Социальная реабилитация. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.
Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Реабилитация- это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед окружающими. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Сущность реабилитации — не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает индивид.
Понятие «реабилитация» неразрывно связано с понятием «абилитация» (англ. — способность, умение, ловкость, дарование, компетенция) — система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических, т. е. социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель А. — достижение индивидом по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной им от рождения. В настоящее время в РФ А. определена как комплекс государственных социально-экономических, медицинских, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.
Цель общества — максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нуждаются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной помощью специалистов по реабилитологии.
Термин «социальная реабилитация» был внесен в науку лишь в конце 19 века.
В определении понятия «реабилитация» имеются 2 подхода:
- как юридическое значение подразумевает полное восстановление правового положения личности. В медицинском, социально-экономическом понимании термин «реабилитация» употребляется как комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
- как медицинское подразумевает медико-социальное восстановление на основе определенной деятельности - трудовой, игровой, учебной и т.д. В медицинском социально-этическом понимании этот термин получил международное признание после первой мировой войны, когда начали широко использоваться различные методы восстановительного лечения: медикаментозное и оперативное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лечение, ортезирование и протезирование, трудо- и психотерапия.
Рывок в развитии, как теории, так и практики реабилитации произошел после второй мировой войны. Для лечения последствий ранений, контузий, заболеваний, полученных на фронте, для больных и инвалидов были созданы различные Центры, реабилитационные службы, государственные институты реабилитации.
В 1958 году была организована Международная система организации реабилитации, в 1960 году - Международное общество по реабилитации инвалидов, которое является членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим Бюро (МРБ).
В настоящее время реабилитациейпринято называть систему государственных социально-экономических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно-полезному труду.
Понятия «адаптация» и «реабилитация» тесно взаимосвязаны. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида). Адаптация в этом случае может рассматриваться как приспособление к заболеванию с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация, преодоление дефекта.
Существующие законодательные акты и научные определения, например, позволяют понимать под социальной реабилитацией комплекс социальных, социально-экономических, психолого-педагогических мероприятий и т.д., направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма. Тем самым оказывается, что термин «социальный» понимается чрезвычайно широко, включая в себя и медицинскую и профессиональную стороны.
Социальная реабилитация является также одним из направлений социальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны.
Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1. Объективные, т.е. социально или природнобусловленные:
- возрастные изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).
2. Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
- девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:
- разрушение привычной системы социальных связей и отношений;
- утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;
- разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;
- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.
Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.
В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.
Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта.
Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.
И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:
- в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;
- насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;
- каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.
Виды социальной реабилитации:
В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
медицинскую реабилитацию (восстановление физического и психического здоровья и потенциала человека или определенной социальной группы, подорванные в результате сильного внешнего воздействия);
правовую реабилитацию (восстановление отдельных граждан либо социальных групп в их юридических и гражданских правах);
политическую реабилитацию (восстановление политических прав невинно пострадавших);
нравственную реабилитацию (восстановление репутации, чести и достоинства, имиджа личности, социальной группы или организации, трудового коллектива в глазах общественности);
экономическую или социально-экономическую реабилитацию (восстановление нарушенного экономического и социально-экономического статуса, как отдельной личности, так и социальной группы);
социально-культурную реабилитацию (восстановление культурно- пространственной среды, обладающей характеристиками, достаточными и необходимыми для творческой активности и духовной самореализации людей);
- социально-педагогическую – направленную на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
профессиональную и трудовую – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
социально-средовую – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
психологическую реабилитацию (создание нормального психологического климата для лиц, перенесших травматический шок). Психологическая реабилитация рассматривается как система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Методический аппарат психологической реабилитации включает проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Особенно часто возникает необходимость в мероприятиях, направленных на снятие тревоги, невротических реакции, на формирование адекватного отношения к заболеванию, к тем реабилитационным мероприятиям, которые определены с учетом всего комплекса клинических, социальных и экономических факторов.
Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.
1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения
Одной из важнейших составляющих социальной реабилитации является восстановление социального статуса индивида.
На федеральном уровне основными задачами реабилитационной политики являются: формирование стратегии социальной реабилитации, ее целей, задач, приоритетных направлений и механизмов; правовое обеспечение реабилитационной политики; финансовое обеспечение Государственных программ по реабилитации.
