Назовите достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения. Какие альтернативные формы обучения вам известны? Что определило их возникновение?

В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика; четкость и системность в последовательности изучения учебного материала; экономическую выгоду при массовом обучении.

Недостатки этой системы относятся, в основном, к организации урока как основной форме педагогического процесса: единообразие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала.
Индивидуализированные формы (системы):
Индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому. Гувернерство.

Индивидуально-групповая форма, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе. Дальтон-план (начало XX в. – 30-е гг. XX в.), в основе которого лежали: самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы при консультационной помощи учителя, гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий.

Бригадно-лабораторный метод, применялся в СССР в общеобразовательных школах, а также в ВУЗах и техникумах в 20-х – начале 30-х гг. XX в. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом.
Батавия-план (Batavia Plan). В рамках Батавия-плана с классом увеличенной численности работали 2 учителя. «Основной» учитель вел фронтальную работу с классом на уроке, ассистент – индивидуальные занятия с отдельными учащимися после уроков. Сочетание коллективного обучения с индивидуальным

Бригадно-индивидуальное обучение - Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в малых группах – бригадах (по 4–6 человек). Учебный материал разбивается на программированные порции – разделы. Каждый ученик прорабатывает материал в собственном темпе.
Коллективные системы учения-обучения.
Коллективная классно-урочная система обучения, Лекционно-семинарская система обучения

31.Организация работы с родителями.

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
• Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
• Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности.
• Определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемляйте его права и свободу.
• Выработайте оптимальный для ребёнка режим жизни и работы дома.
• Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания и успехах, продвижении в развитии ребёнка.
• Выявляйте причины дезадаптации ребёнка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
• Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
• Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка.
• Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне её.
• Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
• Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Основные способы общения родителей и педагогов.
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
4. Создание родительского Совета в школе.
5. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей.
6. Уважительное общение с учётом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Деятельность педагогического коллектива МОУ по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. 1.Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
• В начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
• В среднем и старших звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Содержание, формы и методы работы с родителями.
1 Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
1.Психолого-педагогический лекторий.
• Психолого-педагогические проблемы адаптации ребёнка к школе (1,5 классы)
• Развитие познавательных процессов (2,3 классы).
• Трудности подросткового возраста (6,8 классы).
• Формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников).
• Ориентация на выбор профессии (7-11классы).
• Нравственные ценности старшеклассников (10,11 классы).
2.Конфекренция.
3.Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
4. Индивидуальные тематические консультации.
5. Творческие группы, группы по интересам.
6. Педагогическая дискуссия.
7. Педагогический практикум.
8. Ролевая игра.
9. Посещение семьи.
11. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
1. Родительские собрания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Наши рекомендации