Iii. требования к результатам освоения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа разработана:
Бондин В.И., д.п.н., профессор _____________
Пономарева И.А., к.м.н., доцент ______________
Жердева Т.Ф., ст.преподаватель ______________
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры ОЗЧиБЖ
Протокол заседания от 24.03.2015г. № 5
Зав.кафедрой _____________ Бондин В.И.
Ростов-на-Дону, 2015
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплиныявляется формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета, общекультурных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях жизнедеятельности.
Задачи дисциплины:
- обеспечение комфортного и безопасного взаимодействия в системе «человек-машина-среда обитания»;
- создание нормативного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- идентификация опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность возникновения;
- прогнозирование и профилактика развития негативных воздействий и оценка их последствий;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- обеспечение личной и коллективной безопасности при проведении работ на объектах в соответствии с выбранной специальностью;
- защита производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий при осуществлении профессиональной деятельности.
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях жизнедеятельности человека.
Предметом безопасности жизнедеятельности является теория и практика обеспечения безопасности в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Теория безопасности жизнедеятельности исследует опасности, с которыми может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности, причины их возникновения, возможные последствия их проявления; изучает возможности по их предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время; разрабатывает способы снижения опасностей и правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.
Практический аспект дисциплины охватывает нормы и правила поведения человека в повседневной жизни, в быту и при трудовой деятельности в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, требования по организации безопасности деятельности, действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – обязательная дисциплина ФС ЮФУ всех направлений первого уровня высшего профессионального образования, относится к общеуниверситетскому модулю «Естественнонаучная картина мира и безопасный образ жизни».
2.2. Преподавание данной дисциплины основывается на полученных в общеобразовательных учебных заведениях знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, математике, физике, химии, биологии, географии, экологии; дисциплина взаимосвязана с такими дисциплинами модуля, как «Культура здоровья» и «Естественнонаучная картина мира». Её изучение проводится в соответствии с решением совета факультета в 3 или 4 семестре.
2.3. Компетенции, сформированные у обучающихся в результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», позволят более квалифицированно освоить учебный курс и получить конкурентоспособного на рынке труда специалиста высокой квалификации, отвечающего потребностям социально-экономического развития региона вне зависимости от избранного направления подготовки, обладающего развитым правосознанием, способного работать в коллективе в качестве исполнителя и в качестве руководителя, готового брать на себя ответственность и принимать решения.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ОС ЮФУ:
· способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· рациональные условия деятельности человека для сохранения оптимального взаимодействия в системе «человек-машина-среда обитания»;
· правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;
· поражающие факторы стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф с выходом в атмосферу радиоактивных веществ и аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, вредных и опасных производственных факторов;
· анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных поражающих факторов;
· методы прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;
· сигналы оповещения гражданской обороны и порядок действий населения по этим сигналам;
· порядок и содержание работ руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также их подразделений по управлению действиями подчиненных в ЧС в соответствии с получаемой специальностью.
Уметь:
· создавать условия для комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
· прогнозировать воздействие негативных поражающих факторов и оценивать последствия их воздействия;
· разрабатывать и реализовывать меры защиты человека и окружающей среды обитания от негативных воздействий;
· проводить контроль параметров и уровней негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
· разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
· планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
· планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Владеть:
· культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
· способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;
· способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации;
· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
· способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
· основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Форма отчетности: зачет
4.1. Структура дисциплины:
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||
I | Теоретические основы и управление БЖД Теоретические основы БЖД Управление безопасностью жизнедеятельности Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях | сообщение реферат разноуровневые задания и задачи семинар-диспут | |||||
II | Безопасность жизнедеятельности и защита населения и производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ЧС природного и социального характера и защита от них ЧС техногенного характера и защита от них Экологическая безопасность Вредные и опасные факторы, воздействующие на здоровье человека на производстве и в быту. | сообщение разноуровневые задания и задачи круглый стол доклад с презентацией семинар-диспут | |||||
III | Безопасность жизнедеятельности в рамках получаемой специальности | - | - | - | проект |
4.2. План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине