

Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82

Наши рекомендации