Учение как деятельность образовательного процесса
До сих пор мы рассматривали деятельность как чистое исполнительство: берется предмет и с помощью средств преобразуется в продукт. Но уже в определении деятельности заложен признак цели — желаемого продукта. Еще нет продукта, не было никаких преобразований, может быть нет и предмета, а есть только воображение. Но без воображения нет смысла что-то делать— надо знать, что делать и как делать. А, делая и сделав, надо убедиться, что нет отклонений от заданной траектории и цель достигнута. Таким образом, наряду с исполнением (преобразованием предмета в продукт) необходимо управление им, осуществляемое до, в процессе и после исполнения. Такое управление называется ориентировкой или ориентировочной частью действия. Ориентировка состоит в получении знаний о деятельности и применении их для регуляции исполнения.
Ориентировка включает два процесса: планирование и контроль. Планирование — это получение знаний обо всех компонентах деятельности: предмете, продукте, средствах, действиях. Эти знания называются ориентировочной основой деятельности. Контроль — это проверка соответствия исполнения (фактического предмета, продукта, средств и действий) ориентировочной основе действия. Корректировка означает возврат к тем или иным исполнительным или ориентировочным действиям.
Разберем на примере функциональные группы действий. Возьмем несложную деятельность: измерение тока в цепи с помощью амперметра. Прежде всего рассмотрим исполнительную часть, ее предметный состав. Предмет деятельности — электрическая цепь. Продукт — знание величины тока как свойства процесса, протекающего в этом объекте (в цепи). Средство — прибор амперметр. Действия — подключение прибора в цепь, измерение, фиксация результата измерения — значения величины тока. Ориентировочная основа действия — это знания обо всех предметных компонентах деятельности, а именно: об электрических цепях, о токе и его величине, о приборе амперметре, о способе измерения тока с помощью амперметра. Ориентировочные действия: планирование — получение знаний об измерении тока (из учебника, из инструкции обследования), нахождение в цепи и приборе признаков и компонентов, участвующих в исполнительных действиях; контроль — проверка выполнимости действий, реальности полученных данных, повторные измерения, тестирование прибора.
Ориентировка и исполнение связаны причинно-следственной зависимостью: исполнение зависит от ориентировочной основы деятельности, от знаний. Решающей характеристикой ориентировочной основы деятельности является ее полнота. Полные знания способствуют правильности, безошибочности исполнения. Неполные знания ведут к дополнительным ориентировочным действиям, направленным на поиск недостающих знаний.
Глубина, существенность знаний определяют разумность деятельности, степень понимания условий задачи и способа решений.
Характеристики деятельности. С точки зрения деятельностной теории обучения уровень усвоения действий — это степень сформированности действий, характеризующаяся достигнутыми в обучении показателями по всем возможным их параметрам.
Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре основными. Предварительные этапы призваны создать необходимые условия для выполнения действия (мотивационного и ориентировочного), а основные этапы описывают ход выполнения самого действия.
1 этап — мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойствами ненасыщаемости. Такая познавательная мотивация часто пробуждается с помощью проблемного обучения. Если обучающийся приходит на занятие со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не требуется; в противном случае необходимо с помощью внешней или внутренней мотивации обеспечить включение обучающегося в совместную деятельность с преподавателем.
II этап — ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.
III этап — материальный, или материализованный (название этапов, начиная с третьего, совпадают с названием форм действия). На этом этапе обучающийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми обучающимися.
IV этап — внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи. Это обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием.
V этап — беззвучной устной речи (речь про себя). Отличается
от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и
сокращенностью.
VI этап — умственного, или внутриречевого действия. На этом
этапе действие максимально сокращается и автоматизируется,
становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.
На основе возможных градаций характеристик действий устанавливаются и уровни овладения ими по каждому параметру. Так, по параметру формы ориентировочных операций действие может быть усвоено до приобретения умения:
1) по описанию (материальная или материализованная форма);
2) без опоры на инструкцию, но с предварительным вспоминанием действия в развернутом виде вслух или "про себя" (речевая форма действия);
3) без опоры на текст или без развернутого воспроизведения его описания или мыслительного предварительного проговаривания порядка выполнения действия (умственная форма).
Таковы возможные уровни усвоения действия, согласно которым должны быть заданы необходимые уровни усвоения дисциплины (табл. 2.1).
Личностный аспект деятельности. Деятельность выполняет человек. Его жизнь, его мир, его психика шире и богаче, чем любая отдельно взятая деятельность. Включая ее в свою жизнь, человек накладывает на нее отпечаток своей личности, вводит ее в систему своего опыта, окрашивает эмоциями своих желаний и оценок. Поэтому рассмотрим отношение деятельности и личности.
Личность — центральное психологическое образование, объединяющее начало в человеке. Здесь имеется в виду не стиль поведения, не темперамент, не свойства нервной системы (сила/ слабость, подвижность/инертность), а содержание желаний, мыслей и чувств человека, его жизненная позиция, идеалы, ценностные ориентиры, его мировоззрение и т.д. Чтобы разобраться в таком многоаспектном образовании, как личность, проведем аналогию с ориентировочной основой деятельности. Для этого представим себе жизнь человека как огромную деятельность— жизнедеятельность.
Жизнедеятельность человека, как любая деятельность, должна иметь свой предмет, продукт, средства, действия. Предмет жизнедеятельности — мир: природа и общество, сам человек.
Средства жизнедеятельности — это, прежде всего, психические и физические ресурсы самого человека, включая технику. К психическим средствам относится уникальное идеальное средство — язык и называемые перцептивные эталоны (образцы цветов, форм, размеров и др.). Физические ресурсы — это организм человека, его здоровье.
Составными частями жизнедеятельности являются конкретные деятельности.
Ориентировочная основа жизнедеятельности составлена из знаний всех ее компонентов и личных оценок этих компонентов. Последнее отличает ориентировочную основу жизнедеятельности от ориентировочной основы конкретной деятельности.
Знание предмета жизнедеятельности — это образ мира (общие знания о природе, обществе, сознании) и образ "Я" (представление о самом себе и самооценка). Образ "Я" выделяется имению по личностному признаку, как деятель выделяется из деятельности.
Образ "Я" — наиболее чувствительное психическое образование. Его здоровое состояние (самоуважение плюс самокритика) может нарушаться как в сторону самоуничижения (комплекс неполноценности), так и в сторону некритичности к себе и гипертрофированного самоуважения (комплекс Наполеона). В процессе общения между людьми наряду с обменом информацией о внешнем мире идет обмен образами "Я", оказывающий колоссальное влияние на результат общения и взаимоотношения людей. Здесь очень важно, затрагивает ли собеседник мой образ "Я", повышает!" или понижает его оценку. При этом нормы
Таблица 2.1.