Этапы профессиональной карьеры

Возраст (лет) Этапы жизни Этапы карьеры Содержание этапов карьеры и циклы профессиональной жизни
До 18 Детство Выбор карьеры Поиск своего места в жизни, профессиональное самоопределение
До 30 Юность Рождение карьеры Завершение профессиональной самоидентификации и овладение профессией
До 45 Ранняя взрослость Развитие карьеры   Рост квалификации, достижение признания авторитета в профессиональном обществе, обретение высокого должностного и социального статуса
До 65 Взрослость
Старше 65 Зрелость Угасание карьеры Снижение профессиональной активности

По времени осуществления, должностную карьеру можно подразделить на: нормальную, скоростную, десантную, медленную.

Нормальная карьера – это постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствие с развивающимся профессиональным опытом.

Предел этого должностного развития обусловлен уровнем его профессиональной некомпетентности. Продолжительность этой карьеры, как правило, равна продолжительности трудовой деятельности человека. В среднем это около 40 лет. За это время человек может последовательно пройти по служебной лестнице от 8 до 12 должностных позиций.

Скоростная карьера - характеризует стремительное, но все же последовательное должностное перемещение по вертикали организационной структуры. По времени эта карьера в 2 -3 раза меньше продолжительности нормальной карьеры. Это, как правило, карьера одаренных, талантливых, выдающихся личностей в науке, культуре и других сферах деятельности общества. Если для нормальной карьеры средняя продолжительность пребывания в должности составляет от 3 до 5 лет, то при скоростной – от 1 до 3 лет.

Десантная карьера - представляет собой преимущественно спонтанное замещение, как правило, руководящих должностей организационной структуры. Необходимость и длительность пребывания на замещаемой должности может быть обусловлена различными причинами: потребностью оказания практической помощи и укрепления руководства организации, созданием или ликвидацией организации и др.

Наиболее часто две последние разновидности карьеры встречаются в кризисные периоды общественного развития или в военное время.

Медленная карьера характеризуется продолжительным пребывание на одной должности: примерно в 1,5 – 2 раза дольше, чем при нормальной карьере. Причинами такого продвижения чаще всего являются профессиональные и личностные характеристики служащего, его взаимоотношения с другими сотрудниками, руководством. Нередко причиной медленной карьеры является карьерное пространство – нерационально спроектированная организационная структура, в которой имеется незначительное количество уровней должностной иерархии и должностей, специализация которых соответствует профессиональной специализации человека. Не желая менять профиль деятельности, специалист вынужден длительное время ждать вакансию. Неоптимальное карьерное пространство часто приводит к появлению «карьерной пробки».

Карьеру можно рассматривать и сточки зрения характера её осуществления (карьерной стратегии).

В таком случае она может иметь ряд форм:

- типичную: достижение вершин профессионализма, признание в профессиональном сообществе, занятие высшего должностного статуса в организационной структуре связаны с воспроизведением полного цикла профессиональной жизни человека;

- устойчивую: характеризуется относительным постоянством в профессиональной деятельности и должностном продвижении;

- прерывную: характеризуется неустойчивостью профессионального и должностного продвижения, неоднократной смены формы и профиля деятельности, работой в многочисленных организация и т.д. Эта карьерная стратегия ведёт к распылению усилий человека.

В практике работы с персоналом необходимо учитывать эти многократно повторяющиеся повороты должностей и профессиональной службы человека.

Этапы профессиональной карьеры - student2.ru

Рис. 4. Классификация карьеры

Управление карьерой персонала – это комплексная технология воздействия руководителей на целенаправленное развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта и рациональное использование их потенциала, как в интересах сотрудников, так и в интересах организации.

Управление карьерой протекает в конкретных условиях. Они определяют особенности, содержание, трудности работы с персоналом конкретной организации. Учет условий реализации этой кадровой технологии позволяет разработать основные направления, пути, способы, конкретные мероприятия, которые будут обеспечивать реализацию профессиональных способностей человека.

