Характеристика учебной деятельности усвоения действий на различных уровнях

Уровень В результате усвоения на этом уровне обучающийся может Характер ориентировочных и исполнительских действий Контрольные действия
преподавателя обучающегося Характер контрольного задания, определяющего достижение уровня Характер действий обучающегося в ходе выполнения контрольного задания
I — знаком-ство   Узнавать изученные объекты, процессы, явления, способы действия Изложить информацию, показать, объяснить технологию действия Прослушать, воспринять, понять, запомнить настолько, чтобы узнать Вопрос с предъявлением (описанием) объекта, процесса, явления, способа действия Узнать объект (процесс, явление, способ действия)  
II - воспроизведение Воспроизво-дить изученную информацию, повторять усвоенные действия (операции) То же и провести закрепление, организовать самоподготов-ку к воспроиз-ведению действий То же и отрепетиро-вать воспроизведе-ние действий Вопрос, предусматриваю-щий устное или письменное вос-произведение информации, повторение дейст-вия (операций); типовая задача Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия; решить типовые задачи
III – умения и навыки Выполнять действия (операции), методика и форма (про-грамма, алго-ритм) которых изучены при обучении, а со-держание и ус-ловия — новые То же и выполнить упражнения, организовать тренировочные действия обучающихся То же и приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных действий   Задание на выполнение практических или приближенных к практике действий, нетиповая задача   Выбрать целесообраз- ную последо-вательность действий, правильно их осуществить
IV - творчество Участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в рационализа-торской и изобретатель-ской работе То же и по специальной методике провести обучение техническому творчеству То же и пройти обучение по специальной методике   Задание на исследователь-скую, рациона-лизаторскую, изобретательскую работу   Выполнить продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны


нравственности должны дополняться конкретными приемами деликатного обращения к человеку.

Знания продукта жизнедеятельности — это личная система ценностей, отличающиеся от просто значимых ценностей тем, что они лично приняты и значимы, служат фактическими ценностными ориентирами выбора, принятия решений и фактическими стимулами, личным интересом в деятельности.

Знания состава жизнедеятельности — это знания конкретных деятельностей и соотношения между ними — своеобразный план жизни, определяющий ее распорядок и крутые повороты судьбы (выбор профессии, создание семьи).

Выше раскрыты понятия психических познавательных процессов как особых форм предметной деятельности. От характеристики отдельных психических процессов перейдем к синтетической учебной деятельности, в которой объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. В этом огромная заслуга деятельностного подхода, пришедшего на смену подходу функциональному. По В.В.Давыдову [26] понятие учебной деятельности нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности.

В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Содержанием учебной деятельности служат теоретические знания, которые в свою очередь определяются как единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий. Этот вывод следует, по мнению автора концепции, из того, что в учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия.

Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Такое движение мысли требует выделения исходной "клеточки", из которой логически может быть выведено все многообразие частных особенностей и проявлений данного предмета.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. На основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия без понимания содержательной стороны деятельности. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) не сформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. По определению ИИ. Ильясова [32], деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. На основании сказанного в начале параграфа, можно заключить, что предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. При этом изменяются как поверхностные, так и глубинные его уровни в тесной взаимосвязи друг с другом.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относятся:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки учебного материала.

Конкретный состав этих действий на втором уровне будет зависеть от того, сообщается ли содержание знания преподавателем в явной форме (письменно или устно), или оно выводится из общих знаний, также полученных от преподавателя, или подлежащее уяснению знание добывается путем самостоятельного поиска. Действия и операции второго уровня, обеспечивающие обработку учебного материала, могут состоять в заучивании, выполнении упражнений, поэтапной отработке и интериоризации (перечень и последовательность прохождения этапов см. в § 2.6).

