Тюменский государственный нефтегазовый университет. Воспитание культуры чтения является одной из важнейших общественных задач

ЧТЕНИЕ КАК ИНДИКАТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

Воспитание культуры чтения является одной из важнейших общественных задач. С появлением печатных книг и распространением образования в его современном виде, процесс культурного воспроизводства приобрел масштабный организованный характер и вышел за рамки социального института семьи. Учебное, деловое, досуговое чтение со временем стали традиционными практиками культурного развития. Уровень чтения в обществе и грамотность населения тесно связаны: грамотность необходима для чтения, а само чтение развивает грамотность, главным образом, функциональную.

Уровни чтения и грамотности членов общества влияют на качество жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, духовной жизни и культуры, образование. Несмотря на это интерес к чтению падает, изменяется его содержание [5; с. 94].

Культурное воспроизводство направлено на детей, подростков, молодежь, поэтому имеет смысл изучить практики чтения в одной из этих категорий. Студенческая молодежь представляет собой особую категорию, она пополняет группу интеллектуалов общества [6]. Проблема заключается в противоречии между социальной потребностью в функционально грамотных, широко образованных людях и снижением читательской активности. В исследовании проблемы важны следующие аспекты: воспроизводство самих практик чтения и практик чтения в культурном воспроизводстве. В первом случае необходим анализ условий воспроизводства практик чтения, отношение к чтению, оценка его престижности, во втором – содержания чтения, читательских предпочтений [2; с. 61].

Результаты фокус-группового исследования, проведенного нами в декабре 2012 года среди студентов тюменских вузов, позволяют более детально рассмотреть проблему. Большинство оппонентов считают, что проблема снижения популярности чтения действительно существует. В своих высказываниях часто упоминают времена советского периода, которые ассоциируются с человеком читающим («Читать стали действительно меньше. Читает меньшинство. Наверное, это зависит от перемены ценностей»).

Причинами спада популярности чтения в студенческой среде считают нехватку времени, влияние интернета, массовой культуры в целом. Очевидна переориентация на массовую культуру, легкую для восприятия, не требующую умственных усилий и времени. Ритм жизни современного человека сказывается на его духовном и интеллектуальном развитии.

Одной из задач исследования является выявление особенностей досугового и учебного чтения. У большей части студентов преобладает инструментальный вид чтения, так как получение знаний и информации необходимо в учебной деятельности. Часть оппонентов стараются совмещать инструментальное и экспрессивное чтение, получают удовольствие от чтения профессиональной литературы. Лишь немногие имеют время и желание для экспрессивного чтения.

Нехватка времени не является основной причиной, ведь у большинства находится время для компьютерных игр, просмотра фильмов и т. п. Чтение воспринимается как тяжелый труд, а не способ интересно провести время. Это говорит о редкой практике чтения, о истощении читательского потенциала. Инструментальное чтение не несет эмоциональной нагрузки. Исключение экспрессивного вида чтения ведет к огрублению и упрощению чтения как практики духовного воспроизводства.

Жанровые предпочтения студентов оказались разнообразными, хотя можно заметить закономерность: девушки предпочитают классическую литературу, опрошенные оппоненты мужского пола – фантастику. Любители классики отмечают, что эти произведения всегда актуальны, вечны. В обсуждении вопроса ими отмечались такие произведения, как «Гранатовый браслет» и «Олеся» А.И. Куприна, «Преступление и наказание» и «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, произведения Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, С. Цвейга, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Поклонников фантастики завораживает альтернативная реальность. Среди оппонентов были поклонники Карлоса Кастанеды (эзотерика), Рея Бредбери (фантастика), Умберто Эко (постмодернизм), ЧакаПаланика (контркультура).

Литература 19 века получила разные оценки. Часть студентов считают, что это есть базис литературы: «Не могу представить, что ее бы не было. Я вкладываю в нее гражданские смыслы. Русский человек должен знать отечественных авторов. Если ты не читаешь – ты отказываешься от своей культуры». Однако, произведения Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова пугают своим мистицизмом; язык и психологизм Ф.М. Достоевского кажется сложным, а частое описание природы Л.Н. Толстого наводит скуку на студентов. Человек, живущий «в ускоренном режиме» утратил способность анализировать, исключил практику рефлексивного чтения. Именно поэтому он ощущает нехватку событий в классических произведениях и перенасыщенность рассуждений.

Большинство оппонентов считают практику чтения классической литературы необходимой для развития морального, интеллектуального, духовного. Однако часть студентов с этим мнением не согласна: «Классика нужна, как и другие жанры. Не скажу, что она необходима. Можно эту моральную базу брать от родителей, религии, книг».

Глобальная система – интернет тесно связана с проблемой культуры чтения. Большинство оппонентов говорят, что интернет-чтение, чтение с электронных носителей, прослушивание аудиокниг гораздо удобнее и дешевле. Меньшая часть студентов выступила в защиту печатного текста. Темпы и объемы компьютеризации пугают многих студентов. Многие из них считают, что в будущем публичные и домашние библиотеки исчезнут, книга будет являться огромной ценностью.

По мнению студентов, основным фактором, влияющим на воспитание культуры чтения, является семья: «Семья играет более важную роль. Процесс становления личности проходит именно тогда, когда ребенок не очень активно взаимодействует с внешним миром». Также большое влияние оказывает общество, личностные характеристики, ситуация, случайность.

В современном обществе процесс культурного воспроизводства посредством высшего образования имеет расширенный характер, это фиксируется данными многих исследований. По данным исследования, культурное воспроизводство через чтение не имеет характер даже простого воспроизводства, при таком малом количестве читающих на досуге студентов. Посредством досугового чтения воспроизводится массовая культура, прежде всего, и «вечные ценности», которые олицетворяет русская и зарубежная классическая культура [1; с. 69].

Очевидно, для новых поколений чтение будет играть все меньшую роль. Чем доступнее становятся другие источники информации, и другие способы проведения свободного времени, тем ярче проявляются все названные выше тенденции. И читать будут те, кто любит читать. Роль и место чтения в современной России определяются как глобальными (характерными для большинства стран), так и локальными (нашими, российскими) тенденциями. К глобальным тенденциям можно отнести влияние на культуру процесса информатизации общества. Компьютер внедряет новую форму грамотности – нелинейную [4]. Поэтому любой студент управляется со словами, гораздо быстрее, чем профессор, но его чтение не направлено на работу души, на глубинное самопознание. Это приводит к созданию экранной, или клиповой, культуры. Также изменился статус художественной литературы. Она резко сдает свои позиции, и на это есть свои причины. Художественная литература в России при отсутствии свободы слова (начиная с XVIII века) выполняла, кроме всего прочего, те функции, которые были свойственны оппозиционной прессе. Теперь, когда нет цензуры, роль критика, взяла на себя публицистика. Это упрощает процесс восприятия и отвращает потенциальных читателей от художественной литературы, в первую очередь, от классики. Поэтому сегодня библиотеки призваны возвращать читателей к традиционному чтению как надежному средству сохранения инстинкта культуры [3;с. 113].

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от не читателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако развитие «общества читателей» возможно лишь в определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми социологами как «чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что чтение среди молодёжи - индикатор не только состояния общества и отношения общества к своему будущему, но и показатель интеллектуального потенциала молодежи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин М.Указ.соч. 1986.

2. Борев Ю. Эстетика М., 2002.

3. Борхес Л. Указ. соч. 1989.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1356/ЧТЕНИЕ.

5. http://slovari.yandex.ru/~книги/Издательский%20словарь/Культура%20чтения.

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/136627/Студенчество.

Наши рекомендации