Оформление контрольной работы
Введение
Выполнение контрольных заданий является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочной формы обучения всех профилей.
Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Безопасность жизнедеятельности». Задания составлены по наиболее актуальным проблемам курса. Для выполнения работы представлены развернутые планы по предлагаемым темам.
Бакалавр - педагог профессионального обучения должен иметь четкое представление о санитарно-гигиенических требованиях к естественному и искусственному освещению в учебных классах и лабораториях (на базовом предприятии), о состоянии вентиляционных систем, запыленности и загазованности воздуха помещений. Знать санитарно-гигиенические требования к организации обучения в учебных заведениях; гигиеническую характеристику условий труда; закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; влияние параметров метеорологических условий и других физических, химических, биологических и психофизиологических факторов на здоровье учащихся. Иметь комплексное представление о производственном травматизме и заболеваемости с временной потерей трудоспособности, общей и профессиональной заболеваемости; способности человека переносить воздействия опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, педагог должен быть вооружен знаниями и практическими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения, организации рациональных условий труда и путей борьбы с утомлением.
Требования к содержанию и оформлению
Контрольной работы
Задания для контрольной работы содержат два вопроса из того или иного разделов курса «Безопасность жизнедеятельности». Один из вопросов контрольного задания выполняется в форме реферата. Второй представлен в виде краткого тестового задания, представляющего собой решение ситуационной задачи, или программированного контроля при ответах студентов на ряд поставленных вопросов.
Понятие «Реферат» имеет латинские корни и происходит от referre – «докладывать, сообщать» и представляет собой краткое изложение в письменном виде (или в форме публичного выступления) содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературных и других источников.
Реферат должен отличаться небольшим объемом и наиболее полно излагать основное содержание рассматриваемого вопроса. Сущность и назначение реферата заключается в изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в научной литературе. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно используя другие источники, в том числе научные периодические издания. Реферат должен иметь план, в соответствии с которым и должен излагаться материал по исследуемому вопросу. На все используемые цитаты, нормативные документы и другие источники должны быть ссылки, которые могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке используемой литературы.
Содержание работы
Первая часть задания (реферат) излагается по следующей схеме:
1. План реферата с указанием страниц в тексте.
2. Введение, содержащее обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент раскрывает, цели и задачи раскрываемой проблемы.
3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, обоснование физиолого-гигиенических явлений и процессов, факторов и условий, а также анализ путей и способов решения задач, поставленных в работе.
5. Заключение, представляющее собой резюме и краткие выводы по изложенному материалу.
6. Список используемой литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (автор с указанием инициалов, название источника, издательство, год издания и количество страниц).
Вторая часть задания (тест): выполняется на отдельном листке и представляет собой полное изложение задания и решений поставленной задачи (или изложение ответов на поставленные вопросы). Соответствующий номер теста, необходимый для выполнения того или иного задания, указывается в первом варианте задания.
Оформление контрольной работы
При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться плана, изложенного в методических рекомендациях.
Студенту необходимо изучить теоретические аспекты задания по данным литературы, ознакомиться с фактическим материалом соответствующего учреждения (предприятия), имеющимся в службах охраны труда и техники безопасности. Полученные Фактические данные необходимо сопоставить с требованиями санитарно-технической документации (СНиП, СН, СанПиН, ГОСТ, ОСТ, указания и др.). На основании вышеизложенного дать оценку условий труда на изучаемом объекте, сделать выводы и дать практические рекомендации по оптимизации параметров производственной среды.
В случаях невозможности воспользоваться результатами санитарно-гигиенических исследований по данным предприятия (учреждения) проводится глубокая теоретическая проработка рассматриваемого вопроса и оформление результатов в виде реферата по литературным источникам.
Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки разборчивым почерком. Объем работы в пределах 8-12 страниц рукописного текста и зависит от полноты раскрытия каждого вопроса. Ответы должны быть исчерпывающими.
Варианты заданий для контрольной работы
Тема I.Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия жизнедеятельности
Вариант 1. Основные физиолого-гигиенические характеристики трудовой деятельности и оценка степени функционального напряжения организма при труде. (Тест № 8).
Вариант 2. Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности. (Тест № 2).
Вариант 3. Эргономические вопросы научной организации труда. (Тест № 9)
Вариант 4. Рациональная организация учебно-производственного процесса. (Тест № 4).
Вариант 5. Учебно-производственные факторы и организм подростка. (Тест № 10).
Тема II. Факторы производственной среды и их влияние на организм.
Вариант 1Влияние метеорологических условий на здоровье учащихся (работающих). (Тест № 1).
