Формы обучения, их особенности и признаки
Формы обученияпредставляют собой целенаправленную, хорошо организованную и методически оснащенную систему взаимоотношений преподавателя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является повышение профессионального мастерства преподавателя и прочное усвоение обучаемыми знаний, навыков и умений.
Формы обучения можно подразделить на группы:
• учебно-плановые, включающие теоретические, практические и
тренировочные занятия;
• внеурочные и внешкольные (кружки, школы, конференции, выставки,
массовые праздники, различного рода состязания, конкурсы,
олимпиады, викторины).
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания, обучающих средств, методов обучения.
В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые, составные, комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т.п.
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
· формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
· формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;
· формы учебной деятельности учащегося (виды);
· формы организации текущей учебной работы класса, группы.
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Типы, структура и технология уроков
Учебно-плановые занятияявляются ведущей формой обучения и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока.Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.
Типы уроков | Структура уроков |
1. Уроки усвоения нового материала | – организация восприятия; – организация осмысления; – организация закрепления; – организация применения знаний |
2. Уроки формирования знаний, умений и навыков | – показ образцов действий; – организация осмысления; – организация применения в условиях разной новизны и сложности; – закрепление при выполнении самостоятельной работы |
3. Повторительно-обобщающие уроки | – отбор знаний; – их актуализация; – синтез прежних и новых знаний; – обобщающие выводы |
Структура урока, состоит из 8 этапов:
1. Этап организации урока.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап постановки цели урока.
5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
7. Этап закрепления нового материала.
8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Показатели урока:
1. Дидактическая задача этапа (обучающая).
2. Содержание этапа.
3. Условия выполнения.
4. Показатель выполнения.
ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА
Показатели урока | Характеристика | |||||
1. Этап организации урока | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Подготовка учащихся к работе на уроке. | |||||
Содержание этапа | 1. Взаимное приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка внешнего состояния классного помещения. 4. Проверка подготовки учащихся к уроку. 5.Организация внимания. | |||||
Условия выполнения | 1. Требовательность, сдержанность, собранность учителя. 2. Отсутствие многословия. 3. Ярко выраженная волевая направленность. | |||||
Показатель выполнения | 1. Кратковременность организации процесса. 2. Полная готовность класса к работе. 3. Полная готовность оборудования к уроку. 4. Быстрое включение класса в деловой ритм. 5. Организация внимания всех учащихся. | |||||
2. Этап проверки домашнего задания | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Установить правильность и сознательное выполнение домашнего задания всем классом; установить пробелы. | |||||
Содержание этапа | 1. Выявление уровня знаний заданного на дом материала. 2. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. 3. Ликвидация обнаруженных пробелов. | |||||
Условия выполнения | 1. Оперативность учителя и целевая направленность его деятельности. 2. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся. | |||||
Показатель выполнения | 1. Выявление учителем за короткий промежуток времени 7-10 минут выполнения домашнего задания у большинства учащихся. 2. Ликвидация причины обнаруженных недостатков. 3. Масштабы выявления качества знаний изученного дома материала. | |||||
3. Этап всесторонней проверки знаний | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Глубокая и всесторонняя проверка знаний 1-4 учеников, выявление причины обнаруженных пробелов. | |||||
Содержание этапа | 1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала. 2. Проверка образа мышления. 3. Проверка сформированности общеучебных умений и навыков. 4. Комментирование ответов учащихся. 5. Оценка их знаний и умений. | |||||
Условия выполнения | 1. Практика постановки дополнительных вопросов. 2. Создание нестандартных условий. 3. Привлечение специальными заданиями всех учащихся к активной работе. 4. Создание атмосферы серьезности, важности работы. | |||||
Показатель выполнения | 1. Проверка объема знаний, глубины, осознанности. 2. Умение использовать знания на практике. 3. Рецензирование ответов, выделение «+» и «-». 4. Указание на то, что нужно сделать для устранения ошибок. | |||||
4. Этап постановки цели урока | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Организация и направление познавательной деятельности учащихся. | |||||
Содержание этапа | 1. Сообщение темы, цели, задач изучения нового материала. 2. Показ практической значимости изучения нового материала. 3. Постановка учебной проблемы. | |||||
Условия выполнения | 1. Предварительное обдумывание учителем формируемых целей, задач и практической значимости материала. 2. Фиксация этого в плане урока. 3. Умение четко и однозначно определить цель урока. | |||||
Показатель выполнения | 1. Активность познавательной деятельности учащихся, интерес к новому материалу. 2. Эффективное восприятие и осмысление нового материала. 3. Понимание учащимися значимости изучаемого материала. | |||||
5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Формирование у учащихся представления и понятия об изучаемых фактах, явлениях, процессах. | |||||
Содержание этапа | 1. Организация внимания. 2. Сообщение нового материала. 3. Одновременная организация восприятия и осознания изучаемого материала. 4. Организация первичного обобщения и систематизация. | |||||
Условия выполнения | 1. Актуализация опорных знаний учащихся. 2. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности. | |||||
Показатель выполнения | 1. Качество ответов учащихся на следующих этапах урока. 2. Правильность ответа. 3. Активное участие в подведении итогов урока. | |||||
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Установление осознанного понимания учащимися новых знаний, умений, устранение пробелов. | |||||
Содержание этапа | 1. Проверка учителем глубины осмысления материала. 2. Проверка понимания сущности новых понятий. | |||||
Условия выполнения | 1. Использование вопросов направленных на активизацию мыслительной деятельности и ее самостоятельность. 2. Обращение к классу по поводу ответа одного ученика (уточнить у всего класса). | |||||
Показатель выполнения | 1. Опрос средних и слабых учащихся. 2. Устранение пробелов в понимании материала. | |||||
7. Этап закрепления нового материала | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Закрепление в памяти учащихся знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы дома. | |||||
Содержание этапа | 1. Закрепление сообщаемых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучаемого вопроса. | |||||
Условия выполнения | 1. Припоминание и оперирование знаниями. 2. Использование различных способов закрепления. | |||||
Показатель выполнения | 1. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями. 2. Выявление существенных признаков ведущих понятий. | |||||
8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||||
Дидактическая задача этапа | • Сообщение учащимся о домашнем задании и разъяснение методики его выполнения. | |||||
Содержание этапа | 1. Подведение итогов урока. 2. Инструктаж о выполнении домашнего задания. | |||||
Условия выполнения | 1. Систематическое выполнение этапа до звонка. | |||||
Показатель выполнения | 1. Правильное выполнение домашнего задания. | |||||