Физическая культура — часть общечеловеческой культуры

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

КУРС ЛЕКЦИЙ

(Лекции 1 – 7)

Красноярск

2009 г.

Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М.

Физическая культура. Курс лекций (Лекции 1 - 7). – Красноярск: СИБУП, 2009. - 220 с.

Материал пособия позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физической культуры, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура». Излагаются основы, анатомии, физиологии, медицины, психологии, гигиены человека, диетологии, биоритмологии. Пособие поможет освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Состоит из двух книг: первая книга – лекции 1 -7 (базовая часть для первых курсов), вторая – лекции 8 – 14 (базовая часть для старших курсов. Предназначено для студентов, молодых преподавателей и всех, кто интересуется вопросами физической культуры и здорового образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Номер лекции Тема Количество часов
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.  
Демографические основы здоровья человека.
Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.
Окружающая среда и экология человека.
Концепция здорового образа жизни.
Психоэмоциональный стресс.
Физиологические механизмы адаптации. Гомеостаз.
Социально-биологические основы физической культуры.
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.  
Основы рационального питания.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.  
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.  
Биологические основы интоксикации. Профилактика вредных привычек.  
Первая доврачебная помощь при травмах и неотложных состояниях.  



ЛЕКЦИЯ 1.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

ПЛАН

1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

1.1.2. Спорт — явление культурной жизни.

1.1.3. Компоненты физической культуры.

1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования.

1.2.1. Физическая культура студента.

1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания.

1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры.

1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе.

Контрольные вопросы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура и спорт как социальные феномены.

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство испособ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества иличности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Наши рекомендации