В случае, если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена следующим примерным планом:
1. Наименование предприятия (учебного заведения).
2. Название подразделения.
3. Название детальной профессии.
4. Описание выполняемых операций.
5. Метеорологические условия на рабочем месте: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения. Охлаждающаяся сила воздуха, колебания метеорологических факторов во времени и пространстве.
6. Источники изменения метеорологических условий (температуры, влажности, теплового излучения), их число и расположение.
7. Положение рабочего места в отношении к источникам изменения метеорологических условий.
8. Характер теплового облучения: общее, местное, какие участки тела рабочего облучаются, частота и длительность облучения (разовая, общая за смену).
9. Режим труда работающего и длительность перерыв в работе, метеорологические условия на месте отдыха.
10. Положение тела рабочего при работе, физическое напряжение.
11. Условия проветривания рабочей зоны (общая, местная, приточная, вытяжная вентиляция).
12. Расположение рабочего места в отношении приточной установки, температура и скорость подаваемого воздуха.
13. Индивидуальные защитные приспособления, применяемые рабочими.
14. Физиологическое состояние рабочего во время работы и после кратковременного перерыва: а) субъективные ощущения; б) частота дыхания;
в) частота пульса; г) температура кожи; д) интенсивность потоотделения.
15. Возможность применения гидропроцедуры во время работы (наличие душевой установки в самом цехе или в помещениях, непосредственно связанным с ним).
16. Возможность обогревания работающих в холодную погоду (наличие соответствующего помещения, его расстояния от рабочего места).
17. Организация снабжения рабочих питьевой водой.
18. Оценка метеорологических условий на основе санитарного законодательства по данным исследований метеорологических условий.
Для более полной характеристики микроклиматических условий можно привести данные анализа случаев простудных заболеваний в текущем году.
19. Причины неудовлетворительного состояния метеорологических условий.
20. Предложения по оздоровлению условий труда.
Вариант 2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния производственного освещения. (Тест № 3).
Педагог должен уметь дать оценку состояния освещения в учебных классах и мастерских. Качественную и количественную характеристику освещения необходимо проводить на основе существующих нормативов.
При выполнении основной части контрольной работы целесообразно придерживаться следующего плана:
1. Краткое описание производственного процесса и характер загрязнения воздушной среды помещения.
2. Размещение рабочих мест: симметричное, беспорядочное, переменное.
3. Размер помещения (длина, ширина, высота, площадь).
4. Потолок: форма, окраска, степень загрязнения, коэффициент отражения.
5. Стены: окраска, степень загрязнения, коэффициент отражения.
6. Влажность воздуха: наличие капели, пара, тумана.
7. Характеристика отдельных рабочих мест:
7.1. Работа, выполняемая учащимися;
7.2. Рабочая поверхность (площадь, помещение, подвижность, форма, высота, материал, окраска);
7.3. Детали (минимальные размеры, цвет, коэффициент отражения, материал);
7.4. Положение тела рабочего, расстояние рабочей поверхности от глаз.
8. Наличие стробоскопического эффекта.
9. Система освещения. Источники света.
10. Характеристика светильников:
10.1. Тип светильников общего освещения, их название, число, мощность ламп;
10.2. Размещение светильников общего освещения, расстояние между ними or стен, высота подвеса над полом и над рабочей поверхностью.
11. Характеристика светильников местного освещения: способ крепления, арматура, мощность ламп.
12. Аварийное освещение (размещение светильников, их число, способ питания, мощность ламп).
13. Состояние осветительных устройств, уход за ними (периодичность чистки, смена ламп и др.).
Вариант 3. Санитарно-гигиенические нормы, правила и требования при работе в условиях запыленности. (Тест № 1).
В случае, если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена следующим примерным планом:
1. Название предприятия, цеха, отделения.
2. Название детальной профессии.
3. Производственный процесс и трудовые операции.
4. Источники образования пыли, их количество, расположение в цехе и по отношению к рабочему месту.
5. Характер пылеобразования (струя, облако и т. д.).
6. Направление пылевой струи (на рабочего, от него).
7. Применяется ли увлажнение материалов пыли.
8. Степень механизации процесса.
9. Наличие местной вытяжной вентиляции (ее устройство и эффективность).
10. Положение рабочего по отношению к источнику пылеобразования, частота и длительность пребывания в зоне опыления.
11. Характеристика других мест пребывания (сточки зрения запыленности воздуха).
12. Индивидуальная защита: а) глаз, б) органов дыхания, в) кожи.
13. Температура и влажность воздуха в местах пребывания рабочего.
14. Характеристика пылевого фактора: состав пыли, ее дисперсность, количество пыли в воздухе.
