Государственное прогнозирование социально-экономического развития – как основа для развития предпринимательского законодательства

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития относится к числу экономических форм государственного регу­лирования предпринимательской деятельности. Прогнозирование и про­граммирование являются специфическими формами планирования со­циально-экономического развития, инструментами обеспечения управ­ляемости экономики. В Российской Федерации система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Рос­сийской Федерации». Согласно ст. 1 названного закона государственное прогнозирование социально-экономического развития — это система науч­но обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночной экономики. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнитель­ной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средс­твах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-эконо­мического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Минэкономразвития России является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития пред­принимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Согласно Положению о названном министерстве, утвержденному Пос­тановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443, Минэконом­развития России осуществляет мониторинг и анализ социально-эконо­мических процессов, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, средне­срочный и долгосрочный периоды. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в це­лом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государствен­ного сектора экономики. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспекти­ву разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе дан­ного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции соци­ально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В этой концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, пути и средства достижения указанных целей. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики госу­дарства данные прогноза и концепции социально-экономического разви­тия на долгосрочную перспективу используются при разработке прогно­зов и программ социально-экономического развития России на средне­срочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспек­тиву разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректи­руется. Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, содержит спе­циальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Правительство РФ раз­рабатывает и представляет в Совет Федерации ФС РФ и Государственную Думу ФС РФ программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в пос­лании Президента РФ. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перс­пективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, обычно содер­жит специальный раздел, посвященный анализу выполнения програм­мы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федераль­ного бюджета представляет Государственной Думе ФС РФ, в частности, такие документы, как итоги социально-экономического развития России за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федераль­ных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Согласно БК РФ прогноз социально-экономического развития соот­ветствующей территории на очередной финансовый год является одним из документов, которые должны быть подготовлены в целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год. Конкретные задачи социально-экономического развития предусмат­риваются в федеральных целевых программах. На основании этих программ осуществляется поставка продукции для федеральных государственных нужд. В некоторых случаях создаются специальные органы, занимающиеся вопросами планирования в определенных сферах экономики. Так, в со­ответствии с Положением о Комиссии Правительства Российской Феде­рации по военно-промышленным вопросам, утвержденным Постановле­нием Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 733' Комиссия Правитель­ства РФ по военно-промышленным вопросам является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных орга­нов исполнительной власти по реализации военно-промышленной по­литики РФ, планированию и осуществлению поставок продукции для обеспечения обороны страны и государственной безопасности, развитию оборонно-промышленного комплекса. Комиссия, в частности, рассмат­ривает вопросы разработки, хода и итогов реализации государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, федеральных целевых программ в области обеспечения обороны страны и государственной безопасности, государственного оборонного заказа, мо­билизационных планов экономики, планов военно-технического сотруд­ничества России с иностранными государствами. На плановой основе осуществляется приватизация государственного и муниципального имущества. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство РФ ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации. Что касается планирования деятельности большинства предприятий и предпринимателей, то они самостоятельно разрабатывают и утвержда­ют бизнес-планы, в которых определяются основные показатели их де­ятельности, прогнозируются возможные проблемы и пути их преодоле­ния. И жесткое планирование внутри крупных предприятий, как уже от­мечалось выше, вполне приемлемо. В отношении казенных предприятий осуществляется директивное планирование «сверху». Собственник ка­зенного предприятия утверждает план-заказ и план развития предприятия. Собственник государственного и муниципального предприятия, действу­ющего на праве хозяйственного ведения, определяет порядок утвержде­н и я показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждает показатели эффективности хозяйственной де­ятельности предприятия

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ:

"...1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально - экономической политики государства..."

Извлечение из документа:

Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Цели и содержание, а также порядок разработки системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".

Правительство РФ должно обеспечивать разработку прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Главные функциисоциально-экономического прогнозирования:

выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития
Российской Федерации"

Статья 1.Внести изменения и дополнения в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2871), изложив его в следующей редакции:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном прогнозировании, индикативном
планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных планов.

Статья 1. Основные понятия

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства на долгосрочный период, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

4. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации – система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, Программы социально-экономического развития Российской Федерации, а также механизмы реализации указанных целей и задач. Индикативный план утверждается федеральным законом.

5. Государственный сектор экономики – совокупность хозяйствующих субъектов и органов государственного управления (регулирования) во всех сферах экономической деятельности национального хозяйства, собственником имущества и доходов которых является государство.

6. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации.

7. Депрессивные территории (проблемные ареалы) – таксономическая территориальная единица с уровнем социально-экономического развития ниже показателей среднего уровня и в отношении которой применяются установленные законодательством России специальные меры (программы) государственной поддержки экономического роста.


Статья 2. Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее – прогнозы социально-экономического развития) на долгосрочную и среднесрочную перспективы.

2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

4. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

5. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.

6. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

7. Прогнозы социально-экономического развития включают показатели системы национальных счетов, сводного финансового и платежного балансов.

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается на пятнадцать лет и ежегодно корректируется.

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается взаимоувязанно с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

10. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и годовых индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации.

11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу разрабатывается на пять лет с погодовой разбивкой.

12. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

13. Прогнозы социально-экономического развития подлежат опубликованию.


Статья 3.Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период

1. Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (далее – концепции социально-экономического развития).

