Требование к качеству чая

Чай должен соответствовать требованиям ГОСТ (для черного чая – ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия»).

Основные показатели качества чая:

Цвет и крепость настояПод крепостью чая понимают степень концентрации растворимых веществ чайного листа в чайном настое: чем больше их вышло в настой, тем крепче чай.

Вкус и ароматЧай с приятным, сильным ароматом имеет и хороший терпкий вкус. Сочетание вкуса и аромата создаёт так называемый букет чая, воспринимаемый лучше органами осязания, чем обоняния. Аромат как некое ярко выраженное особое качество чая для них не существует.

Дефекты

Дефектами чая считаются:

- засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) - вследствие сбора с кустов грубого чайного листа и недостаточной очистки при сортировке;

- кислые привкус и запах из-за нарушения процесса и длительности ферментации, сушки;

- жаристый чай - в результате неправильной сушки (высокая температура и медленное продвижение чая в сушильном аппарате);

- затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи - из-за нарушения технологии, повышенной влажности (более 9%) чая при хранении. Такой чай к употреблению не пригоден;

- мешаный чай - неоднороден из-за плохой сортировки или плохого подбора по однородности при купаже;

- серый цвет типса - результат чрезмерного трения при сухой сортировке чая и продолжительном скручивании листа;

- черный цвет типса - характерен для чая майского и июньского сборов, получается при излишней сушке;

- мутный настой - следствие переферментации чая;

- «водянистый», «пустой» вкус настоя - из-за чрезмерно слабого скручивания или слишком длительной ферментации;

- безжизненный настой (чай с недостаточно вяжущим вкусом) - результат излишней влаги в листе из-за запаривания чая при сушке;

- зелень чая (наличие «зеленого» аромата и горького вкуса) - результат недостаточной ферментации;

- темный цвет разваренного листа - следствие излишней ферментации и чрезмерного завяливания;

- пестрый цвет разваренного листа - получается при переработке неоднородного материала.

Маркировка

На маркировке чая и чайных напитков должна быть указана следующая информация:

- наименование продукта;

- наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения;

- масса нетто; - товарный знак;

- состав продукта способ приготовления;

- сорт;

- дата изготовления ими упаковывания;

- срок годности или срок хранения;

- условия хранения, если они отличаются от обычных;

- обозначение нормативно или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

- вакуумная упаковка (при наличии);

- информация о сертификации.

Указанная маркировка наносится: на этикетке для пачек чая в мягкой упаковке и трафаретом для полужесткой упаковки. Мелкий чай должен иметь на этикетке надпись «мелкий». На пакетике для разовой заварки указывают способ заварки.

При фасовке чая в художественно-оформленные чайницы наименование предприятия изготовителя, его адрес указывают на ярлыке, который вкладывается в каждую упаковочную единицу.

Транспортная маркировка должна иметь манипуляционный знак «БОИТСЯ СЫРОСТИ». На каждую упаковочную единицу транспортной тары трафаретами наносят маркировку с указанием:

- товарного знака и наименование предприятия – изготовителя, его адреса;

- наименование чая, сорта, массы нетто в упаковочной единице и количество упаковочных в ящике;

- массы брутто и нетто ящика, кг;

- обозначение настоящего стандарта;

- даты упаковки.

В каждый ящик с чаем вкладывают ярлык с указанием фамилии упаковщика.

Упаковка

Чайницы, коробки и пачки с расфасованным чаем необходимо упаковывать в ящики из фанеры, гофрированного картона или в тару-оборудование. Допускается использование и дополнительной упаковки — мешков-вкладышей из полиэтиленовой или терефталатной пленки. На каждой единице упаковки наносится необходимая маркировка — товарный знак, а также название предприятия-изготовителя и его контактные данные, наименование продукции и место сбора чайного листа, массу (нетто), сорт и номер стандарта. Ящики плотно закрывают крышкой и забивают.

Хранение

Срок хранения расфасованного отечественного чая и смешанного с импортным составляет двенадцать месяцев от даты упаковки. Импортного чая — восемнадцать месяцев. Если чай упаковывается в ящики с дополнительными мешками-вкладышами из полиэтиленовой пленки, то гарантийный срок хранения продлевается до двух лет. В случае нефасованного зеленого и черного чая срок хранения составляет всего восемь месяцев.

Подготовка к продаже

Размещение и выкладка

Выкладка чая

Отдел чайной продукции формируется в группе бакалейных товаров, которая обычно находится в глубине торгового зала.

Допускается выкладка чая двумя способами - по производителям и по категориям.

Рядом с чаем должны находиться кофе, какао, кондитерские изделия, различные джемы и конфитюры.

Чай можно выкладывать в непосредственной близости с дорогими спиртными напитками табаком, курительными принадлежностями. Для реализации упакованного чая достаточно использовать обыкновенные стеллажи.

Оптимальным является вертикальное расположение товаров одного производителя. При этом рекомендуется при выкладке чая использовать следующие правила:

На уровне глаз (самые выгодные полки для выкладки товаров) важно размещать такие упаковки чая, которые пользуются наибольшим спросом (наибольший показатель продаж). Как правило, это самые маленькие упаковки (чай непакетированный);

На нижних полках располагаются упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем на более низкой полке она находится; на полке чуть выше уровня глаз располагаются товары с ярко выраженными вкусовыми характеристиками, новые сорта на самой верхней полке целесообразно не делать массовую выкладку, как это обычно делается в большинстве магазинов, а использовать ее для создания имиджа товара/производителя.

Наши рекомендации