Показатели оценки результатов обучения студента и уровни обученности
Б 40
Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие (компетентностный подход) / Сост. Терещенко Ю.А. – Тара, 2013. – 74 с.
В учебно-методическом пособии представлен материал для теоретической подготовки студентов, обучающихся по направлению 050100 «педагогическое образование», профилям: «история и обществознание», «иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)», «русский язык и литература», «правовое образование», «математическое образование», «информатика и информационные технологии в образовании», «экономическое образование», «физкультурное образование», «начальное образование»; по направлению 050400 «психолого-педагогическое образование», профилю «психология образования».
Учебно-методическое пособие адресовано студентам дневного отделения педагогического вуза, а также преподавателям безопасности жизнедеятельности педагогического вуза.
УДК 614.8
ББК 68.9
Б 40
© Терещенко Ю.А., 2013
Содержание | |||
Введение | |||
Раздел I. Теоретическая подготовка студентов | |||
Раздел II. Тесты для самопроверки студентов | |||
Рекомендуемая литература для подготовки студентов | |||
Введение
Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных условий, проезда до места обучения и обратно. Знание основ теории безопасности позволяет выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения; подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.
Основными задачами курса являются следующие:
1) Овладение понятийным аппаратом и терминологией в области безопасного и здорового образа жизни;
2) Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах;
3) Формирование знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности и формирования здоровья;
4) Воспитание мировоззрения и культуры безопасного и здоровьесберегающего мышления, поведения и деятельности в различных условиях.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относиться к базовой (обязательной) части «Профессионального цикла». Дисциплина является важным шагом в овладении студентами любого профиля компетенциями по сохранению собственного здоровья и личной безопасности в жизни и профессиональной деятельности.
Связь с другими дисциплинами учебного плана: анатомия и возрастная физиология, педиатрия и гигиена.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент должен обладать следующими компетенциями:
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- осознает социальную значимость будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению будущей деятельности (ОПК-1);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1) Причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от опасных ситуаций;
2) Основные понятия дисциплины (опасность; опасный вредный фактор; опасная и чрезвычайная ситуация; уровень защищенности; приемлемый риск; безопасность; личная, общественная и национальная безопасность; жизненно важные интересы; средства обеспечения безопасности);
3) Основные направления и методы по защите граждан от опасностей природного, техногенного и социального характера;
4) Дестабилизирующие факторы современности в мире и России;
5) Основные элементы концепций и систем обеспечения безопасности.
Уметь:
1) Самостоятельно использовать теоретические источники для пополнения знаний о безопасности жизнедеятельности;
2) Выявлять признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций;
3) Оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
4) Прогнозировать возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций;
5) Применять полученные знания и умения в целях обеспечения безопасности учащихся и воспитанников.
Владеть:
1) Профессиональным языком в данной области;
2) Аналитическими умениями в области выявления и оценки различных видов опасностей;
3) Методикой и навыками оценки допустимого риска.
Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Оценка сформированности компетенций студентов, сформированных в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
В рамках компетентностного подхода используется уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленная в трех взаимосвязанных блоках.
Первый блок – задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».
Второй блок – задания на уровне «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Результаты выполнения этого блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.
Третий блок – задания на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-заданиями, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный (summative) характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека. Решение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. Это принципиально отличает новую, уровневую модель от инвариантной, применяемой при традиционном подходе[1].
Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ) выглядит следующим образом:
Задания Блока 1
1. Объект, предмет, методология, теория и практика дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Безопасность в различных сферах жизнедеятельности
2. Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного, социального характера. Классификация, закономерности проявления ЧС
3. Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
4. Метеорологические и гидрологические чрезвычайные ситуации
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически, биологически опасных веществ
6. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
7. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Гидродинамические аварии
8. Чрезвычайные ситуации (ЧС) на транспорте
9. Чрезвычайные ситуации военного времени
10. Опасные ситуации криминогенного характера
11. Современный терроризм и методы борьбы с ним
12. Организация эвакуационных мероприятий в мирное и военное время
13. Защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты
14. Понятие о первой медицинской помощи и ее объемах в чрезвычайных ситуациях различного характера. Оказание первой медицинской помощи в терминальных состояниях
Задания Блока 2
15. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
16. Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения
17. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий
18. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий
19. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий
20. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации
21. Гражданская оборона и ее задачи
22. Первая медицинская помощь
Задания Блока 3
Кейс 1
23.1. Подзадача 1
23.2. Подзадача 2
23.3. Подзадача 3
Кейс 2
24.1. Подзадача 1
24.2. Подзадача 2
24.3. Подзадача 3
Кейс 3
25.1. Подзадача 1
25.2. Подзадача 2
25.3. Подзадача 3
В рамках компетентностного подхода используется модель оценки результатов обучения, в основу которой положена методология В.П. Беспалько (табл. 1).
Таблица 1
Показатели оценки результатов обучения студента и уровни обученности
Показатель оценки результатов обучения студента | Уровни обученности |
Менее 70% баллов за задания блока 1 | Первый |
Не менее 70% баллов за задания блока 1 и меньше 70% баллов за задания каждого из блоков 2 и 3 | Второй |
Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 2 и меньше 70% баллов за задания блока 3 или Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 3 и меньше 70% баллов за задания блока 2 | Третий |
Не менее 70% за задания каждого из блоков 1, 2 и 3 | Четвертый |
Первый уровень: Результаты обучения студентов свидетельствуют об усвоении ими некоторых элементарных знаний основных вопросов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Допущенные ошибки и неточности показывают, что студенты не овладели необходимой системой знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Второй уровень: Достигнутый уровень оценки результатов обучения показывает, что студенты обладают необходимой системой знаний и владеют некоторыми умениями по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Студенты способны понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач.
Третий уровень: Студенты продемонстрировали результаты на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Студенты способны анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях.
Четвертый уровень: Достигнутый уровень оценки результатов обучения студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. Студенты способны использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения в нестандартных практико-ориентированных ситуациях[2].
Предложенные показатели оценки результатов обучения позволяют сделать выводы об уровне обученности каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении. Данная модель, являясь студентоцентрированной, позволяет сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента.