Иллюстративного материала
В тексте курсовой работы следует помещать необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося по усмотрению автора часть его в приложение.
Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы.
Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в курсовой работе.
Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения "(рис.3)", либо в виде оборота типа: "...как это видно на рис.3" или "...как это видно из рис.3".
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.
Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:
· наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом "Рис. ";
· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;
· тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;
· экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.
Следует отметить, что экспликация не заменяет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его. Пример: Рис. 4. Схема зоны возможного химического заражения:
1 — от сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ);
2 — от аварийно-химически опасных веществ (АХОВ).
Основными видами иллюстративного материала в курсовых работах являются: чертеж, фотография, рисунок, схема, диаграмма и график.
Чертеж— используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию механизма или его части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.
Фотография— особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.
К фотографии в курсовой работе помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.
Рисунокиспользуется в курсовых работах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою простоту, рисунок обладает широкими познавательными возможностями.
С помощью рисунка можно с большей степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Он помогает легко устранить все ненужное, мешающее понять суть дела и выделить основные части изображаемого, показать механизм или его часть в разрезе. Особенно полезен рисунок, когда требуется показать структуру механизма.
Схема— это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.
На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.
Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.
В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В курсовых работах наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.
Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.
На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальном — ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:
· общий заголовок графика;
· словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных
· элементов графического образа;
· оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;
· числовые данные, дополняющие или уточняющие величину
· нанесенных на график показателей.
Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или проводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.
На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.
По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности, отложенных величии в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.
Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эта часть содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл студент исследователь; в заключительной части указываются их практическая и теоретическая значимость, даются рекомендации по вопросам, которые изучались, указания перспектив дальнейшей разработки проблемы, возможности внедрения результатов работы в практику образования. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, в нём не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Все использованные литературные источники нумеруются и располагаются в алфавитном порядке. В список включаются все источники независимо от того, где они опубликованы: в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете.
При пронумерованном списке литературы достигается значительная экономия в объеме текста курсовой работы, так как устранятся необходимость постраничных ссылок на литературные источники при использовании цитат из этих источников. В тексте курсовой работы достаточно в конце приведённой цитаты указать в скобках номер соответствующего источника по списку и страницу, из которой сделана цитата, например: [15, с.49]. В случае описания источника в целом в скобках отмечается только его номер по списку, например: [7].