В различных секторах социально-экономического развития США
Сектор деятельности | Стоимость продления жизни, тыс. долл. США (1993 г.) за год дополнительной жизни |
Здравоохранение | |
Повседневная деятельность населения | |
Профессиональная деятельность | |
Окружающая среда | |
В среднем по всем секторам деятельности в целом |
Отметим, что понятие стоимости продления жизни следует отличать от понятия "стоимость человеческой жизни". Стоимость продления жизни в СЭС - это экономическая категория, предоставляющая возможность при принятии решения на обеспечение безопасности определить, какую сумму необходимо инвестировать в СЭС, чтобы продлить жизнь среднестатистического человека.
Таким образом, статистические данные по зависимости СОППЖ от уровня экономического развития того или иного государства позволяют с достаточной точностью определить стоимость спасения жизни Sсэс в этих государствах для объективной оценки эффективности инвестиций в социально-экономическую сферу деятельности с целью повышения безопасности населения. Полученное значение для стоимости продления жизни (Sнсэс = Sсэс) и используется в качестве норматива для принятия решения о величине допустимых затрат на системы безопасности в различных технологиях, используемых или предлагаемых к использованию в рассматриваемой СЭС. Согласно соотношению (3) системы безопасности на основе той или иной технологии имеют право на внедрение в практику, если стоимость St продления жизни с их помощью не превышает рассчитанного нормативного значения для данной СЭС:
St £ Sнсэс . (3)
Метод оптимизации предельных затрат предоставляет собой один из методов обоснования рациональных путей достижения наивысшего возможного уровня безопасности населения в СЭС в зависимости от достигнутого уровня социально-экономического развития, который может быть принят без конфликта с другими законными потребностями общества. Его практическое использование показывает, что несмотря на внутренне присущую ему неопределенность, а в некоторых случаях даже субъективность, он позволяет принять эффективные решения в области обеспечения безопасности. Продемонстрируем это на примере определения допустимых затрат на снижение риска от ядерной энергетики.
В ядерной энергетике уровень риска принято измерять в единицах коллективной эффективной эквивалентной дозы, чел.×Зв. В соответствии с сегодняшним уровнем знаний о воздействии радиации на человека известно, что доза в 1 чел.×Зв, полученная популяцией за весь период ее жизни, ведет к сокращению СОППЖ в этой популяции на 0,5-2 года из-за смертей от рака и генетических повреждений. Следовательно, затраты Сt на снижение дозы в 1 чел.× Зв, равные
Сt = (0,5- 2) St , (4)
согласно соотношению (3) будут оптимальными, если St = Sнсэс. Рассчитанные с помощью (4) и табл. 3 значения оптимальных затрат на снижение дозы облучения на 1 чел.×Зв в странах с разным уровнем экономического развития (1985 г.) представлены в табл. 4. При этом в соответствии с рекомендациями МКРЗ и МАГАТЭ принято, что доза в 1 чел.×Зв ведет к сокращению СОППЖ на 1 год.
Если затраты на меры безопасности при использовании ядерной энергии в том или ином государстве соответствуют (равны) затратам, указанным в табл. 4, то риск от использования ядерной энергии для населения данного государства поддерживается на таком низком уровне, насколько это разумно достижимо с учетом влияния социальных и экономических факторов, присущих данному государству. Если же затраты на меры безопасности при использовании ядерной энергии в рассматриваемом государстве превышают величину затрат, указанных в табл. 4, то общий риск для населения данного государства будет выше минимально достижимого для этого государства уровня. Отметим, что в такую ситуацию попадают страны СНГ, если они используют на своих АЭС системы безопасности, принятые, например, на АЭС в США.
Добавим, что в США при лицензировании АЭС требуется, чтобы используемые на них технические системы безопасности удовлетворяли условию: стоимость снижения риска для населения от АЭС на 1 чел.×Зв не должна превышать 100 000 долларов. Этот норматив находится в хорошем соответствии с данными табл. 4. В то же время в ядерной промышленности США используются или предполагаются к использованию меры безопасности, затраты на которые на несколько порядков превышают оптимальное для них значение (соответствующее уровню развития экономики). Такая неоптимальность затрат на снижение риска сегодня присуща не только ядерной промышленности, но и другим секторам социально-экономического развития (что обусловлено психологическими аспектами восприятия некоторых рисков).
Таблица 4
Оценка оптимальных затрат на снижение дозы облучения на 1 чел.×Зв
Страна | ВНП/Доход, межд. долл./(чел.×год) | Стоимость продления жизни, межд. долл./(чел.×год) | Оптимальные затраты, межд. долл./чел.×Зв |
Китай | 2444/1114 | (1 - 6) ´ 103 | (1 – 6) ´ 103 |
СССР | 4996/2198 | (5 - 30) ´ 103 | (5 – 30) ´ 103 |
Великобритания | 8655/5174 | (30 - 80) ´ 103 | (30 - 80) ´ 103 |
США | 12532/8542 | (80 - 200) ´ 103 | (80 - 200) ´ 103 |
Неоптимальность затрат на обеспечение безопасности, которая имеет место в настоящее время в экономике по крайней мере высокоразвитых стран (США, Канада, страны ЕЭС) вызывает серьезное беспокойство среди лиц, принимающих решения в этой области. В этих странах осознано, что такая ситуация становится сегодня серьезным препятствием для социально-экономического развития и может привести к тяжелым кризисам в социально-экономической сфере.