Физическая культура - часть общечеловеческой

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо­вании специальных средств, методов и условий направленного физическо­го совершенства человека.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой ус­ловностью выделить две основные стороны:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позво

ляющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечи­вающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культу­ры).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его ду­ховный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззрен­ческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие соци­альные силы его организуют и направляют.

Физическая культура - продукт развития определенных историче­ских условий.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

географической среды;

условий труда, быта, условий жизни и уровня развития произ­водительных сил;

экономических и социальных факторов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являют­ся:

массовость;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических спо­собностей людей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и обще­ственных физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

В истории человеческого общества не существовало времен, наро­дов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического вос­питания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельно­стью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела

классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ве­ления захватнических войн. Впервые были созданы системы физического мое-питания и специальные учебные заведения. Появилась профессия пре­подавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древ­негреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (фило­соф), Софокл (драматург) и другие выдающиеся люди древности.

В период капитализма физическая культура была поставлена пра-нищим классом на службу укрепления основ своего политического господ-с|на. Особенностью развития физической культуры в период капитализма яиляется то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма за­рождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и сек­ции по отдельным видам спорта.

На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких здоровых людей.

1.3 Система физического воспитания

Понятие "система физического воспитания" отражает в целом исто­рически определенный тип социальной практики физического воспитания, 1с. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной фор­мации.

В совокупности с определяющими ее положениями система физи­ческого воспитания характеризуется:

идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые про­диктованы потребностями всего общества;

теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;

программно-нормативными основами, т.е. программным мате­риалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установ­кам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута и результате физического воспитания;

тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, непосредствен-

но осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в общест­ве.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что систему физи­ческого воспитания характеризуют не столько отдельные явления практи­ки физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядо­ченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации.

Общими принципами, на которых основывается современная сис­тема физического воспитания, являются:

принцип всестороннего гармонического развития личности; принцип связи физического воспитания с трудовой и оборон­ной практикой;

принцип оздоровительной направленности.

Наши рекомендации