Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления

Актуальность проблемы становления и развития российской модели республиканской формы правления определяется прежде всего переходным состоянием Российского государства от советской к полупрезидентской республике и новизной для нашего Отечества правовых институтов президентства, парламента, конституционного суда, которые совсем недавно c классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой как крайне реакционные органы буржуазного государства.

Важно подчеркнуть, что

система органов государственной власти Российской Федерации во многом определяется принятой в стране формой правления, под которой в юридической литературе понимается «внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти и, прежде всего, главы государства».

Иначе говоря, форма правления является показателем того, как конституция разграничивает полномочия между высшими органами государственной власти (главой государства, парламентом, правительством, высшими судебными инстанциями) и определяет правовые механизмы их воздействия друг на друга в системе «сдержек и противовесов».

Система организации государственной власти в России находится в процессе становления и в настоящее время наиболее близка к полупрезидентской модели республиканской формы правления, нашедшей свое наиболее полное воплощение в конституционном устройстве многих стран Западной Европы.

Как отмечает Н. А. Сахаров, полупрезидентская (смешанная) республика характеризуется двумя основными признаками: во-первых, президент не возглавляет систему органов исполнительной власти (правительством руководит премьер-министр), но обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать воздействие на их деятельность, что характерно для президентской республики; во-вторых, такого рода исполнительно-распорядительные полномочия президента ограничиваются властными полномочиями парламента, что характерно для парламентской республики.

Признаком, характерным только для полупрезидентской республики, является право главы Российского государства на роспуск нижней палаты парламента.

Следует отметить, что система «сдержек и противовесов», составляющая суть принципа разделения властей, находит свое проявление в закрепляемых в Конституции Российской Федерации 1993 г. государственно-правовых механизмах взаимодействия, взаимного контроля органами государственной власти Российской Федерации.

Конституция не называет главу Российского государства одновременно и главой исполнительной власти. Вместе c тем Основной закон Российского государства закрепляет механизмы, которые позволяют Президенту России оказывать серьезное воздействие на деятельность органов исполнительной власти, что, безусловно, соответствует классическим представлениям о полупрезидентской республике.

Следует отметить, что важнейшим средством воздействия Президента России на исполнительную власть в системе «сдержек и противовесов» являются его полномочия по формированию Правительства и федеральных органов исполнительной власти и руководству их деятельностью. Президент назначает c согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; назначает других должностных лиц исполнительной власти.

Президент самостоятельно принимает решение об отставке Правительства. Кроме того, Правительство Российской Федерации всегда слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России после вступления его в должность. Правительство России может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить о его отставке либо не согласиться c решением Государственной Думы, и тогда Правительство будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент России обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу.

В механизме воздействия Президента на органы исполнительной власти важное место занимает закрепленное п. «б» ст. 83 Конституции РФ право Президента председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что полупрезидентская форма правления предполагает наличие в системе «сдержек и противовесов» правовых механизмов воздействия главы государства на законодательную власть. Наиболее важным из них является механизм роспуска нижней палаты парламента. Процедура роспуска главой Российского государства Государственной Думы закреплена в ст. 109 Конституции. Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации, в течение года после ее избрания, c момента выдвижения ею обвинения против Президента России, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Эти важные положения Конституции делают Государственную Думу в указанные периоды значительно сильнее, поскольку над ней не висит угроза роспуска.

Необходимо отметить, что для обеспечения самостоятельности всех институтов государственной власти полупрезидентская форма правления должна предусматривать не только наличие правовых механизмов воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную и законодательную власти, но и возможности Правительства и Федерального Собрания оказывать существенное влияние на деятельность главы Российского государства.

Вместе c тем ряд известных ученых критически оценивает заложенный в Конституции баланс властей, предусматривающий усиление позиций Президента за счет ослабления позиций парламента, который в немалой степени зависим от Президента, а также от исполнительной власти, которая, в свою очередь, находится в зависимости от Президента.

По мнению С. А. Авакьяна, «Президенту достаточно легко распустить Госдуму и отправить ее в небытие. Госдума вправе только направлять Президенту свои обращения. Президент может внести проект закона в Госдуму. У Думы есть средство воздействия на Президента – обвинить его в государственной измене или в ином тяжком преступлении, но мы еще не дожили до такой ситуации, и не дай Бог, чтобы дожили, когда на посту Президента будет государственный изменник или опасный преступник. Иных форм влияния Госдумы на Президента, кроме обращения, почти не существует».

Важнейшим государственно-правовым механизмом воздействия Российского парламента на деятельность Президента в системе «сдержек и противовесов» должны быть юридические процедуры участия парламента в формировании исполнительной власти. Конституция Российской Федерации не обязывает Президента учитывать мнение палат Федерального Собрания Российской Федерации при формировании Правительства России, назначении руководителей федеральных органов исполнительной власти. Представляется, что перспективы развития системы органов государственной власти на основе демократических принципов их организации и деятельности связаны c наделением палат Федерального Собрания большими полномочиями в процессе формирования Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, что соответствует приведенным выше классическим представлениям о полупрезидентской республике. Безусловно, что формирование органов исполнительной власти и назначение должностных лиц c учетом мнения депутатских объединений, соответствующих комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации позволит им, опираясь на поддержку влиятельных политических сил, c большей эффективностью осуществлять свою деятельность.

Важнейшим средством недопущения чрезмерной концентрации власти в руках президента в системе «сдержек и противовесов» являются правовые механизмы его ответственности перед законодательной властью, которые в демократических правовых государствах связаны прежде всего c закрепляемой в конституциях процедурой досрочного отстранения главы государства от должности парламентом. Конституция Российской Федерации (ст. 93) допускает досрочное отрешение Президента России от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. (Подробно такая юридическая процедура рассмотрена в рамках главы 5 настоящего учебника c точки зрения актуальности проблем формирования и реформирования института главы Российского государства.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

российская модель полупрезидентской республики в настоящее время не в полном объеме соответствует классическим представлениям о данной форме правления. Предусмотренная Конституцией 1993 г. модель республиканской формы правления характеризуется доминированием Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации, что является вполне закономерным в условиях переходного состояния Российского государства и общества. Вместе c тем тенденции их дальнейшего демократического развития связаны c обеспечением большей сбалансированности полномочий высших органов государственной власти.

В этой связи представляются весьма актуальными и значимыми научные исследования проблемы обеспечения баланса властей в Российской Федерациикак в соответствии c классическими представлениями о полупрезидентской республике, так и исходя из практики осуществляемого в стране государственно-правового строительства.


Наши рекомендации