Безопасность жизнедеятельности
Учебно-методический комплекс
(Для студентов заочной формы обучения всех специальностей)
Красноярск - 2009
Авторы: канд. техн. наук, доц. З.С. Головина, доц. Н.С. Рожков., Т.А. Саулова
Ответственный за выпуск - директор Института охраны труда и экологии Академии труда и социальных отношений доктор тех. наук, профессор Н.Н. Карнаух.
Введение
Современная цивилизация может оказаться на пороге глобальной экологической катастрофы и выживания человечества. В XXI веке человечество, чтобы выжить, должно переходить на новую модель развития. Мы должны действовать сообща в рамках единой экономико-организационной системы.
Для обеспечения своего выживания человечество должно стремиться к широкому внедрению и распространению ноосферных технологий, которые существенно превосходят лучшие в мире по показателям эффективности и экологичности.
Начальными направлениями осуществления этих технологий можно считать:
совершенствование применяемой техники;
внедрение радикальных инноваций, в результате чего качественно меняются технологии;
внедрение научных и технических открытий, ведущих к коренному перевороту в технике и технологии производства;
введение банка новых технологий;
- сертификацию новых технологий;
- менеджмент в безопасности жизнедеятельности, маркетинговый механизм, экономику безопасности жизнедеятельности, финансы и инвестиции;
воспитание, образование, обучение и подготовку кадров. Затронутые проблемы по безопасности жизнедеятельности довольно широки и решать их необходимо специалистам, имеющим соответствующее профессиональное образование на основе государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности (БЖД).
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматривается тематика безопасного взаимодействия со средой (производственной, бытовой, городской, природной) и решаются проблемы защиты населения от негативных факторов.
Цель и содержание дисциплины
Предмет, цель и содержание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности". Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. "Человек и среда обитания" - решение проблемы оптимального их взаимодействия. Взаимодействие человека со средой обитания.
Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека. Критерии оценки влияния дискомфорта, их значимость. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности (отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение и др.).
Примеры негативного воздействия на человека и природу. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб. Их значимость.
Нарушение устойчивости развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека. Стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.
Источники и уровни негативных факторов бытовой и производственной сферы. Классификация негативных факторов.
Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности.
Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Задачи дисциплины
Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
• создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
• разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
• идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
• прогнозирования развития и оценки последствий ситуаций;
• принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
• теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;
• основы физиологии и рациональные условия деятельности;
• анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
• идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
• правила обеспечения безопасности в современных условиях;
• вопросы формирования привычек здорового образа жизни;
• основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:
• эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
• разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
• осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• формировать здоровый образ жизни;
• применять основы медицинских знаний и правил;
• проводить контроль величин негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
• планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;
• оценивать ущерб и социально-экономическую эффективность планируемых мероприятий, прогнозировать инвестиции по различным направлениям БЖД.
В зависимости от категории обучающихся возможна замена части семинарских занятий на лабораторные и деловые игры (в объеме 4-6 ч).
Средства обеспечения дисциплины: натуральные образцы коллективных и индивидуальных средств защиты, макеты, диапозитивы, кинофильмы, измерительные и технические средства, методическое обеспечение и др.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственных стандартов, программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной 19 декабря 2000 г. заместителем министра образования России, согласованной с Минтруда и МЧС России, а также на основе Учебной программы для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов Академии труда и социальных отношений кафедры охраны труда и защиты окружающей среды, 2001 г.