15. Предложения по оздоровлению условий труда.
Вариант 4. Санитарно-гигиеническая характеристика состояния вентиляционной системы в мастерских учреждений НПО (на базовом предприятии). (Тест № 4).
Для изучения состояния вентиляционной установки должно быть произведено ее описание, оценка отдельных элементов вентиляционного устройства, характеристика санитарных условий труда. При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться следующей схемы:
1. Краткое описание производственного процесса и рабочего помещения (кубатура, количество учащихся).
2. Характеристика основной вредности, изменяющей состояние воздушной среды, характер ее выделения постоянный или периодический, локализированный или рассеянный.
3. Система вентиляции: общеобменная или местная, приточная, вытяжная, рециркуляционная.
4. Техническая характеристика агрегата, мощность мотора.
5. Расположение и санитарная характеристика мест забора приточного воздуха и выброса отработанного.
6. Устройство для подготовки подаваемого воздуха и их техническая характеристика (очистка, подогрев, охлаждение и др.).
7. Расположение приточных и вытяжных отверстий в помещении.
8. Температура и скорость движения подаваемого воздуха (у приточного отверстия воздухопровода).
9. Описание и характеристика местных приточных устройств.
10. Воздухообмен в помещении (отдельно по притоку и вытяжке), кратность обмена.
12. Характеристика воздушной среды при действии вентиляция и без нее:
12.1. температура и влажность воздуха на рабочих местах;
12.2. скорость движения воздуха на рабочих местах, в проходах у дверей, наличие ощутимых токов на рабочих местах;
12.3. запыленность воздуха на рабочих местах;
12.4. концентрация вредных газов и паров на рабочих местах.
Вариант 5.Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда. (Тест № 5).
В случае, если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то для выполнения основной части контрольной работы можно использовать следующий план:
1. Название детальной профессии.
2. Название производственного помещения.
3. Подробное, последовательное описание рабочего процесса, характеристика применяемых материалов и оборудования. Хронометраж отдельных, имеющих наибольшее санитарное значение элементов работы (операций). Распорядок рабочего дня (режим труда и отдыха, наличие регламентированных перерывов в процессе работы).
4. Связана ли работа с возможностью воздействия каких-либо производственных вредностей:
4.1. Запыленность воздуха рабочего места (постоянно или периодически выделяется пыль, ее качественная и количественная характеристики;
4.2. Выделение вредных газов или паров, постоянство их воздействия, качественная и количественная характеристики;
4.3. Возможные мероприятия по борьбе с пыле- и газовыделениями на исследуемом рабочем месте;
4.4. Метеорологические условия на рабочем месте и месте отдыха рабочего (температура, относительная влажность, тепловое облучение); направление лучистого потока по отношению к рабочему месту (облучаемые участки тела и т. п.); постоянство воздействия излучения; колебания метеорологических условий в течение рабочего дня; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями;
4.5. Наличие на рабочем месте выраженной сырости или мокроты (мокрый пол, мокрая ткань и прочее);
4.6. Возможность воздействия на рабочего электрического и магнитных полей, ультрафиолетового и ионизирующего излучений; характеристика источника и условий действия; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями;
4.7. Шум, его источник, степень громкости, продолжительность воздействия, применяемые меры борьбы с ними;
4.8. Сотрясение пола, машины или инструментов; воздействие сотрясения на все тело рабочего(общая вибрация) или на его часть (местная вибрация); постоянство воздействия; характер; частота и амплитуда колебаний; меры борьбы с сотрясениями.
5. Положение тела рабочего при работе; продолжительность вынужденного однообразного положения.
6. Производится ли подъем и перенос тяжестей (вес и расстояние). Постоянство этих работ, общая продолжительность за рабочий день.
7. Выполняются ли частые, быстрые, однообразные движения. Количество их в единицу времени.
8. Нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
9. Опасность травматизма и возможные мероприятия по технике безопасности на данном рабочем месте.
10. Опасность воздействия электротока, характер тока, его напряжение, частота переменного тока. Меры защиты работающих.
11. Основные практические выводы из санитарной характеристики, касающиеся :
а) проведения общих оздоровительных мероприятий на рабочем месте;
б) рекомендаций индивидуальных защитных приспособлений и мер личной гигиены и профилактики;
в) медицинского обслуживания рабочих (структура, диспансеризация);
г) допуска на работу женщин и подростков.
При анализе условий труда необходимо указать характер воздействия тех или иных опасных и вредных производственных факторов на организм работающих и указать принципы нормирования уровней (концентраций) их воздействия в нормативно-технической документации.