На региональном (местном) уровне решение реабилитационных проблем должно осуществляться применительно к «местной специфике». В роли субъектов региональной (местной) реабилитационной политики выступают, прежде всего, местные органы государственной власти (как исполнительной, так и законодательной) и органы социальной защиты. Стратегическую цель реабилитационной политики на региональном (местном) уровне можно определить как возвращение на основе максимального использования имеющегося социального потенциала в лоно общественной жизни и социальных отношений лиц, всилу ряда причин оказавшихся дезадаптированными и десоцилизировнными.
Социальная реабилитация на региональном (местном) уровне должна включать в себя ряд следующих важнейших задач:
адаптация к местным условиям мероприятий реабилитационной политики, проводимой федеральным Правительством;
участие органов местного самоуправления в координации реабилитационной политики федерального Правительства;
выбор приоритетных для данной социальной группы направлений и механизмов реабилитационной политики, включающих удовлетворение ее первоочередных социальных потребностей;
разработка и реализация реабилитационных программ:
обеспечение экономических, правовых, организационно управленческих и иных условий реализации реабилитационной политики в пределах их компетенции, определяемой федеральным законодательством, и, преимущественно, за счет децентрализованных финансовых источников, т.е. из местного бюджета.
Социальную реабилитацию, можно рассматривать как важную составляющую социальной политики.
Все же более правильным является понимание «социальной реабилитации», которое связано с категорией «социальное», охватывающей все явления общественной жизнедеятельности, включая все виды культурной, трудовой, экономической и иной деятельности. Тем самым, социальная реабилитация становится не просто одним из направлений социальной политики государства, но должно рассматриваться как приоритетное.
Бюро МСЭК
К основным направлениям деятельности МСЭК относятся:
Оценка статуса реабилитируемого. Эта работа проводится совместно экспертами, реабилитологами, психологами и специалистами по социальной работе, которые должны изучить характер и степень выраженности медико-социальных последствий заболевании, степень социальной дезинтеграции больного, уровень реабилитаций витого потенциала и определить реабилитационный прогноз. Параллельно формируется экспертное заключение (группа, причина и срок инвалидности).
Изучение структуры потребностей инвалида. С этой целью проводятся глубокое изучение и детализация ограничений жизнедеятельности инвалидов, определяются условия и формы их компенсации на уровне организма, личности и социальной группы, в которой реализуется жизнедеятельность больного.
Определение цепей и задач реабилитации больного. Цель, характеризует наиболее рациональный путь социальной реинтеграции Сольного, задачи определяют оптимальные пути достижения цели. Формулирование целей и задач реабилитации проводится с учетом пола, возраста, социального статуса больного, степени его социальной дезинтеграции, психологического портрета личности.
Определение основных направлений и форм реабилитации больного. На данном этапе изучаются возможности реабилитационных и других подразделений в ре: ионе, характер и доступность реабилитационной помощи, с одной стороны, структура потребностей инвалида - с другой. Определяются основные направления реабилитационных воздействий с учетом целей и задач реабилитации и заполняется индивидуальная программа реабилитации для каждого этапа.
В каждом человеке есть, так называемый реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
Уровень реабилитационного потенциала определяется многими факторами, прежде всего особенностями клинической картины, характером протекания адаптивных процессов, уровнем и возможностью компенсации патологического процесса, возрастом и другими как клиническими, так и социальными факторами. Для уточнения состояния всех факторов, определяющих уровень реабилитационного потенциала, необходима очень подробная объективная информация, что требует обязательного тщательного обследования больного с использованием комплекса современных физиологических, психологических и других методов исследования.
Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».
Согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 12) реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.
По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные. К реабилитационным относятся учреждения следующих типов: реабилитационно-производственные, реабилитационно-медицинские, реабилитационно-социальные.
Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
* детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
* разработка планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении;
* проведение медицинской реабилитации, осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию;
* проведение социальной реабилитации, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
* динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
* оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.
Виды реабилитационных учреждений:
1. Реабилитационный центр - учреждение является многопрофильным, комплексным, в структуре которого представлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая. (различаются по объектам работы: пожилые, инвалиды, несовершеннолетние и т.д.)
2. Реабилитационный центр для умственно отсталых лиц – является учреждением, предназначенным для профессионального и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, бытового и рационального трудового устройства инвалидов с интеллектуальной недостаточностью не способных и ли ограниченно способных к самостоятельной жизни.
3. Дома-интернаты как учреждения реабилитационного типа – в основе реабилитационной деятельности медико-социальная реабилитация: д.-и. для инвалидов и пожилых людей (общего типа); психоневрологический интернат; геронтологические центры.
4. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений: обычные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования; спец. учебные заведения для инвалидов;
Таким образом, социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.