Ситуационная задача 10

Практические задания

Вариант 1

Ситуационная задача 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой.

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Тестовое задание 1

1. Начало конфликта определяется в случае:

а) когда одна из сторон планирует свои действия против другой стороны;

б) когда одна из сторон предпринимает активные действия против другой стороны;

в) кода одна из сторон предпринимает активные действия против другой стороны, а эта сторона осознает эти действия как направление против неё и предпринимает активные ответные действия.

2. В модели конфликта Ханса Бродаля выделяется:

а) три "порога" в развитии конфликта;

б) два "порога" в развитии конфликта;

в) четыре "порога" в развитии конфликта.

3. Завершение (окончание) конфликта:

а) тождественно его разрешению;

б) тождественно прекращению действий сторон; независимо от причин такого прекращения действий;

в) тождественно вмешательству в конфликт третьей стороны.

4. Конфликтология – это:

а) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики

б) наука, изучающая характерные особенности конфликта на всех этапах его развития

в) наука о поведении личности в конфликтной ситуации

г) наука о душе

5. Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:

а) судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы;

б) субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы;

в) свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы.

Вариант 2

Ситуационная задача 2

Разрешите конфликтную ситуацию.

Вы руководитель одного из отделов фирмы. Неожиданно вам позвонил глава фирмы и сообщил, что к нему на прием пришел работник вашего отдела и сказал, что вы относитесь к нему предвзято, необъективно. Для вас это полная неожиданность. Руководитель просит вас переговорить с работником, уладить дело. Как вы построите беседу? Какие вопросы зададите? Как начнете беседу? Как завершите?

Тестовое задание 2

1 Конфликтология как наука возникла:

а) в XIX в;

б) вместе с возникновением человечества;

в) в XX в.

2 Конфликтология как научная дисциплина изучает следующие проблемы:

а) соответствие работника его профессии

б) сущность и причины конфликтов

в) профессиональный отбор работников

г) различные формы конфликтов

д) личность индивида

е) поиск наиболее эффективных путей решения конфликтов

ж) динамику конфликтов

3 Латентная стадия развития конфликта - это:

а) синоним конфликтной ситуации;

б) выявление внешнего препятствия для реализации собственных интересов;

в) особая стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием внешних, практических действий сторон.

4 В концепции Ханса Бродаля утрата коммуникации между сторонами является признаком:

а) перехода "порога страха" в развитии конфликта;

б) перехода "порога разрушения";

в) симптомом возникновения конфликта.

5 Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:

а) роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;

б) позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;

в) стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.

Вариант 3

Ситуационная задача 3

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Тестовое задание 3

1 Объектом конфликтологии являются:

а) конфликт во всех формах его проявления

б) организованная деятельность людей

в) изучение эффективных способов улучшения условий жизнедеятельности

2 Основными методами исследования конфликтов являются:

а) аксиологический

б) структурно-функциональный

в) процессуально-динамический

г) мировоззренческий

д) метод типологизации

е) регулятивный метод

ж) прогностический метод

3 Жесткие тактики поведения в конфликте:

а) всегда используются только после применения мягких и нейтральных;

б) ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента;

в) их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках

воспитания личности.

4 Стратегия соперничества:

а) ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции;

б) характеризует человека как эгоиста;

в) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации.

5 К групповым конфликтам относятся:

а) личность - группа;

б) группа - группа;

в) личность - группа, группа - группа;

г) микрогруппа - руководитель.

6 Интегративное разрешение конфликта означает:

а) соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате;

б) достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;

в) разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших.

Вариант 4

Ситуационная задача 4

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Тестовое задание 4

1 Объектом конфликта является:

а) многообразие форм и мотивов конфликта

б) та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон

в) динамика конфликтов

г) анализ природы конфликта

2 Конкуренция отличается от конфликта тем, что:

а) в конкуренции стороны действуют на "своем поле" и не препятствуют законному поведению друг друга;

б) в конкуренции отсутствует борьба сторон за некоторый дефицитный ресурс;

в) в конкуренции стороны не наносят ущерба друг другу.

3 Медиация - это:

а) вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта;

б) любое посредничество;

в) ограниченный арбитраж.

4 Гарвардская школа управления переговорами предполагает:

а) принципиальные переговоры;

б) позиционный торг;

в) управление балансом сил.

5 Содержание управления конфликтом включает в себя:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;

б) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

в) диагностику, предупреждение, регулирование, завершение.

Вариант 5

Ситуационная задача 5

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.

Тестовое задание 5

1 По каким признакам можно сгруппировать действующих лиц конфликта:

а) по степени активности

б) по информативности

в) по функциональности

г) по степени заинтересованности в конфликте

д) по искренности

е) по силе влияние на конфликтную ситуацию

2 Противоречие является:

а) синонимом понятия "конфликт";

б) необходимым и достаточным условием возникновения конфликта;

в) необходимым, но недостаточным условием возникновения конфликта.

3 Стимулирование конфликта предполагает:

а) разрешение текущих проблем;

б) диагностику существующей ситуации в коллективе;

в) форму управления конфликтом.

4 Легитимизация конфликта - это:

а) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) обращение к посреднику.

5 Институциализация конфликта - это:

а) определение места и времени переговоров по существу конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте.

Вариант 6

Ситуационная задача 6

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Тестовое задание 6

1 Объектом конфликта является:

а) объективно существующая либо мыслимая проблема, служащая причиной разногласий сторон;

б) некоторый дефицитный в данной системе ресурс и контроль над ним;

в) противоречие интересов сторон.

2 Не являются конфликтом:

а) нарушение правил дорожного движения;

б) борьба за выживание Робинзона на необитаемом острове;

в) забастовка работников предприятия.

3 Какое из сочетаний приводимых понятии имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

а) уступка, уход, сотрудничество;

б) компромисс, критика, борьба,

в) борьба, уход, убеждение.

4 К поведенческим конфликтогенам можно отнести:

а) проявление агрессии, превосходства, эгоизма;

б) редукция сознательной части психики;

в) общение с конфликтными личностями.

5 Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:

а) использование угроз в адрес оппонента;

б) признание реальности конфликта;

в) расширение социальной среды конфликта.

Вариант 7

Ситуационная задача 7

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?

Тестовое задание 7

1 К этапам конфликта относятся:

а) эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие;

б) инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт;

в) тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия.

2 В модели конфликта Ханса Бродля выделяются:

а) 12 "ступеней" в развитии конфликта;

б) 7 "ступеней" в развитии конфликта;

в) 9 "ступеней" в развитии конфликта.

3 Снятие избыточной агрессии:

а) форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов;

б) механизм внутриличностной защиты;

в) форма самовоспитания личности.

4 Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:

а) разрешения конфликта;

б) стимулирования конфликта;

в) регулирования конфликта;

г) предупреждения конфликта.

5 Что относится к форме завершения конфликта:

а) уступка, компромисс, уход, соперничество;

б) перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение;

в) разрешение, уход, отмена, убеждение.

Вариант 8

Ситуационная задача 8

У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать “тусовки” прямо на рабочем месте. Вы знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Тестовое задание 8

1 Юридический конфликт, как правило, представляет собой:

а) когнитивный конфликт;

б) конфликт интересов.

2 Основным объектом политических конфликтов является:

а) престиж;

б) влияние;

в) власть.

3 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:

- Соперничество

- Соревнование

- Спор

4 В модели конфликта Ханса Бродаля выделяются:

а) четыре фазы развития конфликта;

б) две фазы развития конфликта;

в) три фазы развития конфликта.

5 Обязательными признаками юридического конфликта являются:

а) наличие статуса юридического лица у участников конфликта;

б) разрешение конфликта "третьей стороной" в лице правоохранительного органа или правоприменительного органа, которому принадлежит признаваемое участниками конфликта право вынесения окончательного решения;

в) нарушение одной из сторон конфликта норм права.

Вариант 9

Ситуационная задача 9

Вслед за кратким выговором Вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, Вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Тестовое задание 9

1 Ресурсы сторон конфликта - это:

а) общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован;

б) знания, умения и навыки конфликтантов;

в) материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте.

2 Стратегия поведения в конфликте основывается на:

а) модели заинтересованности в успехе другого;

б) модели заинтересованности в собственном успехе;

в) модели двойной заинтересованности.

3 Предупреждение конфликта представляет собой:

а) управление конфликтом с целью его легитимации;

б) вид деятельности, направленный на ограничение конфликта;

в) превентивную форму управления конфликтом.

4 Основным объектом политических конфликтов является:

а) престиж;

б) влияние;

в) власть.

5 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:

- Соперничество

- Соревнование

- Спор

Вариант 10

Ситуационная задача 10

Определите природу конфликта в следующей ситуации.

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении “шутника”.

Тестовое задание 10

1 Стратегия сотрудничества:

а) приводит к разрешению конфликта;

б) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;

в) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.

2 К информационным технологиям регулирования конфликта принадлежат:

а) устранение слухов;

б) обеспечение ровного психологического климата;

в) снижение социальной напряжённости.

3 По каким признакам можно сгруппировать действующих лиц конфликта:

а) по степени активности

б) по информативности

в) по функциональности

г) по степени заинтересованности в конфликте

д) по искренности

е) по силе влияние на конфликтную ситуацию

4 В модели конфликта Ханса Бродля выделяются:

а) 12 "ступеней" в развитии конфликта;

б) 7 "ступеней" в развитии конфликта;

в) 9 "ступеней" в развитии конфликта.

5 Проведите сравнительную характеристику терминов, которые зачастую используются как синонимы конфликта:

- Соперничество

- Соревнование

- Спор

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

1. Объект и предмет конфликтологии.

2. Понятие и сущность конфликта. Социальный конфликт.

3. Объект и предмет конфликта.

4. Функции конфликта.

5. Действующие лица конфликта.

6. Структура конфликта.

7. Типология конфликтов.

8. Источники конфликтов.

9. Причины конфликтов.

10. Модель процесса конфликта.

11. Динамика развития конфликта (основные периоды (стадии) и этапы динамики конфликта).

12. Стратегии поведения в конфликтах.

13. Основные тактики (стилей) поведения.

14. Модели человеческого взаимодействия в конфликтной ситуации.

Наши рекомендации