Виды контроля, цели, критерии оценки
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.
При изучении дисциплины «Физическая культура» студенты проходят четыре основных вида контроля:
1. Входной контроль – сдача базовых нормативов на общую физическую подготовленность и выносливость;
2. Текущий (оперативный) контроль – определяет степень и уровень освоения пройденного материала;
3. Рубежный (межсессионный) контроль – сдача предварительных нормативов (проводится во время контрольной недели).
4. Итоговый контроль – сдача всех спортивных нормативов и индивидуальный опрос студентов по всем пройденным темам.
Целью входного контроля является выявление общего физического состояния (здоровья) студентов их предрасположенности заниматься теми или иными видами спорта. По данным медицинского осмотра происходит распределение студентов по группам специализации с учетом их личных пожеланий. Кроме того, по результатам сдачи базовых нормативов определяется степень общей физической подготовленности и выносливости студентов. Определяются основные физические параметры студента.
Текущий контроль знаний обеспечивает преподавателя информацией о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Он позволяет оценить степень освоения пройденного теоретического и практического материала. Дает возможность более объективно оценивать знания студентов, выявлять те теоретические вопросы, которые требуют дополнительной проработки и освещения. Кроме того, такая система контроля полученных знаний мобилизует большинство студентов на систематическое и качественное изучение теоретических и практических вопросов, касающихся данной дисциплины.
Рубежный (межсессионный) контроль знаний – позволяет преподавателю предварительно оценить степень освоения теоретического материала, рассмотренного на лекционных занятиях и определить общий уровень физической подготовленности студентов. Выявить динамику роста физических показателей и параметров студента. Кроме того, данный контроль позволяет студенту определить его степень подготовленности по данной дисциплине, обратить внимание на вопросы, которые нуждаются в дополнительной проработке. Пересмотреть отношение к предмету. Выявить причины, которые мешают успешному овладению знаний в данной области.
Итоговый контроль знаний - дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студентов и степень самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студентов, их психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Итоговый контроль имеет две основные формы: зачет и экзамен. Зачет по «Физической культуре» сдается в конце каждого семестра в течение трех лет обучения, а экзамен сдается в конце 4-го курса и только для студентов специальности 021100 «Юриспруденция».
Студенты, прошедшие курс учебной дисциплины «Физическая культура» сдают зачет, который проводится по трем разделам учебной деятельности. Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка - «зачтено» складывается из трех положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности: теоретическому, практическому и контрольному.
Оценка освоения учебного материала программы
№ раздела | Название раздела учебной программы | Критерии оценки |
Первый | Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками | Усвоение материала определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками, их использования на оценку не ниже «удовлетворительно». |
Второй | Общая физическая и спортивно-техническая подготовка | В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, включая 3 обязательных теста контроля за физической подготовленностью. Оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже чем на одно очко. |
Третий | Жизненно-необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка | Обязательным тестом для овладения жизненно-необходимых умений и навыков является передвижение на лыжах. Оценка выполнения данного теста проставляется с учетом овладения навыков перемещения на лыжах и количества посещения занятий на лыжной базе. |
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, обязательных тестов, разрабатываемых кафедрой для студентов разных учебных групп по курсу лекций.
Помимо основных, общих зачетных требований существуют дополнительные зачетные требования и критерии оценок в зависимости от специализации группы, что позволяет более дифференцировано подходить к оценке уровня знаний, умений и навыков студентов.
Зачетные требования для студентов групп «Общей физической подготовки»
1. Уметь выполнять комплекс общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, необходимых для всесторонней физической подготовки.
2. Знать правила предупреждения травм и оказания первой помощи на занятиях по физической культуре.
3. Знания по теории на оценку в соответствии с учебной программой.
4. Зачет получает студент, посетивший все занятия по физической культуре и спорту.
5. На оценку «зачтено» студент группы ОФП должен набрать средний балл:
1 курс – 3,0
2 курс – 3,25
3 курс – 3,5
из предложенных на зачет нормативов.
К итоговой оценке при добросовестном отношении к предмету и активном участии в спортивных мероприятиях добавляется или отнимается коэффициент 0,5 балла по усмотрению преподавателя.
Контрольные нормативы по физической подготовленности для студентов групп общей физической подготовки
№ п/п | Упражнения | баллов | баллов | балла | балла | балл |
Мужчины | ||||||
1. | Тест на скоростно-силовую подготовленность Бег 100 м (сек.) | 13,2 | 13,8 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
2. | Тест на общую выносливость Бег 3000 м (мин, сек.) | 12,0 | 12,35 | 13,10 | 13,50 | 14,30 |
3. | Прыжок в длину с места (см.) | |||||
4. | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) а) Вес до 75 кг. | |||||
б) Вес свыше 75 кг. | ||||||
5. | В висе поднимание ног до касания ног до перекладины (кол-во раз) | |||||
Женщины | ||||||
6. | Бег 100 м (сек.) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 |
7. | Бег 2000 м (мин, сек.) | 10,15 | 10,50 | 11,15 | 11,50 | 12,15 |
8. | Прыжок в длину с места (см.) | |||||
9. | Сед из положения лежа на спине руки за голову, ноги закреплены (кол-во раз) |
Зачетные требования для студентов «Специальных медицинских групп»
1. Студент должен освоить теоретический материал согласно рабочей программе и сдать зачет по системе: «зачтено» – «не зачтено».
2. Уметь проводить общеразвивающие упражнения, освоить методику определения интенсивности нагрузки по показаниям пульса (ЧСС).
3. Для студентов освобожденных от занятий по «Физической культуре», необходимо написать реферат по теме связанной с его болезнью, дать практические рекомендации по профилактике указанной болезни. Защитить работу, перед методической комиссией кафедры, составленной из преподавателей ведущих занятия по СМГ.
Зачетные требования для студентов, занимающихся в группах специализации «Вольная борьба»
Для того, чтобы получить оценку «зачтено», студенты, занимающиеся в специализации «Вольная борьба» должны выполнить следующие требования:
1. Знать данные по физиологической характеристике спортивной борьбы.
2. Уметь выполнять основные приемы вольной борьбы в стойке и партере.
3. Знать правила соревнований и основы судейской практики.
4. Уметь выполнять комплекс общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, необходимых для всесторонней физической подготовки.
5. Знать правила предупреждения травм и оказания первой помощи на занятиях спортивной борьбой.
Критерии оценок по физической, технико-тактической и теоретической подготовленности студентов специализации «Вольная борьба»
№ п/п | Стороны подготовленности | Тесты | Оценка | ||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | |||
1. | Общая выносливость | Бег на 3000 м (мин., сек.) | 12,00 | 12,35 | 13,10 |
2. | Скоростно-силовая подготовленность | Бег на 100 м (сек.) | 13,20 | 13,60 | 14,00 |
3. | Силовая выносливость | Лазание по канату | Ноги под углом 90 | Без помощи ног | С помощью ног |
4. | Силовая выносливость | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | |||
5. | Взрывная сила | Прыжок в длину с места (см.) | |||
6. | Теоретическая подготовка | Ответы на вопросы | Правильный ответ | Ответ с некоторыми неточностями | Ответ с существенными неточностями |
7. | Технико-тактическая подготовка | Выполнение приема по заданию преподавателя | Правильное выполнение | Выполнение с незначительной ошибкой | Выполнение с существенной ошибкой |
Примечание: за участие на различных соревнованиях добавляется 3 балла; общая оценка выводится - общая сумма баллов делится на количество тестов (в данном случае на 7); при выставлении оценки (зачета) учитывается посещаемость занятий (пропуски).
Зачетные требования для студентов, занимающихся в группах специализации «Бокс»
1 семестр.
