Манипуляция в деловом общении

МАНИПУЛЯЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКие указания для студентов БАКАЛАВРИАТА

Волгоград

ББК

Рецензент:

доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Е. Е. Чудина

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

Домашнее задание по курсу «Психология делового общения ». Тема №1 «Манипуляция в деловом общении» : метод. указания/сост. Л.А. Федотова, Р.В. Ященко; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 20с.

В методических указаниях рассматриваются понятие и основные характеристики манипуляций в деловом общении. Предложены практические задания, ориентированные на самостоятельную работу студентов.

Содержание методических указаний предназначено для всех форм обучения бакалавриата.

Волгоградский государственный

технический университет, 2014

Учебное издание

Составители

Лилия Анатольевна Федотова

Роман Викторович Ященко

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема «МАНИПУЛЯЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ»

Методические указания

Темплан 2014 года (внутривузовские заказные издания). Поз. №**

Подписано в печать 99.99.2013 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная.

Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. 1,16

Тираж 100 экз. Заказ 999.

Волгоградский государственный технический университет

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.1

Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.7

Введение

Дисциплина «Психология делового общения» в учебную программу технического вуза был введен не случайно. Способность к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, сотрудничеству людей, принадлежащих к различным культурам, социальным и этническим группам, общественным движениям и т. д. приобретает особую актуальность в наше стремительное и неспокойное время.

Кроме того, введение курса «Психология делового общения» оправдано еще и тем, что культура делового общения, коммуникативные навыки являются основными в тех областях деятельности, где и субъектом, и объектом взаимодействия и воздействия (управления) становится человек. Специфика данной дисциплины обусловлена ее практической направленностью. Целью данных методических указания для студентов является, в первую очередь, формирование и развитие навыков делового общения у студентов. Полученное приращение психологического знания позволит формирующемуся специалисту, будущему руководителю, осознанно и компетентно войти в мир профессионального общения, организации взаимодействия с людьми и создания более комфортных психологических условий для эффективной деятельности.

Методические указания состоят из двух частей: в первой части дается краткое изложение теоретического материала по теме, во второй для закрепления изученного материала, а также оценки степени его успешного усвоения, студентам предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить задания и упражнения по теме данных методических указаний.

Если выполнение какого-либо упражнения или задания вызывает затруднения, то всегда есть возможность вернуться к первой (теоретической) части указаний и еще раз ознакомиться с материалом. Отдельные задания построены таким образом, чтобы дать возможность студенту продемонстрировать приобретенные в ходе обучения способности, знания, умения и, отчасти, личностные качества. Для ответа на какие-то вопросы заданий, возможно, придется заглянуть в словари и учебники. Список литературы по данной теме, а также перечень учебников и методических разработок кафедры, приводится на последней странице методических указаний.

ПОНЯТИЕ «МАНИПУЛЯЦИЯ»

Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей»

К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:

• манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);

• манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна; для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);

• манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.) — никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;

• манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

Манипуляции — важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;

во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;

в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации (http://tigf.org/Harakteristika-manipulyacij-v-obschenii.html).

Способ поведения   Ожидаемая реакция Способ противодействия  
Патетическая просьба «войти в положение»   Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств  
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна   Принудить партнера раскрыть больше информации, чем ему нужно   Спросить собеседника, что именно непонятно и вызывает сомнения  
Изображение из себя «делового» партнера, представление обсуждаемых проблем как несущественных, побочных вопросов Желание произвести впечатление умудренного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы  
Поза «благоразумности» и «серьезности»; авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях   Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание  

2)манипуляции, направленные на уничтожение оппонента

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия  
Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности   Пробуждение чувства опасности и неуверенности   Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов  
Постоянно демонстрируемое упрямство, самоуверенность   Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы неуспешны   Относиться ко второй стороне скептически, прибавить самоуверенности  
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики Пробудить чувство бессилия, сформировать установку, что и другие аргументы будут несостоятельны   Вежливо сказать, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла  
Риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия   Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно  
Быть «милым и подлым», т. е. быть дружелюбным и вместе с тем постоянно возмущаться Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента   Ровно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента  
Показывать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранить занятую позицию Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно  

ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ.

Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника

принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:

«раздражение собеседника» - введение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;

«ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь исейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.);

перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым

тратя время и силы;

отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, когокрайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»);

«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто,чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);

«недосказанность в связи с особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;

«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;

«использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;

«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);

«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводовоппонента;

«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);

«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;

«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;

«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначныйответ «да или нет», причем сразу («Скажите прямо…»);

«рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);

«сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к еголичной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);

«видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить

его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность ( «Да, но…»). «…..».

Провокация подозрения.

Манипулятор изначально ставит испытуемого в критические условия, когда убежденно выдвигает заявление типа: «Вы думаете я буду вас уговаривать?..», что предполагает т. н. обратный эффект, когда тот над кем проводят манипуляции начинает убеждать манипулятора в обратном, и тем самым, проговаривая несколько раз установку, бессознательно склоняется к мнению о честности в чем-то убеждавшего его человека. Тогда как по всем условиям честность эта ложная. Но если при определенных условиях он бы это понимал, что в данной ситуации грань между ложью и восприимчивостью правды стирается. А значит манипулятор добивается своей цели.

Защита —______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ложная выгода противника.

Манипулятор своими определенными словами как бы изначально ставит под сомнение собственные доводы, ссылаясь на якобы более выгодные условия, в которых находится его оппонент. Что, в свою очередь, заставляет этого оппонента оправдываться в желании убедить партнера и снять с себя подозрение. Тем самым, тот над кем состоялась манипуляция, бессознательно снимает с себя какую-либо установку на цензуру психики, на оборону, дозволяя проникнуть в свою ставшую беззащитной психику атаки со стороны манипулятора. Слова манипулятора, возможные в подобной ситуации: «Вы так говорите, потому что сейчас от этого требует ваше положение…»

Защита________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мнимое непонимание.

В данном случае определенная хитрость достигается следующим образом. Манипулятор, ссылаясь на выяснение для себя правильности только что услышанного, повторяете сказанные вами слова, но внося в них свой смысл. Произносимые слова могут быть наподобие: «Извините, правильно ли я вас понял, вы говорите что…», — и дальше он повторяет 60-70% того, что услышал от вас, но конечный смысл искажает путем ввода другой информации, информации — необходимой ему.

Защита______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ложное соглашательство.

В этом случае манипулятор как будто соглашается с информацией, полученной от вас, но тут же вносит свои коррективы. По принципу: «Да, да, все правильно, но…».

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провокация на скандал.

Вовремя сказанными обидными словами манипулятор пытается вызвать своими насмешками в вас гнев, ярость, непонимание, обиду и проч., чтобы вывести вас из себя, и добиться намеченного результата.

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая терминология.

Данным способом манипулятор добивается у вас бессознательного принижения вашего статуса, а также развития чувства неудобства, в результате чего вы из ложной скромности или неуверенности в себе стесняетесь переспросить значение того или иного термина, что дает возможность манипулятору возможность повернуть ситуацию в нужное ему русло, сославшись при необходимости на якобы ваше одобрение раннее сказанных им слов. Ну а принижение статуса собеседника в разговоре позволяет оказаться в изначально выигрышном положении и добиться в итоге необходимого.

Защита______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ссылка на «великих».

Манипулятор оперирует цитатами из речей известных и значительных людей, спецификой устоев и принципов, принятых в обществе и проч. Тем самым манипулятор бессознательно принижает вас статус, мол, посмотрите, все уважаемые и известные люди говорят так, а вы считаешь совсем иначе, а кто вы, а кто они и т. п., — примерно подобная ассоциативная цепочка бессознательно должна появиться у объекта манипуляций, после чего объект, собственно, таким объектом и становится.

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Навязывание мыслей.

В данном случае посредством постоянно или периодически повторяемых фраз, манипулятор приучает объект к какой-либо информации, которую собирается до него донести.

На подобной манипуляции строится принцип рекламы. Когда сначала перед вами многократно появляется какая-либо информации (причем независимо от вашего сознательного одобрения или отрицание ее), а потом, когда человек сталкивается с необходимостью выбора какого-либо товара, бессознательно из нескольких видов товара неизвестных марок он выбирает ту, о которой уже где-то слышал. Причем исходя из того, что посредством рекламы доносится исключительно положительное мнение о товаре, то значительно большая вероятность, что в бессознательном человека сформировано исключительно положительное мнение о данном товаре.

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мнимая невнимательность.

В данной ситуации, объект манипуляции попадает в ловушку манипулятора, играющего на собственной якобы невнимательности, чтобы после, добившись своего, сослаться на то, что он якобы не заметил (прослушал) протест со стороны оппонента. При этом он уже фактически ставит объект перед фактом совершенного.

Защита —_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принижение иронии.

В результате изреченных в нужный момент мыслей о ничтожности собственного статуса манипулятор как бы вынуждает объект утверждать обратное и всячески возвышать манипулятора. Тем самым последующие манипулятивные действия манипулятора становятся не заметны для объекта манипуляций.

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентированность на плюсы.

В этом случае манипулятор концентрирует разговор только на плюсах, тем самым продвигая свою идею и в конечном итоге добиваясь манипуляций над психикой другого человека.

Защита_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

1. Осипова, А. Как противостоять манипуляциям [Текст]: учебник/А. Осипова. :АРДИС, 2010.-256с.

2. Стацевич, Е., Гуленков, К., Сорокина, И. Манипуляции в деловых переговорах [Текст]: учебник/Е.Стацевич, К. Гуленков, И. Сорокина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-167с.

3. Фексеус Хенрик. Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлятьими [Текст]: учебник/ Хенрик Фексеус.: Рипол Классик, 2010.-272с. ISBN: 978-5-386-02164-1.

4. http://www.orelgiet.ru/monah/45g.pdf

МАНИПУЛЯЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКие указания для студентов БАКАЛАВРИАТА

Волгоград

ББК

Рецензент:

доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Е. Е. Чудина

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

Домашнее задание по курсу «Психология делового общения ». Тема №1 «Манипуляция в деловом общении» : метод. указания/сост. Л.А. Федотова, Р.В. Ященко; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 20с.

В методических указаниях рассматриваются понятие и основные характеристики манипуляций в деловом общении. Предложены практические задания, ориентированные на самостоятельную работу студентов.

Содержание методических указаний предназначено для всех форм обучения бакалавриата.

Волгоградский государственный

технический университет, 2014

Учебное издание

Составители

Лилия Анатольевна Федотова

Роман Викторович Ященко

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1

Наши рекомендации