Учение как деятельность образовательного процесса

До сих пор мы рассматривали деятельность как чистое исполнительство: берется предмет и с помощью средств преобразуется в продукт. Но уже в определении деятельности заложен признак цели — желаемого продукта. Еще нет продукта, не было никаких преобразований, может быть нет и предмета, а есть только воображение. Но без воображения нет смысла что-то делать— надо знать, что делать и как делать. А, делая и сделав, надо убедиться, что нет отклонений от заданной траектории и цель достигнута. Таким образом, наряду с исполнением (преобразованием предмета в продукт) необходимо управление им, осуществляемое до, в процессе и после исполнения. Такое управление называется ориентировкой или ориентировочной частью действия. Ориентировка состоит в получении знаний о деятельности и применении их для регуляции исполнения.

Ориентировка включает два процесса: планирование и контроль. Планирование — это получение знаний обо всех компонентах деятельности: предмете, продукте, средствах, действиях. Эти знания называются ориентировочной основой деятельности. Контроль — это проверка соответствия исполнения (фактического предмета, продукта, средств и действий) ориентировочной основе действия. Корректировка означает возврат к тем или иным исполнительным или ориентировочным действиям.

Разберем на примере функциональные группы действий. Возьмем несложную деятельность: измерение тока в цепи с помощью амперметра. Прежде всего рассмотрим исполнительную часть, ее предметный состав. Предмет деятельности — электрическая цепь. Продукт — знание величины тока как свойства процесса, протекающего в этом объекте (в цепи). Средство — прибор амперметр. Действия — подключение прибора в цепь, измерение, фиксация результата измерения — значения величины тока. Ориентировочная основа действия — это знания обо всех предметных компонентах деятельности, а именно: об электрических цепях, о токе и его величине, о приборе амперметре, о способе измерения тока с помощью амперметра. Ориентировочные действия: планирование — получение знаний об измерении тока (из учебника, из инструкции обследования), нахождение в цепи и приборе признаков и компонентов, участвующих в исполнительных действиях; контроль — проверка выполнимости действий, реальности полученных данных, повторные измерения, тестирование прибора.

Ориентировка и исполнение связаны причинно-следственной зависимостью: исполнение зависит от ориентировочной основы деятельности, от знаний. Решающей характеристикой ориентировочной основы деятельности является ее полнота. Полные знания способствуют правильности, безошибочности исполнения. Неполные знания ведут к дополнительным ориентировочным действиям, направленным на поиск недостающих знаний.

Глубина, существенность знаний определяют разумность деятельности, степень понимания условий задачи и способа решений.

Характеристики деятельности. С точки зрения деятельностной теории обучения уровень усвоения действий — это степень сформированности действий, характеризующаяся достигнутыми в обучении показателями по всем возможным их параметрам.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре основными. Предварительные этапы призваны создать необходимые условия для выполнения действия (мотивационного и ориентировочного), а основные этапы описывают ход выполнения самого действия.

1 этап — мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойствами ненасыщаемости. Такая познавательная мотивация часто пробуждается с помощью проблемного обучения. Если обучающийся приходит на занятие со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не требуется; в противном случае необходимо с помощью внешней или внутренней мотивации обеспечить включение обучающегося в совместную деятельность с преподавателем.

II этап — ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.

III этап — материальный, или материализованный (название этапов, начиная с третьего, совпадают с названием форм действия). На этом этапе обучающийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правиль­ностью выполнения каждой операции, входящей в состав дейст­вия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми обучающимися.

IV этап — внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи. Это обеспечи­вает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием.

V этап — беззвучной устной речи (речь про себя). Отличается
от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и
сокращенностью.

VI этап — умственного, или внутриречевого действия. На этом
этапе действие максимально сокращается и автоматизируется,
становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

На основе возможных градаций характеристик действий устанавливаются и уровни овладения ими по каждому параметру. Так, по параметру формы ориентировочных операций действие может быть усвоено до приобретения умения:

1) по описанию (материальная или материализованная форма);

2) без опоры на инструкцию, но с предварительным вспомина­нием действия в развернутом виде вслух или "про себя" (речевая форма действия);

3) без опоры на текст или без развернутого воспроизведения его описания или мыслительного предварительного проговаривания порядка выполнения действия (умственная форма).

Таковы возможные уровни усвоения действия, согласно кото­рым должны быть заданы необходимые уровни усвоения дисцип­лины (табл. 2.1).

Личностный аспект деятельности. Деятельность выполняет чело­век. Его жизнь, его мир, его психика шире и богаче, чем любая отдельно взятая деятельность. Включая ее в свою жизнь, человек накладывает на нее отпечаток своей личности, вводит ее в систему своего опыта, окрашивает эмоциями своих желаний и оценок. Поэтому рассмотрим отношение деятельности и личности.

Личность — центральное психологическое образование, объединяющее начало в человеке. Здесь имеется в виду не стиль поведения, не темперамент, не свойства нервной системы (сила/ слабость, подвижность/инертность), а содержание желаний, мыслей и чувств человека, его жизненная позиция, идеалы, ценностные ориентиры, его мировоззрение и т.д. Чтобы разобраться в таком многоаспектном образовании, как личность, проведем аналогию с ориентировочной основой деятельности. Для этого представим себе жизнь человека как огромную деятельность— жизнедеятельность.

Жизнедеятельность человека, как любая деятельность, должна иметь свой предмет, продукт, средства, действия. Предмет жизнедеятельности — мир: природа и общество, сам человек.

Средства жизнедеятельности — это, прежде всего, психические и физические ресурсы самого человека, включая технику. К психическим средствам относится уникальное идеальное средство — язык и называемые перцептивные эталоны (образцы цветов, форм, размеров и др.). Физические ресурсы — это организм человека, его здоровье.

Составными частями жизнедеятельности являются конкретные деятельности.

Ориентировочная основа жизнедеятельности составлена из знаний всех ее компонентов и личных оценок этих компонентов. Последнее отличает ориентировочную основу жизнедеятельности от ориентировочной основы конкретной деятельности.

Знание предмета жизнедеятельности — это образ мира (общие знания о природе, обществе, сознании) и образ "Я" (представление о самом себе и самооценка). Образ "Я" выделяется имению по личностному признаку, как деятель выделяется из деятельности.

Образ "Я" — наиболее чувствительное психическое образование. Его здоровое состояние (самоуважение плюс самокритика) может нарушаться как в сторону самоуничижения (комплекс неполноценности), так и в сторону некритичности к себе и гипертрофированного самоуважения (комплекс Наполеона). В процессе общения между людьми наряду с обменом информацией о внешнем мире идет обмен образами "Я", оказывающий колоссальное влияние на результат общения и взаимоотношения людей. Здесь очень важно, затрагивает ли собеседник мой образ "Я", повышает!" или понижает его оценку. При этом нормы

Таблица 2.1.

Наши рекомендации