Анализ сильных и слабых сторон специалиста. Проблемы карьеры менеджера. Карьера на предприятиях Западной Европы

Человек как объект планирования собственной карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а также плюсы и минусы той внешней среды в которой он действует.

Отметим, что в середине карьеры (50-60 лет) возникают специфические проблемы:

- резко изменяется структура мотивационных факторов;

- человек видит начало сужения собственных возможностей;

- увеличивается число семейных забот.

Наиболее распространенной «ошибкой карьеры» является случай, когда самого способного специалиста назначают руководителем. Дело в том, что компетентность специалиста есть его профессиональная компетентность, а компетентность руководителя есть прежде всего его стратегическая и социальная компетентность, потому что по своей сути руководство- управление людьми, а не технологический процесс. Также руководители вынуждены дополнять свою компетентность знаниями управления людьми.

В западных фирмах для определения потенциала проводят анализ сильных и слабых сторон сотрудников.

Следует иметь в виду, что при управлении карьерой часто требуется услуги профессионального консультанта по персоналу и советника по проблемам организационного развития.

Для регулирования вопросов профессионального развития существуют картотеки или карты развития персонала.

Сегодня за рубежом реальный шанс найти работу имеет прежде всего не тот, кто хорошо владеет иностранным языком, имеет престижное образование (в своей стране), а тот, кого не может заменить специалист из страны-работодателя, тот кто обладает хотя бы одним дефицитным для этой страны навыком или деловым качеством или специальностью часто это имеет решающее значение. Например, в Германии – это специалист по экологической химии, который умеет получать активированные угли из пищевых отходов.

При планировании карьеры на иностранном предприятии большое значение имеет стратегическая гибкость и проявление индивидуальности, особенно в части организации труда и времени. Политика гибкости и индивидуализации активно начала применяться на Западе с начала 1990-х гг., Япония взяла на вооружение такую политику значительно раньше, и она занимает одно из ведущих положений.

Уместно отметить, что в учебных заведениях Западной Европы в 1990 г. училось около 1 млн. студентов. В 2000 г. их насчитывалось около 6 млн.

Перспективный лидер Западной Европы не принимает решения в одиночку. Ответственные решения принимаются с участием эксперта и консультанта.

10.4 Личный план карьеры. Карьерная политика личности

Принятие решения о выборе карьеры нельзя доверять даже самому близкому человеку. Это вопросы Вашей миссии, смысла Вашего образования и квалификации. Затраты в этой области являются инвестициями в будущее, их осуществляет преимущественно государство, но делать это становится все сложнее даже в развитых странах. Например, на образование и повышение квалификации одного гражданина Германии по статистике в среднем тратится порядка полмиллиона немецких марок. Поэтому планирование карьеры не является сугубо личным делом. Человек ищет работу, организация – специалиста. Эти два вектора направлены навстречу друг другу, но не всегда встречаются

Наибольший процент успеха в поиске работы, по данным исследований ученых США и Республики Беларусь, дают следующие методы поиска:

США РБ

- непосредственное обращение к работодателю 47,7 % 76,6 %

- через частные фирмы 24,2 % 6,6 %

- по объявлению в сети 23,9 % 23,3 %

- через друзей 22,1 % 68,3 %

- через отделы вузов 21,4 % 8,3 %

Прежде, чем разработать план карьеры, необходимо решить, к чему вы стремитесь. Разумеется, вы уже знаете, что хотите стать менеджером. Для этого необходимо:

1 Создать банк наиболее важных и привлекательных целей, которых вы хотите достичь;

2 Необходимо выбрать 2-3 наиболее значительные цели и определить задачи, путем решения которых можно достичь этих целей;

3 Из перечня задач выбираются 2-3 наиболее важные и актуальные для вашей карьеры;

4 Определяются наиболее значимые цели и решения поставленных задач качества;

5 Следует самому себе ответить на вопрос: К чему я стремлюсь? Выполнив задание на тему: «Как я представляю себя в роли менеджера, какие собственные требования к той должности, которую я хотел бы занимать»;

Для творческой деятельности нужна самостоятельность. Самостоятельный исполнитель для успеха дела может выйти за рамки своих полномочий.

Выделяют три типа исполнителей:

1) терпеливый;

2) застенчивый;

3) активный.

Нельзя существовать в одиночку. Мы окружены людьми, с которыми поддерживаем отношения. Поэтому каждый может считать себя центром своего мира!

ТЕМА 11

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.1 Сущность и виды резерва.

11.2 Критерии формирования и источники резерва.

11.3 Организация работы с резервом.

11.4 Оценка эффективности работы с резервом.

Сущность и виды резерва

В системе поиска менеджеров с лидерским потенциалом одним из отстающих элементов считается образование резерва управленцев. На промышленных предприятиях отсутствуют стандарты по регламентации этого вида деятельности. Поэтому крайне нужна методика выдвижения в резерв.

В практике работы предприятий РБ стратегическое управление персоналом связано с формированием резерва руководителей и специалистов различных уровней управления.

Рассмотрим планирование карьеры менеджера на примере формирования управленческих должностей промышленного предприятия.

По уровню и спектру предъявляемых требований резерв персонала управления можно классифицировать насоциальный, потенциальный, предварительный и окончательный.

Вероятность стать руководителем возрастает по мере приближения к периоду в окончательный резерв. Для каждого вида резерва существуют свои критерии, причем перечень критериев последующих видов резерва включает критерии предыдущих. Наиболее жесткие критерии при выдвижении в окончательный резерв.

Социальный резервруководящих кадров – резерв, в который входят все трудящиеся, причем не только данного промышленного предприятия. Критерий здесь один – честный, добросовестный труд на рабочем месте. Социальный резерв – это творческая молодежь.

Потенциальный резерв – образуют руководители, специалисты, рабочие, отвечающие требованиям к уровню образования, специальности, возрасту. Он создает исходную базу формирования собственного резерва в каждом подразделении.

При комплектовании потенциального резерва создается контингент перспективных работников, включая молодых специалистов и тех, кто заканчивает учебные заведения без отрыва от производства. Вероятность попадания в окончательный резерв не выше 50 %.

Предварительный резерв – это работники из числа потенциального резерва, которые с большой вероятностью, чем другие, могут быть назначены на руководящие должности. Его состав устанавливается по сравнительным оценкам управленческих качеств кандидатов.

В окончательный резерв – входят только те работники, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям формирования резерва. Между количеством отобранных кандидатов и числом вероятных вакансий на практике не удается достичь соотношения более чем 2к 1.

Окончательное решение по выбору резерва из числа кандидатов принимает руководитель по согласованию с трудовым коллективом. Ответственность за резерв несет тот, кто сделал выбор.

Наши рекомендации