Дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Советы по изучению отдельных тем курса.
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на необходимость при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам, зачету, постоянной опоры на нормативную базу курса, которая охватывает широкий перечень правовых актов, в том числе локальных. При этом важная роль отводится практике, как судебной, так и внесудебной, что позволит студенту понимать и грамотно применять нормативно-правовые акты.
При ознакомлении с планом семинарских занятий следует помнить, что большинство из них рассматривается на нескольких академических занятиях и включает в себя практические занятия. Однако в рамках настоящего комплекса не производится «внутреннее» их разделение, так как главной задачей студента является комплексная подготовка к конкретной теме, а не к вопросам данного семинарского занятия, поскольку в ходе работы, в том числе при решении задач, могут и должны «всплывать» более общие вопросы, также подлежащие обсуждению.
Специфика в изучении настоящего комплекса проявляется в системном его характере, все разделы взаимосвязаны. В связи с чем, изучение курса «Трудовое право» построено на освоении предусмотренных ГОСТом тем возможно только при условии всестороннего изучения этого комплекса.
Учебно-методический комплекс разработан с учетом необходимости использования справочных правовых систем, которые в дальнейшем будут способствовать быстрому и направленному поиску требуемых нормативных актов, форм документов, и т.д.
При изучении темы «Трудовой договор» особое внимание следует обратить на конкретные основания его расторжения по инициативе работодателя. По каждому из оснований следует рассмотреть процедуру увольнения, последовательность действий работодателя в каждом конкретном случае. Порядок обжалования незаконных действий работодателя при расторжении трудового договора.
При изучении темы «Социальное партнерство» необходимо научиться разграничивать коллективный договор от коллективного соглашения, а коллективный договор, кроме того, и от трудового договора. Основное отличие заключается в том, что трудовой договор – акт индивидуальный, который оформляет трудовые отношения между конкретным работником и конкретным работодателем. При этом, трудовой договор может быть заключен при наличии волеизъявления и работника, и работодателя. Коллективный же договор, как и коллективное соглашение должны быть заключены при наличии волеизъявления хотя бы одной из сторон – представителей работодателя(-ей) или представителей работников.
2.2. Рекомендации по работе с литературой
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на тот факт, что в 2006 году произошла серьезная реформа трудового законодательства, в ходе которой изменению подверглись все без исключения институты трудового права. В связи с чем, необходимо помнить, что литературные источники, изданные ранее июля 2006 года могут применяться лишь со значительными ограничениями, только с учетом происшедших изменений. На стр. 43 приведен общий список литературных источников, которые применимы ко всем темам курса, дополнительные источники прилагаются к планам семинарских занятий. В условиях дефицита учебной и научной литературы, неоценимое значение приобретают обобщения судебной практики по трудовым спорам. В частности, Верховный суд в конце 2006 года принял два постановления: одно общее – по Трудовому кодексу в целом, второе – по материальной ответственности сторон трудового договора. Указанные постановления должны помочь студенту освоить наиболее сложные темы курса. Также следует следить за периодическими изданиями: журналами «Кадровик», «Кадровое дело», газетами: «Российская газета», «Волгоградская правда» и др., которые более оперативно реагируют на изменения в законодательстве.
К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:
Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права. – М.: Статут, 2009.
Ершова Е.А. Трудовое право в России. – М.: Статут, 2007.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Гусова К.Н.). 7-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2008 г.
Гуев А.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система Гарант, 2009 г.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Гусова К.Н.). 7-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2008 г.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И. Шкатуллы) - "Норма", 2007 г.
Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 600 с.
Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право. Курс лекций/Под общей ред.проф. А.Я. Рыженкова. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. – 544 с.
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и с практическими заданиями.
В настоящем комплексе студенту предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в том, что из всех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать только один, который является наиболее полным из предложенных. Остальные варианты являются неправильными или неполными и признаются ошибкой.
Обращаем внимание читателя, что в связи с ограниченным объемом учебно-методического комплекса предлагаемые здесь тестовые задания и варианты практических задач являются примерными. Конкретные задания преподаватель в учебно-методических целях в рамках образовательного стандарта дисциплины «Трудовое право» оставляет за собой право предлагать студенту как при непосредственном разборе ситуаций в ходе семинарских и практических занятий, так и в ходе подготовки к ним.
2.4. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:
Залог успешной сдачи экзамена по трудовому праву состоит в комплексном подходе при подготовке, сочетании нормативно-правовой базы и учебной литературы.
При изучении правовых актов желательно пользоваться комментариями, научными публикациями, справочно-правовыми системами.
Опыт приема экзамена выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена возникают по следующим разделам: социальное партнерство в сфере труда; трудовой договор; порядок разрешения трудовых споров; заработная плата. Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем заранее, на семинарских занятиях, консультациях при наличии неясностей своевременно задавать вопросы преподавателю.
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)