Физическая культура – часть культуры человека и общества

На основе современных концепций теории культуры студен­ты как будущие интеллигенты, носители культуры и специалисты в сфере культуры физической долж­ны хорошо представлять роль и значение физической культуры как вида культуры, ее структуру и функции, взаимные связи с культурой в целом, и конкретными областями человеческой дея­тельности (наукой, политикой, воспитанием, образованием, искус­ством, здравоохранением и др.).

Абитуриенты физкультурных вузов в отличие от всех дру­гих, как правило, имеют не только общее представление о сфере своей будущей деятельности, но и свой личный практический опыт на уровне объекта профессионального воздействия. Больше того, некоторые из них, так или иначе, выступали в роли тренера, учителя физкультуры или их помощников. Поэтому уровень их представления о своей будущей профессии (правда, чаще всего эмпирический), несомненно, выше, чем в технических вузах. Однако в этом кроется и серьезный недостаток: они еще не в со­стоянии представить себе физическую культуру с позиции кон­цепций современной теории культуры.

Слово "культура" известно каждому человеку с детства, но порой под культурой понимают очень узкие признаки человека или в целом общества, что не отражает самой сущности и всего со­держания этого сложнейшего и важнейшего явления.

Первоначальное значение этого понятия, возникшего в Древней Гре­ции, означало «обработка», «возделывание», «совершенствование» и отно­силось это к земле, к природе, которые необходимо усовершенствовать, исходя из потребностей человека.

Это принципиальное положение не только не потеряло своего значе­ния, но приобрело новое, более широкое и значение для понимания сущ­ности этого явления и для более глубокого его познания.

В научном смысле в понятие "культура" включаются все формы общественной жизни, способы и результаты деятельности людей, а также их качество. Следовательно, культура, с одной стороны, - процесс материальной и духовной деятельности лю­дей, с другой - результаты ее.

Культура не дана людям от природы. Она - результат обще­ственного и индивидуального их творчества и деятельности.

Принято различать материальную культуру (вещи, орудия, которые являются продуктами материального производства) и ду­ховную, т.е. продукты духовного творчества, удовлетворяющие потребности людей (музыка, поэзия, живопись, архитектура и т.п.).

Отношение человека к культуре рассматривается в трех аспектах:

ü он познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествую­щим человеческим опытом (освоение теории искусства, техники, литературы, науки и т.п.);

ü действует в общественной среде как носитель опреде­ленного уровня и объема культурных ценностей (образованности, профессиональной компетентности, эрудиции);

ü сам творит создает новые культурные ценности, учит де­тей, пишет книги, выращивает хлеб, осваивает космос, развивает науку.

Таким образом, в первом приближении культура - это ак­тивная творческая деятельность людей по освоению мира, в про­цессе которой сохраняются, осваиваются и производятся соци­ально значимые ценности. Это также и совокупность самих цен­ностей, которые отражают духовную и физическую деятельность людей.

Необходимо иметь в виду, что культура направлена на пре­образование не только внешней социальной и природной среды, но и на преобразование самого человека. И это положение имеет принципиальное значение для понимания сути физической куль­туры и создания ее теории.

Исторически культура возникает как объективно необходи­мая деятельность, направленная на преобразование окружающей природы и самого человека. Это - процесс и результаты проявле­ния сущностных сил человека в продуктах его духовной, матери­альной и физической культуры.

Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворе­ния потребностей человека и общества. Это работа, физическая и умственный труд на собственное благо и благо общества.

Потребность - нужда в чем-то, жизненная или бытовая не­обходимость. Она может быть: физиологической (потребность в пище, воздухе, жилье, защите жиз­ни) и духовной (потребность в человеческом обще­нии, образовании, музыке, живописи, труде и т.п.).

Человек, как правило, испытывает постоянную потребность в развитии, росте, самосовершенствовании. А потребности реа­лизуются только в деятельности. Другого пути для их удовлетво­рения, а, следовательно, и развития нет.

Чем выше уровень потребностей и чем больше их объем, тем более сложной, более квалифицированной деятельности они требуют. Например, уровень потребностей в самообразовании, у учащегося один, у студента другой, у профессора третий, а значит и уровень, и качество деятельности этих людей тоже раз­личны.

Деятельность всегда предметна, т.е. она обращена, на­правлена на изменение, совершенствование, развитие, а взаи­модействие деятельности и потребности лежит в основе все­стороннего развития человека.

В самом деле, если потребности человека не растут, значит, нет необходимости в усложнении, улучшении качества деятель­ности; тогда человек останавливается в своем развитии или де­градирует.

Наши рекомендации