Системный подход в региональном управлении
(К ИССЛЕДОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА)
Российские регионы представляют собой субъективно-организованные сложные, пространственно локализованные эколого-социально-экономические системы, функционирующие и развивающиеся по определенным законам в направлении общего вектора общественного генезиса национального хозяйства.
Термин «хозяйство» совпадает с термином «экономика» (синонимы)
Хозяйство региона представляет собой определенную целостность, как совокупность разнородных и обособленных экономических субъектов (систему).
Недоучет факторов системы приведет к неточным правленческим решениям
Системное качество регионального хозяйства требует его исследования, планирования и современного управления с позиций теории систем, воспроизводственного подхода и историзма, развивает интерес регионального менеджмента к зарубежной практике территориального.
Функционирование современного регионального хозяйства подчиняется ряду экономических законов:
· региональной специализации хозяйства на основе территориального разделения труда
· расширения регионального хозяйства и повышения уровня и качества жизни населения;
· комплексного социально-экономического развития территорий
· диверсификации хозяйства и предпринимательской деятельности
· неуклонного поведения культуры населения на основе информатизации и глобальной интеллектуализации жизни
Главная цель развития региона – повышение качества жизни его населения воспроизводство
Главный механизм достижения целей – повышение конкурентоспособности его экономического развития
Главный тип показателей – место региона среди других регионов страны
Для этого необходимо новое теоретическое осмысление отечественного и зарубежного опыта регионального управления (хозяйствования) и его преломление к современным условиям страны в перспективных моделях и схемах.
Управление– широкий набор действий по обеспечению воспроизводства регионального хозяйства в определенном направлении и границах функционирования.
Управление современным региономпредставляет собой сложную многокритериальную и многофакторную задачу
Важной особенностью административно-территориального устройства является наличие в них государственных и местных (муниципальных) органов власти, осуществляющих управление системой
Функцию управления хозяйственным, социальным и культурным развитием осуществляют территориальные органы (территориальная администрация – Правительство) и вышестоящие органы (Правительство РФ, министерства, центральные налоговые и другие инспектирующие органы)
Целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры составляют внутреннюю политику регионов.
Основные цели региональной политики - это:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
- выравнивание условий социально - экономического развития регионов;
-предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Объект региональной экономической политики – это региональные (пространственные) неравенства, различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д.
Таблица…
Комплекс управленческих требований, предъявляемых
к территориальным органам власти
№ п.п | Требования | Содержание требований |
Построение вертикали управления | ||
Построение горизонтали власти | ||
Оптимизация управляемых объектов | ||
Четкое распределение компетенций | ||
Возможность управления ресурсами | ||
Взаимосвязь с объектами управления |
Главный управленческий результат – привлечь внешних и мобилизовать внутренние ресурсы населения, общественности, бизнеса и всех уровней власти в регионе и сконцентрировать их в направлении достижения цели развития в условиях ограниченных ресурсов
В территориальном управлении существенную роль играет политический аспект- отношения между классами, социальными группами, этические, культурные интересы групп населения. Недоучет этого фактора приводит к значительным недоборам, конфликтным ситуациям.
Традиционализм в управлении – как проявление инерционности сдерживает инновационные процессы.
Важным является разделение на региональном уровне функций администрирования и хозяйственного управления
Развитие территорий зависит от избранной государственной региональной стратегии.
Система Стратегического Управления Регионом (ССУР) (региональное администрирование) включает все классические функции управления – планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию
Территориальное планирование имеет индикативные формы
План функционирования регионального хозяйства представляет собой совокупность планов развития самостоятельных субъектов хозяйствования
Непосредственно к планированию примыкает разработка рычагов и стимулов выполнения планов
Контроль имеет ярко выраженный общественный характер: депутатские комиссии, территориальные общественные комитеты, общественные слушания, пресса, т.е. общественные эксперты
Одной из центральных задач регионального управления является планирование развития и размещения производительных сил
Региональное развитие - режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.
Современные концепциикатегории«развитие»
1. Концепция универсализма, базируется на положении об эволюционном развитии мира
2. Концепция уникализма
3. Действует механизм чередования энтропии и упорядоченности
Упорядоченность требует дополнительных ресурсов, т.е должна выполняться работа: интеллектуальная, идеологическая, морально-нравственная, организационная, административная, экономическая, физическая и т.п.
Обеспечить упорядочивающее воздействие в системе можно разработкой алгоритма поведения элементов системы, который согласуется со стратегическим вектором цели.
Применительно к национальной системе хозяйства данный процесс проявляется по уровневой организационно-управленческой автономизации: регионов, муниципалитетов, поселений, организаций, домохозяйств.
Так, аутсорсинг управленческих функцииэлементов системы приводит к синергетическому эффекту (экономия времени)
Региональная система хозяйства предполагает определенный порядок, сочетания и взаимодействия элементов
Хозяйственный порядок – сложный, многозвенный. многоуровневый, изменяющийся вор времени комплекс принципов построения и функционирования пространственно локализованной, развивающейся экономической системы.
В современной практике системный подход к региональному управлению часто сводится к рассмотрению групп взаимодействующих элементов локальных сфер вне общего рассмотрению проблемы с позиций фундаментальной теории систем.
Под термином «система» понимают:
- целостное образование, которое состоит из взаимодействующих частей и обладает свойствами, не сводимыми к свойствам этих частей и не выводимыми их них
- взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели т т.д.
Основополагающими принципами системного подхода являются:
целостность, совместимость элементов, развитие, вариантность, восхождение от абстрактного к конкретному, единство цели подсистем, анализа и синтеза, логического и исторического, исследование объекта как целостной социально—экономической системы.
Системный подход к региональному исследованию и программированию предполагает соблюдение следующих принципов:
1. Регион как целостная социально-экономическая система
2. Система региона как синергетическая совокупность элементов
3. Внутрисистемная совместимость и зависимость элементов
4. Единство вектора цели элементов и образуемых ими подсистем
5. Единство анализа и синтеза, исторического и логического
6. Определяющее влияние административно-политического фактора
7. Восхождение от абстрактного к конкретному
8. Обучаемость и развитие региональной системы.