Методические указания для студентов. Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Уголовный процесс» являются лекции

Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Уголовный процесс» являются лекции.

На лекциях студентам даются основные теоретические знания по изучаемой дисциплине и раскрываются наиболее сложные вопросы учебного материала, определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература, раскрывается основной понятийный аппарат изучаемого раздела. В лекции обращается внимание на последние изменения в законодательстве, научные дискуссии правоведов по рассматриваемой проблеме. Поэтому посещение лекций, конспектирование ее основных положений является для студентов обязательным.

Для детального изучения студентами теоретических и решения практических вопросов, возникающих при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, проводятся семинарские занятия. На них студенты приобретают дополнительные знания, участвуют в дискуссиях, выступают с рефератами, докладами по проблемным вопросам. На семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы и рубежная аттестация студентов. Планы семинарских занятий и задания к ним содержаться в настоящем пособии.

При подготовке прежде всего необходимо ознакомиться с планом семинара, подобрать рекомендованную литературу, а затем приступить к изучению нормативных правовых актов, учебной и тематической литературы. В процессе самостоятельной работы студенту рекомендуется дорабатывать конспекты лекций, законспектировать отдельные положения изучаемых источников, основные понятия, определения. После изучения рекомендованной литературы студенту необходимо предварительно ответить на вопросы предстоящего семинара – это позволит определить степень усвоения изучаемой темы.

В случаях, когда студент пропустил семинарское занятие, он должен отработать тему семинара индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы согласовывается с преподавателем. Это может быть собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, подготовка тематического конспекта, написание реферата по конкретному вопросу, выполнение письменной контрольной работы и т.п.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать групповые и индивидуальные консультации преподавателя. Консультации по отдельным вопросам программы курса, подготовке к семинару, к текущему контролю или аттестации можно получить в часы, предусмотренные кафедрой, а также по согласованию с преподавателем.

Важнейшее место в системе изучения учебной дисциплины занимает самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента - это целенаправленная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков своей будущей специальности.

Самостоятельная работа включает: конспектирование лекций, изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений высших судебных органов, решений Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, учебной литературы, подготовку к семинарским (практическим) занятиям, написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Для глубокого изучения учебной дисциплины студент должен уметь работать на лекции: внимательно слушать преподавателя, размышлять вместе с ним, не отвлекаться, уяснить главное в содержании лекции и разумно законспектировать её.

Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется – лишь то, что осмыслено и понятно. При конспектировании необходимо сначала подумать, потом записать, а не наоборот. Одно из важнейших достоинств записи лекции – ее краткость. Хороший конспект получается тогда, когда все внимание студента сосредоточено на лекции. Конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи студент не напрягает память, не мобилизует ум на понимание сущности излагаемого материала.

Самостоятельную подготовку к семинару следует начинать с чтения конспекта лекции, чтобы вспомнить вопросы, которые предстоит отработать. Затем необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, учебных пособий, нормативными правовыми актами.

Результатом самоподготовки к занятиям должно быть, как правило, письменное изложение итогов. Формы могут быть различны: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы, обозначенные в плане семинара, подготовка реферата или фиксированного выступления и т.п.

Подготовка к экзамену должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием предэкзаменационный период студент должен лишь повторить, глубже осмыслить пройденный материал, продумать ответы на вопросы, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.

Требования, предъявляемые при проведении промежуточной аттестации, определяются учебной программой, именно она и должна быть положена в основу подготовки.

Планы семинарских занятий

Общая часть

Семинар 1.

Тема № 1. Понятие и назначение уголовного процесса.

1. Понятие уголовного процесса и его назначение.

2. Стадии уголовного процесса. Критерии разграничения. Стадии как система судопроизводства по уголовным делам.

3. Типы уголовного процесса.

Семинар 2.

Тема № 2. Принципы уголовного судопроизводства.

1. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства.

2. Законность при производстве по уголовному делу.

3. Осуществление правосудия только судом.

4. Неприкосновенность личности и жилища. Уважение чести и достоинства личности.

5. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

6. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

7. Состязательность сторон.

8. Презумпция невиновности.

9. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

10. Свобода оценки доказательств.

11. Язык уголовного судопроизводства.

12. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

13.

Семинар 3.

Тема 3. Уголовно-процессуальные функции.

Участники уголовного судопроизводства.

1. Понятие уголовно-процессуальных функций и их виды.

2. Принцип состязательности и соотношение функций обвинения, защиты и разрешения дела.

3. Сущность функции обвинения и осуществляющие ее участники судопроизводства.

· Уголовное преследование и его виды. Обязанность осуществления уголовного преследования и основания отказа от него.

· Особенности реализации функции обвинения государственными органами, частными лицами и их представителями.

4. Функция защиты: понятие и сущность.

· Участники судопроизводства со стороны защиты и их полномочия.

· Приглашение, назначение и замена защитника.

5. Функция разрешения дела. Сущность функции и участники ее осуществления. Особенности полномочий носителей функции разрешения дела. Состав суда.

6. Иные участники уголовного судопроизводства.

Семинар 4.

Тема № 4. Доказательства и доказывание

в уголовном судопроизводстве.

1. Доказывание по уголовным делам в условиях состязательности. Проблемы истины в доказывании.

2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

3. Понятие доказательств. Средства доказывания.

4. Свойства доказательств. Критерии признания доказательств недопустимыми.

5. Классификация доказательств.

6. Собирание, проверка и оценка доказательств сторонами и судом.

7. Характеристика видов доказательств.

Семинар 5.

Тема № 5. Меры уголовно-процессуального принуждения.

1. Понятие и виды мер процессуального принуждения.

2. Основание и порядок применения мер принуждения.

3. Меры пресечения: их виды и общая характеристика.

4. Содержание под стражей как мера пресечения: основания и сроки применения.

5. Обжалование избранных мер пресечения. Условия их отмены и изменения.

Особенная часть

Семинар 6.

Наши рекомендации