Такими условиями являются:

- осознание ценности профессионального опыта человека как ценнейшего капитала любой организации;

- высокий статус кадровых служб. В настоящее время возможности кадровых служб весьма ограничены. Их статус принижен, они слабо влияют на качественный состав служащих и фактически не влияют на рациональное использование профессиональных возможностей персонала. В служебном продвижении служащих в организации доминируют не результаты конкурсов, квалификационных экзаменов, аттестаций, мнение руководителей кадровой службы, а рекомендации руководителей.

- создание оптимальной карьерной среды и карьерного пространства. Наличие продуманной и научно обоснованной должностной структуры – необходимое условие реализации технологии управления персоналом.

Карьерное пространство – это относительно обособленная совокупность должностей должностной структуры, задающая необходимые условия для реализации профессионального опыта специалиста.

В числе основных требований к карьерному пространству можно назвать: относительную стабильность должностной структуры, возможность простора для творческого и должностного роста персонала, оптимальное соотношение должностей, способствующее состязательности в профессиональном развитии персонала, адекватность целям и задачам, которые стоят перед организацией. Для реализации формальных возможностей, заложенных в карьерном пространстве, необходима и карьерная среда.

Карьерную среду следует рассматривать как единство необходимых (карьерное пространство) и достаточных условий, созданных в организации для управления карьерой персонала.

К достаточным условиям карьерной среды следует отнести: наличие объекта управления карьерой, т.е. состава персонала, способного к профессиональному развитию; наличие системы, механизма, техники и технологий управления карьерой; готовность персонала воспринять эти технологии управления карьерой; подготовленность руководителей и кадровых служб к такой работе с персоналом; наличие действенных материальных и моральных стимулов должностного роста – мотивационной среды.

Карьерное пространство создается в процессе организационного проектирования на основе тщательного изучения целей, направлений деятельности, задач, функций организации. Карьерная среда в большей степени является продуктом уровня общей, профессиональной и управленческой культуры, традиций, организованности, уважения к интересам человека.

Важным условием управления карьерой персонала является наличие подготовленных специалистов кадровой службы, которые бы в совершенстве знали содержание этой кадровой технологии.

В результате применения технологии карьерой персонала можно добиться такого положения, чтобы то, чем располагают люди как личности, как носители профессиональных способностей, опыта, было включено в трудовой процесс в интересах человека и в интересах организации.

Для этого необходимо, чтобы в организации сложилась структура важнейших социальных инструментов управления карьерой: система, механизм, процесс управления карьерой.

Этапы профессиональной карьеры - student2.ru

Рис. 5. Структура социальных инструментов управления карьерой

Система управления карьерой персонала представляет собой совокупность субъектов управления персоналом, их функций, полномочий и ответственности, совокупность принципов, правовых норм и механизма управления, которые необходимы для целенаправленного воздействия на объект управления.

Этапы профессиональной карьеры - student2.ru

Рис. 6. Основные элементы системы управления карьерой персонала

Система управления карьерой должна обеспечивать формирование наиболее оптимальных типовых схем карьерного движения, начиная с нижних должностей, а также с момента поступления в организацию.

Механизм управления карьерой персонала призван привести в действие систему управления персоналом. Ключевыми элементами механизма управления карьерой являются такие кадровые технологии, как отбор, оценка, обучение персонала, а также работа с кадровым резервом, стажировка и т.п.

Механизм управления карьерой как элемент системы управлений карьерой основывается на принципах управления, правовых нормах, организации и использования кадровых технологий и применяемых при этом средств и методов работы с персоналом.

Представим основные элементы управления карьерой.

Этапы профессиональной карьеры - student2.ru

Рис. 7. Основные элементы механизма управления карьерой

В настоящее время можно вести речь лишь о формальном признании важности средств, представляющих содержательную часть механизма управления карьерой персонала. Но говорить о самом механизме, тем более о его эффективном функционировании, не представляется возможным.

Модель потребностей в профессиональном опыте организации и возможностей её реализации
Этапы профессиональной карьеры - student2.ru

Рис. 8. Схема управления карьерой персонала

Одной из сложных проблем реализации карьерной стратегии персонала – процесс управления карьерой, т.е. логически связанная и последовательно реализуемая совокупность действий, из которых формируется требуемое воздействие.

Наши рекомендации