Ученическое самоуправление: миф или реальность
1. Что такое самоуправление? 2. Какие модели школьного самоуправления существуют? 3. Что такое временные творческие группы? 4. Как организовать коллективное творческое дело? |
Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление».
Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления. Подход, при котором сейчас рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, – чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно, это только тогда, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.
Собрание может проходить в различных формах, и необязательно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы президиума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания – ведущего данного обсуждения.
Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование работы ученических коллективов.
Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания» Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.
Наряду с постоянными органами самоуправления в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся.
Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:
– создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
– решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
– в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
– органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
– осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого.
Наличие групповых целей деятельности,с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой, – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.
Первая группа целей, которые реализуются коллективом, связана с созданием условием для нормальной учебы учащихся.
Вторая группа связана с решением проблем отношений между школьниками и организацией ими внеучебной деятельности.
Третья группа направлена на решение бытовых проблем, создания нового оборудования, украшения школы и класса и т.п.
Четвертая группа связана с участием класса в общешкольном коллективе.
Структура органов классного самоуправления адекватна перечисленным целям.
Проблему представительства класса в решении проблем общешкольного коллектива в каждой школе решают по-разному.
В настоящее время модели школьной жизни на основе ученического самоуправления можно сгруппировать следующим образом:
1. Административная модель(условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов.
С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Сильные стороны:
1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации.
2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.
Слабые стороны:
1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении.
2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.
3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.
2. Игровая модель(условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.
Сильные стороны:
1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии.
2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.
Слабые стороны:
1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми учителями как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением.
2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса.
3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.
3. Совмещенная административно-игровая модель(условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т. д.).
Органы самоуправления общешкольного коллектива реализуют специфические социально-психологические функции, такие, как обеспечение межгруппового единства в коллективе школы, преемственности в работе органов самоуправления, развитие и сохранение традиций.
Республика как пример организации ученического самоуправления |
Республика – форма организации жизнедеятельности детей и взрослых в образовательном учреждении.
В основе структуры Республики лежит возрастной подход к организации деятельности, и она строится по трем ступеням:
1 ступень (начальная школа) – Солнечный город.
2 ступень (среднее звено) – Город Мастеров.
3 ступень (старшее звено) – Город Юности.
Названия городов условны и определяются жителями республики. Каждый город структурно строится из ШТАТОВ (классов). ШТАТ – Школа Творчества, Активности, Трудолюбия.
Жизнедеятельность республики осуществляется согласно Конституции республики и Моральному кодексу республиканца.
Высшим органом республики является Республиканский Форум, который собирается не реже одного раза в год и решает следующие вопросы:
– утверждает Конституцию, герб и гимн республики;
– утверждает органы самоуправления; состав министерств и служб;
– вносит предложения в Республиканский план на год.
Республика имеет свой герб и гимн. Также гербы имеют города и штаты республики. Высшим органом в городах и штатах является общий сход. Руководство штатами осуществляют МЭРЫ. МЭР – Мудрый Эрудированный Руководитель.
Руководство городами осуществляют мэры городов, избираемые общим сходом, и взрослые советники, назначаемые администрацией школы. Они являются организаторами деятельности в каждой возрастной ступени.
Жизнедеятельность Республики между форумами организуют постоянные органы самоуправления, которые меняются в зависимости от потребностей и возможностей жителей республики. Работа большинства служб строится по палатам (по возрастным ступеням), руководство каждой палатой осуществляет старшеклассник-старейшина, избираемый на общем заседании службы из палаты старейшин.
Руководство Министерствами и Службами осуществляют старейшина и взрослый советник, утверждаемые Форумом из числа взрослых. Каждая палата собирается не реже одного раза в 2 недели, совет службы (руководители палат и советник) собираются раз в неделю.
Главным представителем власти в республике является Президент республики, избираемый республиканским Форумом сроком на 1 год. Президент может избираться на пост не более чем на 2 срока.
Президент осуществляет руководство республикой, несет ответственность за ее жизнедеятельность, представляет республику во всех учреждениях, организациях.
Количество и организация деятельности республиканских служб варьируется в зависимости от интересов воспитанников, воспитательных задач и выбранных школой приоритетов деятельности.
Республиканские службы представляют одновременно:
– орган детского самоуправления с правом принятия решений;
– профильное разновозрастное детское объединение.
Структура служб Республики и режим работы:
1. Любая республиканская служба объединяет делегатов от всех классов (1-2 человека) и имеет свое представительство в каждом классе, которое внутри коллектива (класса) представляет собой небольшой профильный центр (бригаду, звено, экипаж – наименование ребята определяют самостоятельно).
2. Каждая служба работает по палатам:
– палата мастеров – среднее звено (5-7 классы);
– палата старейшин – старшее звено (8-11 классы).
Каждая палата работает не реже двух раз в месяц по своей учебной программе и плану работы. При подготовке и проведении общешкольных дел палаты объединяются.
3. Общее руководство службой осуществляет организатор деятельности или любой педагог за дополнительную оплату. В разработке и осуществлении учебной программы оказывают помощь учителя-предметники или их методические объединения.
В структуре органов самоуправления республике работает ряд «Министерств» и «Ведомств».