1. Техника выполнения ударов и защиты на оценку: на «отлично» - без ошибок; на «хорошо» - с незначительными ошибками; на «удовлетворительно» - со значительными ошибками.
2. Тест на силовую выносливость (подтягивание на перекладине): «отлично» - 15 раз; «хорошо» - 12 раз; «удовлетворительно» - 9 раз.
3. Знания по теории в соответствии с учебной программой.
2 семестр
1. Участие на первенстве университета среди первокурсников.
2. Сдача нормативов по физической подготовленности:
а) оценка общей выносливости (бег на 3000 м в мин., сек.): на «отлично» - 12,00; на «хорошо» - 12,35; на «удовлетворительно» - 13,10;
б) оценка скоростных качеств (бег на 100 м в сек.) - на «отлично» - 13,20; на «хорошо» - 13,60; на «удовлетворительно» - 14,00;
в) оценка силовой выносливости (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) - на «отлично» - 50 раз; на «хорошо» - 40 раз; на «удовлетворительно» - 30 раз.
3. Знания по теории в соответствии с учебной программой.
3 семестр
1. Техника исполнения ударных комбинаций и защит на оценку.
2. Принять участие в зачетно- классификационных соревнованиях в учебных группах.
3. Знание теоретических материалов по правилам соревнований.
4 семестр
1. Сдать нормативные требования по физической подготовленности на оценку.
2. Участие на первенстве университета по боксу.
3. Знания по теории на оценку в соответствии с учебной программой.
5-6 семестры
1. Участие на первенстве университета по боксу.
2. Практические занятия по судейству на соревнованиях по боксу.
3. Сдать нормативные требования по физической подготовленности на оценку.
Зачетные требования для студентов, занимающихся в группах специализации
«Атлетическая гимнастика»
№ | Стороны подготовленности | Тесты | Оценка | ||
Отлично | Хорошо | Удовлет. | |||
Выполнение комплекса общефизических упражнений | Бег на 100 м (сек) | 13,2 | 13,6 | 14,6 | |
Бег на 2000 м (мин., сек.) | 7,55 | 8,10 | 8,20 | ||
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | |||||
Подъем ног к перекладине | |||||
Выход силой | |||||
Прыжки в длину с места (метр., см.) | 2,50 | 2,40 | 2,30 | ||
Скоростно-силовая подготовка | Держание «угла» прямыми ногами (кол-во раз) | ||||
Отжимание от пола (кол-во раз за 20 сек.) | |||||
Приседание (кол-во раз за 15 сек.) | |||||
Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 30 сек.) | |||||
Силовая подготовка | Жим штанги весом 50 кг. | ||||
Жим штанги весом 60 кг. из положения лежа | |||||
«Двойной гриф» | |||||
Приседание со штангой весом 40 кг. |
Зачетные требования для студентов, занимающихся в группах специализации
«Пулевая стрельба»
№ | Семестр | Зачетные требования | Оценка | ||
Отлично | Хорошо | Удовлет. | |||
1 семестр | Кучность в диаметре, мм. | ||||
Знание обязанностей спортсмена и параметров спортивных винтовок | Правильные ответы | Ответы с одной ошибкой | Неточный ответ | ||
2 семестр | Участие в внутривузовских соревнованиях | ||||
Выполнение юношеского разряда | |||||
Стрельба на результат МВ-2, очки | |||||
3 семестр | Участие в внутривузовских соревнованиях | ||||
Выполнение юношеского разряда | |||||
Стрельба на результат МВ-2, очки | |||||
4 семестр | Участие в городских соревнованиях | ||||
Выполнение 3-го спортивного разряда | |||||
Стрельба на результат МВ-2, очки | |||||
5 семестр | Выполнение 2-го спортивного разряда | ||||
Стрельба на результат МВ-2, очки | |||||
6 семестр | Выполнение 1-го спортивного разряда | ||||
Стрельба на результат МВ-2, очки |
Контрольные вопросы к курсу лекций по учебной дисциплине
«Физическая культура»
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов
1. Дать определение следующим основным понятиям: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность.
2. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества.
3. Социальные функции физической культуры и спорта.
4. Современное состояние физической культуры и спорта.
5. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.
6. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
7. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке.
8. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда.
9. Краткая характеристика ценностных ориентацией студентов на физическую культуру и спорт.
10. Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
Часть 1.
1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
2. Анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции организма человека.
3. Функциональные системы организма.
4. Внешняя среда и ее влияние на человека.
5. Природные и социально-экологические факторы, их воздействие на организм и жизнедеятельность.
6. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.
7. Восстановление работоспособности.
8. Биологические ритмы и работоспособность.
9. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.
10. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
Часть 2.
1. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
2. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделения, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система.
3. Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная.
4. Особенности функционирования центральной нервной системы.
5. Рефлекторная природа двигательной деятельности.
6. Образование двигательного навыка.
7. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности.
8. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза.
9. Нарушение биологических ритмов.
10. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение
11. Особенности работы в замкнутом пространстве.
12. Резко меняющиеся погодные условия, микроклимат.
13. Вибрация, укачивание, невесомость, проникающая радиация, их воздействие на организм человека.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента.
Физическая культура в обеспечении здоровья
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.
3. Влияние образа жизни на здоровье.
4. Наследственность и ее влияние на здоровье.
5. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.
6. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
7. Система знаний о здоровье.
8. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.
9. Методы определения индивидуально – психологических особенностей личности.
10. Взаимосвязь физкультурно – спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
11. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни.
12. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха и питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, психофизическая саморегуляция.
13. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности.
14. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
15. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.
16. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.
17. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни.
18. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
19. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента.
2. Изменения состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
3. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов.
4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре и учебном году.
6. Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение.
7. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов
8. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии.
9. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояний студентов в период экзаменационной сессии.
10. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
11. Особенности рационального использования «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
12. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно – рекреативной направленностью.
13. Роль оздоровительно – спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов.
14. Показатели эффективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе.
15. Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов.
16. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
Часть 1.
1. Методические принципы физического воспитания.
2. Принцип сознательности и активности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип систематичности.
6. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов).
7. Методы физического воспитания.
8. Метод регламентированного упражнения.
9. Игровой метод.
10. Соревновательный метод.
11. Использование словесных и сенсорных методов.
12. Основы обучения движениям (техническая подготовка).
13. Этапы обучения движениям.
14. Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движений.
15. Второй этап – углубленное, детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения.
16. Третий этап – достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.
17. Воспитание физических качеств.
18. Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
19. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
20. Формы занятий физическими упражнениями.
21. Урочные формы занятий.
22. Неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятельно- групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).
23. Построение и структура учебно – тренировочного занятия.
24. Характеристика отдельных частей учебно – тренировочного занятия.
25. Общая и моторная плотность занятия.
Часть 2.
1. Общая физическая подготовка.
2. Цели и задачи общей физической подготовки.
3. Специальная физическая подготовка.
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.
5. Спортивная подготовка.
6. Цели и задачи спортивной подготовки.
7. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.
8. Интенсивность физических нагрузок.
9. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений.
10. Характеристика нулевой зоны.
11. Характеристика первой тренировочной зоны.
12. Характеристика второй тренировочной зоны.
13. Характеристика третей тренировочной зоны.
14. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
15. Значение мышечной релаксации.
16. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
3. Формы самостоятельных занятий.
4. Содержание самостоятельных занятий.
5. Возрастные особенности содержания занятий.
6. Особенности самостоятельных занятий для женщин.
7. Особенности самостоятельных занятий для мужчин.
8. Планирование объема интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.
9. Управление процессом самостоятельных занятий.
10. Определение целей.
11. Учет индивидуальных особенностей.
12. Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.
13. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
14. Взаимосвязь между интенсивность занятий и ЧСС.
15. Признаки чрезмерной нагрузки.
16. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста.
17. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.
18. Гигиена самостоятельных занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей.
19. Гигиенические требования при проведении занятий: место занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.
20. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
1. Определение понятия «спорт», его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
2. Массовый спорт, его цели и задачи.
3. Спорт высших достижений.
4. Спортивная классификация и ее структура.
5. Национальные виды спорта.
6. Студенческий спорт и его организационные особенности.
7. Особенности организаций учебных занятий по видам спорта в основных и спортивных отделениях.
8. Специальные зачетные требования и нормативы.
9. Спорт в свободное время студентов.
10. Разновидности занятий и их организационная основа.
11. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально – прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.
12. Система студенческих спортивных соревнований.
13. Общественные студенческие спортивные организации и объединения.
14. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений.
15. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений развивающих преимущественно выносливость, силу, скоростно- силовые качества и быстроту, гибкость, координацию движений (ловкость).
16. Вида спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающихся.
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта (системой физических упражнений)
1. Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.
2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.
3. Определение целей и задач спортивной подготовки в условиях ВУЗа.
4. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки.
5. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической.
6. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения.
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
2. Виды диагностики, их цели и задачи.
3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.
4. Педагогический контроль и его содержание.
5. Виды педагогического контроля.
6. Самоконтроль, его цели и задачи, основные методы.
7. Критерии оценки самоконтроля.
8. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
9. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Тема 10. Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
Часть 1.
1. Личная необходимость психофизической подготовки человека к труда.
2. Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду.
3. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.
4. Место ППФП в системе физического воспитания.
5. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.
6. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП.
7. Методика подбора средств ППФП.
8. Организация формы и средства ППФП в ВУЗе.
9. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.
10. Система контроля ППФП студентов.
Часть 2.
1. Особенности ППФП студентов по специальностям.
2. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля: влияние форм и видов труда специалиста на содержание ППФП студентов; влияние условий труда; характер труда; влияние особенностей динамики утомления и работоспособности.
3. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП будущих специалистов (пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические условия и др.).
4. Основное содержание ППФП студентов и его реализация на факультетах: прикладные знания; прикладные психофизические качества и свойства личности; специальные качества; прикладные умения и навыки.
5. Прикладные виды спорта (или их элементы) для специалистов разного профессионального направления.
6. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
1. Понятие «производственная физическая культура» (ПФК), ее цели и задачи.
2. Методические основы ПФК.
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.
4. Производственная гимнастика – вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха.
5. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
6. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально-направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
7. Использование дополнительных средств повышение общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.
8. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
9. Влияние индивидуальных особенностей, географо - климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
10. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
Общие требования, предъявляемые преподавателями к выполнению ВСРС, касающиеся написания рефератов:
- Содержание рефератов должно быть разработано самостоятельно, студент должен подойти творчески к выполнению работы.
- Тема реферата должна быть полностью раскрыта в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Материал, подобранный в реферате, должен отличаться новизной, современностью и актуальностью. Учитывается оригинальность подхода к раскрытию данной темы.
- Практическая ценность полученного результата.
- При написании реферата должны быть выдержаны сроки выполнения.
- Оформление реферата в соответствии с ГОСТом.
- При защите реферата студент должен полностью владеть изложенным материалом.
В конце 6 семестра (на третьем году обучения) проводится итоговая аттестация (зачет) в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы, а также сдаче нормативных требований по физической подготовленности для студентов всех специальностей. Исключение составляют студенты специальности 021100 «Юриспруденция», обучение которых по дисциплине «Физическая культура» проходит в течение 4 лет и заканчивается сдачей экзамена по данному предмету. Студент, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура» должен обнаружить:
- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знание основ физической культуры и здорового образа жизни;
- мотивационно - ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
При итоговой аттестации в окончательной оценке обязательно учитывается уровень выполнения студентом практических разделов программы по общефизической, профессионально- прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и самосовершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре.