Системный подход в управлении

Презентация 12 ноября 2015 года

Системный подход в менеджменте развивается с 50-х гг. XX в.. В системном менеджменте управляемая деятельность анализируется по четырем основным категориям: процессы деятельности, функциональные структуры, ресурсы, способы деятельности. Взаимосвязь этих элементов и организационная целостность систем управляемой деятельности обеспечиваются системной организацией самого менеджмента и его ролевой специализацией. Системный подход предполагает не только «видение всей картинки целиком», но и умение смотреть «вглубь» системы, умение работать на различных ее уровнях. Именно инструменты системного подхода позволяют получить максимально эффективные решения и устранить препятствия при движении к цели с оптимальным использованием ресурсов, что и требуется от менеджера.

Системное мышление основано на понимании системы, структуры явления и их взаимосвязи. Систематический мыслитель видит связь между частным и общим (целым). Системное мышление направлено на поиск связей между идеями и принципами.

Системное мышление позволяет по-новому взглянуть на мир, даёт специализированный язык и набор инструментов, которые вы можете использовать в работе и повседневной жизни для решения самых трудных проблем.


Системное мышление – это такое понимание реальности, которое подчёркивает значимость взаимодействий между частями системы, а не действий самих частей. Основанное на науке системодинамике (system dynamics), системное мышление покоится на солидной теоретической базе и обладает широкой практической применимостью и высокой эффективностью.

Системное мышление порождает перспективное видение мира, позволяя видеть в новом свете события и их сплетения (образы), происходящие в нашей жизни, и реагировать на них более адекватно, т.е. успешнее достигать цель.

Системное мышление как специальный язык
В качестве языка системное мышление обладает уникальными качествами, позволяя общаться с другими по поводу множества систем вокруг и внутри нас:
• фокусирует внимание на целом, а не на частях, и подчёркивает роль взаимодействий, в том числе и роль каждого из нас в системах на работе и в быту;
• придаёт большее значение петлям обратной связи, чем линейным причинно-следственным связям;
• содержит специальные термины, описывающие поведение систем, например, самоусиливающийся процесс (положительная обратная связь, при которой происходит экспоненциальный рост* или коллапс системы**) и уравновешивающийся процесс (отрицательная обратная связь, которая компенсирует отклонения и обеспечивает устойчивость системы).

*Выражение «экспоненциальный рост» вошло в наш лексикон для обозначения быстрого, как правило, безудержного увеличения.

**Коллапс системы – полный крах, развал, разрушение системы под воздействием внешних или внутренних сил.

В чём важность системного мышления?
Значимость системного мышления заключается в том, что оно помогает находить надёжно обоснованные решения проблем. Иначе говоря, системное мышление даёт вам более точную картину реальности, позволяющую использовать природные факторы для достижения желаемого результата. Оно также побуждает вас мыслить о проблемах и их решениях в долгой перспективе, например, как рассматриваемое решение скажется на долгосрочных событиях? Какие нежелательные последствия могут произойти? Наконец, системное мышление базируется на фундаментальных, универсальных принципах, которые вы станете распознавать во всех аспектах вашей деятельности.

Системное мышление в любом из своих проявлений – новое видение мира, особый профессиональный язык или рабочий инструментарий для решения проблем – обладает мощным потенциалом для достижения успеха в любом виде деятельности. Чем больше вы узнаёте об этой интригующей области знаний, тем больше желание узнать ещё!

Системой называется совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, образующих сложное единое целое. Любые объекты являются системами, – например, какое-нибудь подразделение в вашей организации, кровеносная система вашего организма, совокупность «хищник – жертва» в природе, система зажигания в вашем автомобиле и т.д.. Экологические и социальные системы являются живыми системами; технические системы вроде автомобиля или стиральной машины – неживыми.

Итак,
1) Системой является совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом.

2) Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из её компонентов.

3) Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность.

4) Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта

Заинтересованным субъектом является менеджмент. Именно внешний наблюдатель проводит границу системы и определяет её состав в зависимости от своего взгляда на ту или иную проблему.

Например, предприятие с точки зрения клиента - это система, способствующая удовлетворению его потребностей. С точки зрения работника, предприятие - это система, обеспечивающая его занятость, либо создающая условия для его служебного роста при приемлемых затратах труда, его условиях и оплате. Наконец, государство может рассматривать предприятие как систему, обеспечивающую поступление налоговых платежей в казну или, как в случае с государственной корпорацией «Росатом», выполняющую оборонную функцию.

Люди с разными взглядами на проблему по-разному проводят границу системы и, следовательно, она при этом имеет разный набор компонентов.

Необходимо различать два способа использования систем:
-для представления интересующих нас ситуаций на основе уже имеющегося понимания
-для построения целостного восприятия новых, уникальных ситуаций.

Одним из способов анализа функций систем является разбиение видов их деятельности на три категории:
- осуществление физических процессов, связанных с их задачами
- обмен информацией
- управление их деятельностью, посредством мониторинга, как внутренних ситуаций, так и внешних влияний.

Системы обладают рядом определяющих особенностей:
• Каждая система играет определённую роль в большей системе.
Например, отдел исследований и разработок в вашей организации имеет целью генерировать новые идеи о производимых организацией продуктах и их качестве.
• Для оптимального функционирования системы важны ВСЕ части системы.
Например, ваш отдел исследований и разработок включает людей, оборудование и процессы (технологии работы). Отдел не сможет работать без любой из этих составляющих.
• Для исполнения целевой функции системы её части должны быть связаны определённым образом. Например, если отдел исследований и разработок подчинить отделу снабжения, работа системы сильно затруднится.
• Обратная связь позволяет системе изменяться.

Понятие обратной связи играет центральную роль в системном мышлении. Под обратной связью понимается информирование управляющей системы о результате исполнения выданного ею управляющего воздействия. Эта информация влияет на следующее управляющее воздействие. Например, вы повернули руль автомобиля так, что машину повело на обочину. Увидев это (по обратной связи), вы поворачиваете руль в другую сторону.
• Система сохраняет устойчивость благодаря адаптации за счёт обратной связи.
Например, температура вашего тела поддерживается на уровне 36,6 градусов по Цельсию. Если вам станет жарко, вы начинаете потеть, и испарение пота охлаждает ваше тело.

Назовём ещё раз основные признаки системы:
1) все элементы (компоненты) системы упорядочены;
2) поведение системы изменяется при исключении любого компонента;
3) система осуществляет деятельность;
4) система определена с позиции заинтересованного субъекта.

В целях обеспечения жизнеспособности компании менеджеру необходимо:
а) определить системные связи в окружающей среде, чтобы определить смысл предлагаемого бизнеса (миссия, ценности, стратегические цели, стратегии действия) в ней (Как действовать?);
б) выстроить отношения с потребителями продуктов компании лучше, чем это смогут сделать конкуренты (Для кого осуществляется деятельность?);
в) построить системную карту для функционирования эффективных взаимосвязей, приносящих прибыль (Зачем и на кого необходимо воздействовать и с кем взаимодействовать?);
г) определить собственное место в системе, чтобы раскрыть свой природный потенциал, который определяет выживаемость компании (Каким должно быть лидерство и власть?).

Сущность корпоративного обучения:

1) достижение развития компании через развитие каждого его сотрудника;

2) обеспечение эффективности компании через выполнение правильных решений и действий в текущей ситуации;

3) получение дополнительной прибыли за счёт экономичности, эффективности, результативности и справедливости выполненных решений.

Задание

Разделитесь на три группы.

Первой группе предстоит построит систему РАЗВИТИЯ компании «Стройбат»

Второй группе необходимо построить систему ЭФФЕКТИВНОСТИ компании «Стройбат»

Третьей группе требуется построить систему получения ПРИБЫЛИ компании «Стройбат»

Наши рекомендации