Этапы карьеры менеджера
Этап карьеры | Возраст, лет | Содержание этапа |
Предварительный | До 25 лет | Учеба, испытания на разных работах. |
Становления | До 30 лет | Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя. |
Продвижения | До 45 лет | Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации. |
Сохранения | До 60 лет | Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя, повышение квалификации, обучение молодежи. |
Завершения | После 60 лет | Подготовка к уходу на пенсию, смены и к новому виду деятельности. |
Пенсионный | После 65 лет | Занятие новым видом деятельности. |
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.
Резерв кадров – это часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия смежных рабочих мест более высокой квалификации.
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемых должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Исходные данные для формирования резерва:
§ профессиональный отбор кадров;
§ модели рабочих мест;
o результаты аттестации кадров
§ философия организации (философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации);
§ кадровые (личные) дела сотрудников;
§ штатное расписание организации;
планы служебной карьеры
Различают следующие типы резерва:
1. По виду деятельности:
резерв развития – группа специалистов или руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при разработке новых товаров и технологий). Данные сотрудники могут выбрать одно из двух направлений карьеры – либо профессиональную, либо руководящую.
резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации.
Данные сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
1. По времени назначения:
группа А – это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
группа В – это кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайщие 1-3 года.
Принципы формирования резерва:
принцип актуальности резерва.
При применении этого принципа должна учитываться реальная потребность в замещении должностей, и резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться на должность.
принцип соответствия кандидата должности и типу резерва.
При применении этого принципа должны учитываться требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
принцип перспективности кандидата.
При применении данного принципа должны учитываться:
- ориентация на профессиональный рост;
- требования к образованию;
- возраст; стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом;
- состояние здоровья.
Источники резерва кадров на руководящие должности:
руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
главные и ведущие специалисты;
специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:
1) Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.
2) Оценка деловых личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.
3) Определение кандидатов в резерв.
4) Принятие решения о включении в резерв.
5) Согласование списка кандидатов включенных в резерв, с вышестоящими организациями.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
- требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
- значение приоритетов кандидатов в резерв;
- выводы и рекомендации последней аттестации;
- мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совет трудового коллектива;
- результаты оценки потенциала кандидатов (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).
Ежегодно в декабре руководитель кадровой службы организации проводит подготовительную работу:
§ по выявлению кандидатов, достойных для зачисления в резерв;
§ затем составляется предварительный список кандидатов, достойных для зачисления в резерв;
§ список кандидатов обсуждается на заседании постоянно действующей комиссии по работе с резервом.
Задачи комиссии по работе с резервом: способствовать качественной подготовке и действенной расстановке кадров, максимальному устранению субъективизма в оценке деловых и личных качеств специалистов, зачисляемых в резерв.
Состав комиссии определяется и утверждается руководителем организации. В состав комиссии включаются:
q председатель комиссии - руководитель организации (заместитель, отвечающий за работу с кадрами) (отвечает за работу с резервом);
q секретарь комиссии - руководитель кадровой службы (ведет делопроизводство, осуществляет контроль за порядком и организацией работы с резервом);
q председатель профсоюзной организации;
q представитель психологической службы и юрист, а также специалисты по направлению профессиональной деятельности.