Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры

Всовременном мире все больше осознается понятие физичес­кой культуры как части общей культуры личности и общества. Однако многие аспекты этой проблемы все еще дискуссионны и слабо разработаны. Одна из главных причин — многообразие кон-




4—444



цепций культуры, каждое из которых лишь частично представляет ее феномен. В культурологии и до настоящего времени нет единой общепризнанной теории культуры. Термин «культура» употребля­ется в современном научном языке для обозначения таких весьма разнообразных по объему и содержанию понятий, как совокуп­ность созданных человеком материальных и духовных ценностей, искусственная (вторая) природа, совокупность человеческой дея­тельности, способы и результаты деятельности, общество в це­лом, духовная жизнь общества, качество общества, качество чело­века, совокупность ценностей, созданных человеком и обществом в целом, и т.д. Все это свидетельствует о том, что культура — сложное социальное явление.

Современный этап развития культуры характеризуется как пре­одолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его со­циальной и биологической целостности. В связи с этим становится очевидной необходимость переосмысления сущности физической культуры как вида общей культуры. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических ка­честв, двигательные умения и навыки человека, материально-тех­ническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Действитель­но, при преобразовании человеком собственной (биологической) природы — развитии физических качеств, двигательных умений и навыков необходимо определенное духовное освоение данной ре­альности, состоящее в познании их основных свойств, значении этой деятельности для человека, осмыслении способов и средств развития. Преобразованная природа человека выступает прежде всего как свидетельство уровня ее духовного освоения. Не случай­но известный культуролог в сфере физической культуры И. М. Бы-ховская отмечает при рассмотрении проблемы телесности, что в полном смысле о культуре физической можно говорить только на уровне «творить» тело, связанном с одухотворением, возвышени­ем телесного, введением его в социокультурное пространство.

Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры, направ­ленной на физическое совершенство и обеспечивающей социальную и трудовую активность индивида. Однако развитие физических воз­можностей человека неотделимо от его личностных характерис­тик, более того — детерминируется ими. Эффективность физкуль­турной деятельности занимающихся обусловливается потребност-но-мотивационным звеном (связанным с формированием их по­требностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценност­ных ориентациях) и овладением ими определенным уровнем зна­ний, что способствует социализации личности. Следовательно, содержание физкультурной деятельности носит творческий харак-




тер. Итак, физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая со­бой совокупность духовных и материальных ценностей, создавае­мых и используемых обществом в целях физического развития че­ловека, укрепления его здоровья и совершенствования двигатель­ной активности. В личностном плане физическая культура стано­вится мерой и способом всестороннего развития личности. В отли­чие от других культурных сфер она интегрирует в человеке при­родное и социокультурное начала. Интегративным звеном между социокультурной средой и организмом человека является личность, которая, как известно, представляется не только биологическими качествами, но и социальной активностью.

Главная цель функционирования физической культуры — фор­мирование личности как высшей ценности современного обще­ства. Систематизирующим фактором является деятельность чело­века, направленная на физическое совершенство. В то же время в физической культуре присутствует и деятельность по развитию духовности как целостности внутренней, психической жизни че­ловека в процессе формирования его физических кондиций. По меткому определению И. М. Быховской, физическая культура — это не область непосредственной «работы с телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом ин­тереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура фи­зическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внут­ренним, а не внешним миром. Чтобы понять процесс развития физической культуры и оценить роль, которую она играет в исто­рии, надо рассмотреть ее в ансамбле общественных отношений.

Наши рекомендации