Параллельно с исполнительными действиями по уяснению и обработке материала осуществляются контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий. Для преподавателей высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Фактически речь идет о том, чтобы научить студентов учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными знаниями. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению. Это невозможно сделать без некоторого объема знаний психологического и логико-методологического характера, в том числе знания о самой учебной деятельности, а также знания обобщенных характеристик предмета, подлежащего усвоению.

Вышеизложенное о фактах, влияющих на эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса, позволяет выделить следующие компоненты этой деятельности как инструмента мышления.

1. Деятельность студента, направленная на изучение и овладение основами данной дисциплины. При этом предполагается слушание, чтение, конспектирование, осмысление, реферирование и другой учебной информации под углом зрения достижения определенных учебных целей.

2. Деятельность студента, направленная на изучение методов решения задач, показывающих состав и содержание аппарата практического применения основных теоретических положений дисциплины. В состав этой фазы познавательной деятельности входят чтение, осмысление, выполнение действий по образу, структурирование решений, анализ различных примеров рационального применения типовых приемов и алгоритмов, составления обобщенных предписаний, тренировки, упражнения и т.п.

3. Деятельность по использованию приобретенных знаний в плане их действенности и достоверности на практике посредством различных форм контроля и самоконтроля. Этот компонент познавательной деятельности, направленный на формирование инструмента мышления студента в рамках данной дисциплины.

Развивая суть изложенных компонентов познавательной Деятельности как процесса овладения знаниями в рамках данной дисциплины нужно отметить, что этот процесс учения может быть эффективным при следующих условиях:

• На базе разнообразных средств наглядности и методов поднятия мотивации студенты получают на уровне знакомства полную и адекватную информацию о содержании, назначении и методах овладения системой знаний и умений, которая составляет предмет данной дисциплины, а также убеждаются в том, что предлагаемая для изучения и овладения система знаний и умений имеет важное значение для их профессиональной квалификации.

• Каждый студент обеспечивается индивидуальными учебно-
методическими пособиями-руководствами, при помощи которых
преподаватель осуществляет косвенное управление процессом
овладения знаниями, вовлекая студентов в адекватную самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность над систематизированной и целенаправленно представленной учебной информацией с гарантированным достижением запланированного результата.

• Текущие успехи или неуспехи каждого студента в овладении знаниями и умениями в соответствии с поставленными в данной дисциплине и принятыми студентом целями, определяемые по результатам действий студента на контрольно-зачетных занятиях, показывающих действенность и прочность усвоенных им знаний, являются критериями и детерминантами для выработки последующих управляющих воздействий в системе управления (или самоуправления) обучением.

При этом отмечается также, что самостоятельное изучение, самостоятельная работа над учебным материалом являются главными в учебной деятельности каждого обучающегося. Поэтому так важно, чтобы и преподаватели, и каждый студент понимали сущность и значение самостоятельной работы в учебном процессе. В настоящее время часто наблюдается сведение самостоятельного изучения к выполнению (преимущественно во внеаудиторное время) некоторой системы заданий, к ответам на вопросы и конспектированию учебников и учебных пособий, которое, как правило, студентами выполняется в виде механического переписывания (лишь бы представить выполненное задание). Нам представляется, что главной целью самостоятельного изучения является приобретение умений понять текст, вычленить и переосмыслить постановки типовых проблем и рациональные образцы деятельности, составить на базе анализа учебных текстов предписания и алгоритмы для решения целевых задач, осмыслить и четко обрисовать в конспекте сущность теоретических построений, рассмотренных в тексте, и их место в системе профессиональных знаний.

Эти умения определяют эффективность и качество познавательной деятельности каждого студента, а сами эти учения формируются в адекватной учебной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятию "деятельность".

2. Назовите основные признаки и классификацию деятельности.

3. Как вы поняли смысл определений "интериоризация" и "мотив"?

4. Что является конечным результатом деятельности?

5. Как вы понимаете выражение "ориентировочная основа деятельности"?

6. Раскройте суть учебной деятельности как "инструмента мышления".

7. Как определяется главная суть процесса учения?

Наши рекомендации