Лекция 9. Конфликты в деловом общении
Инцидент— это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
«Участник»спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации — это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.
«Противник»— это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей.
Оппонент— это участник дискуссии-спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.
Конфликтный человек— это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.
Конфликтная ситуация— это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.
Конфликт— это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»:
Проблема+ конфликтная ситуация+участники+инцидент= конфликт. Отметим, что конфликт может возникнуть только при наличии всех четырех компонентов, его составляющих.
Усиление конфликта— это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.
Затухание конфликта— это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участи; ков конфликта.
Разрешение конфликта— это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Сильный оппонент— это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей иличностных качеств в сравнении с другими участниками спора, переговоров, разрешения конфликта.
Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия.
Определить, даже с учетом конкретной ситуации, особенно объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает нелегко.
Конфликт в отличие от спораимеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные конфликты, то следует обратить внимание на противоречия, их порождающие.
Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы прежде всего имеем разные мотивы иинтересы.
Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело. Однако источников конфликтов — противоречий, возникающих между людьми, значительно больше, чем их интересов.
Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
— рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств;
— функций управления;
— эмоциональных, психических и других состояний;
— технологических, экономических и других процессов;
— целей, средств, методов деятельности;
— мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
— взглядов, убеждений;
— в понимании, интерпретации информации;
— ожиданий, позиций;
— оценок и самооценок.
Однако важно знать не только те противоречия, которые порождают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.
По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.
По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.
А теперь проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности.
Обобщение результатов исследований психологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показывают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие:
— стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым. Там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;
— излишняя принципиальность;
— излишняя прямолинейность в суждениях;
— критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная;
— плохое настроение, если оно к тому же периодические повторяется;
— консерватизм мышления, взглядов, убеждений; нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;
— стремление сказать правду в глаза. Иногда бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
— стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать «все, что хочу», то оно сталкивается с желаниями и мнениями других;
— быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, это уже раздражает;
— несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
— неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
— инициатива, особенно творческая, — это хорошо, но, когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, то это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию.
Исходя из вышесказанного, сформулируем несколько правил поведения, направленных на то, чтобы преодолеть в себе негативные качества характера, поведения.