2. В концепции социально-экономического развития проводится анализ предшествующего развития Российской Федерации; характеризуется состояние экономики Российской Федерации; определяются основные цели, приоритеты и параметры социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, средства и этапы достижения указанных целей и реализации приоритетов; задачи и направ-ления институциональных преобразований, макроэкономической, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной и структурной, аграрной, экологической, социальной, региональной экономической, внешнеэкономической государственной политики.

3. Концепция социально-экономического развития разрабатывается на пятнадцать лет Правительством Российской Федерации с привлечением Российской Академии наук и других научных организаций.

4. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, представляется Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

5. Концепция социально-экономического развития подлежит опубликованию.

Статья 4. Среднесрочная Программа социально-экономического развития Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации разрабатывает среднесрочную программу социально-экономического развития Российской Федерации (далее программа социально-экономического развития) на 4 года, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития.

2. В среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущие пять лет и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

цели и приоритеты развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика и обобщающие макроэкономические показатели развития страны на среднесрочную перспективу;

институциональные преобразования;

научно-техническая и инновационная политика;

инвестиционная и структурная политика;

промышленная политика;

аграрная политика;

экологическая политика;

социальная политика;

региональная экономическая политика и программы решения проблем депрессивных территорий;

внешнеэкономическая политика и укрепление интеграционных связей со странами – членами СНГ;

перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения принятых к реализации федеральных целевых программ, даты их утверждения и государственные заказчики.

3. Отдельно выделяется среднесрочная программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций.

4. Среднесрочная программа социально-экономического развития официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Правительство ежегодно представляет в Совет Федерации и Государственную Думу доклад о результатах выполнения указанной программы за предшествующий год, а также предложения о внесении изменений в среднесрочную программу социально-экономического развития на очередной период.

5. Среднесрочная программа социально-экономического развития подлежит опубликованию.

Статья 5. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации (далее – индикативный план) на год.

2. Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с индикативным планом представляются:

оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;

концепция социально-экономического развития;

перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.

3. Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

4. Порядок рассмотрения индикативного плана и представленных с ним документов определяется Государственной Думой. По итогам рассмотрения индикативного плана принимается Постановление Государственной Думы.

5. Правительство Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность информации о ходе разработки, принятии и реализации индикативных планов.

6. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (региональные и местные) индикативные планы.


Статья 6. Порядок контроля итогов исполнения индикативных планов социально-экономического развития

1. Итоги исполнения индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу в составе проекта индикативного плана на предстоящий год.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикует информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации по всем показателям и в методологии, соответствующей утвержденному индикативному плану.

Статья 7. Федеральные целевые программы

1. Порядок разработки целевых федеральных программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. В перечне федеральных целевых программ на очередной год указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

государственные заказчики программ и их основные исполнители.

Статья 8. Программа развития государственного сектора экономики

Программа развития государственного сектора экономики включает показатели его функционирования и развития (в том числе прибыль и ее распределение, реализуемая продукция, основные производственные фонды и оборотные средства, численность занятых граждан и фонд оплаты труда, величина инвестиций за счет собственных и привлеченных средств), получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом.

2. План по доходам включает прибыль от деятельности государственных предприятий, поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства, доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества и другие доходы от использования государственной собственности.

План расходов включает расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции, расходы на научно-исследова-тельские и опытно-конструкторские разработки, расходы на закупки для государственных нужд и другие расходы.

Доходы и расходы государственного сектора в части поступлений средств в федеральный бюджет и расходов средств из федерального бюджета отражается в федеральном бюджете на соответствующих финансовый год.

3. Программа развития государственного сектора экономики составляется для Российской Федерации в целом, в разрезе отраслей, организационно-правовых форм предприятий и регионов.

4. По отдельным видам продукции предприятий государственного сектора в программу развития государственного сектора экономики могут быть включены показатели ее производства в натуральном выражении и цены реализации с индексацией или без таковой.

5. Программа развития государственного сектора экономики содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

Статья 9. Прогнозы социально-экономического развития, индикативные планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

1. Субъекты Российской Федерации разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, среднесрочные программы, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и законодательства субъектов Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества:

разрабатывает рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планированию в субъектах Российской Федерации;

анализирует прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации и осуществляет их координацию;

вырабатывает рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем;

намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных территорий;

формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, индикативные планы, а также межрегиональные целевые программы федерального значения.

3. Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества устанавливает перечень сотрудничества и представляет указанный перечень в Государственную Думу и Совет Федерации одновременно с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Статья 10. Национальный научный совет по прогнозированию

1. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации.

2. Порядок формирования и деятельности Национального научного совета по прогнозированию осуществляется в соответствии с Положением о Совете, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. В составе Совета, как правило, представлены ведущие ученые и специалисты страны и по согласованию, в соответствии с квотами Положения, представители Российской Академии наук и ее региональных отделений ученые крупнейших университетских центров России, ведущие специалисты Российской торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников.

4. Основные функции Высшего научного совета по прогнозированию:

совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования;

научная экспертиза прогнозов социально-экономического развития и концепций социально-экономического развития;

разработка рекомендации для органов власти Российской Федерации в сфере политики устойчивого экономического и социального развития.


Статья 11. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.


Статья 12. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона внести следующие изменения в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823):

изложить абзац 3 пункта 1 в следующей редакции: "индикативным планом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год";

пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;

концепция социально-экономического развития;

прогнозы социально-экономического развития;

перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году."

Президент

Российской Федерации

Наши рекомендации