Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
ТЕМА 14
Мотивы деятельности человека имеют общественную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они вместе с тем соотносятся с господствующими в обществе ценностями, во многом определяются ими. В широком смысле слова ценность — это положительная значимость объектов (чувственных или абстрактных) для человека, их достоинство. Всякий объект, вовлеченный в сферу человеческой жизнедеятельности, "поворачивается" к человеку той или иной стороной и может быть оценен в плане пользы или вреда, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т.д. Однако есть более узкий смысл слова, которого мы будем придерживаться в дальнейшем: под ценностями понимаются абстрактные представления и идеи, выступающие эталонами должного.
В соответствии с этим определением чувственные, материальные объекты не являются ценностями, но они тесно связаны с последними, так как выступают в качестве средств их реализации. К ценностям же относятся, в частности, мир между людьми, жизнь людей (общечеловеческие ценности), представления о добре и зле, социальной справедливости, свободе, равенстве, правах и обязанностях людей (социально-классовые ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения), творчестве, познании истины (ценности деятельности), красоте и гармонии (эстетические ценности), вере и святости (религиозные ценности) и т.д. В различных общественных системах ценности проявляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный характер. В отличие от цели ценность не содержит более или менее ясного образа деятельности, не обладает какими- либо пространственно-временными характеристиками. Однако она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизненная позиция, формируются способности к выбору целей и сознательному руководству собственным поведением, преодолению непосредственных побуждений. Иными словами, ценности составляют основание свойства человеческого сознания, называемого рефлексией. Ценности — необходимое условие формирования человеческой личности.
Разрушение ценностных систем чревато негативными последствиями. Личность деградирует, становится аномальной, если ломается ее смысло-жизненный стержень. Такие явления, как рост преступности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое распространение в жизни нашего общества в последнее время, в немалой степени связаны с дискредитацией устоявшихся систем ценностей. Не менее опасна другая крайность — превалирование ценностей в жизнедеятельности человека, попытки безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным поведенческим клише. "Не поступиться принципами!" — главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь ценности становятся фрагментами иллюзорного, ложного сознания, превратно понятой идеологии, где идеи превращаются в первичную силу по отношению к земным источникам их происхождения, к действительным интересам людей. Любые изменения реальности оказываются враждебными таким ценностям. Их носители — это, как правило, люди, которым свойственны догматизм, фанатизм и нравственная глухота. Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что разделяющая их граница весьма условна и относительна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть такие воображаемые цели, к которым субъект в своей деятельности стремится приблизиться, но никогда их не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал вместе с тем обладает всеми признаками ценности. Он есть высшая ценность, определяющая направление и способы общественного или индивидуального развития. Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства, общественного устройства и т.д. Общественные идеалы выступают как последние основания целей и сила, организующая людей ради решения конкретных, исторически назревших задач. Близки идеалам социальные нормы, хотя они отличаются более конкретным, инструментальным характером. Социальная норма — это общепризнанное в данном сообществе средство оценки существующих и складывающихся ситуаций, а также правило их воспроизведения и изменения. Важнейшая функция социальной нормы — регуляция поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Вопрос о том, как соотносятся ценности со знаниями о внешнем мире, привлекал внимание многих поколений философов. Особое значение ему придавалось в рамках поверхностных, в частности, созерцательно-материалистических представлений о назначении философии и науки. В соответствии с ними всякая философия и наука рассматривают мир "как он есть", констатируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько не влияя на действительность. Но тогда ценности полностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе, например, это не то, что "есть", а что "должно быть". Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать, никоим образом не обнаружим при научном исследовании внешних предметов. Поэтому наряду с научным способом мышления следует допустить возможность иного, ценностного видения мира. Диалектический материализм устанавливает между ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи. Конечно, деятельность человека строится в соответствии с его ценностными установками. Но если они противоречат законам развития внешнего мира, то весьма скоро обнаруживают свою утопическую сущность. Так происходит отбор ценностей. Действительные ценности соответствуют закономерностям внешнего мира и содержат знания о нем. Например, идеалы революционно настроенных масс всегда выражали протест против существующей несправедливости и устремления к полной справедливости. Одновременно в неосознанной форме они отображали тенденции, законы исторического развития общества. Осознавались же они в общественной теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценностный характер. В ней ценности принимают форму научного мировоззрения.
1. Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:
является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.
Другими словами, или:
а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе;
б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.
В зависимости от понимания природы ценностей, сформулировалось несколько теорий.
1.Натуралистический психологизм – ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2.Аксиологический трансцендентализм – ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т. е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.
3.Персоналистический онтологизм– в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т. д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.
Таким образом,в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:
а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;
б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);
в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);
г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.
Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки –осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.
Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.
Все ценности различаются:
во-первых, по времени их существования:
- конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);
во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:
а) материальные (экономические);б) социально-политические;в) духовные.
Материальные – ценности включают в себя:
· производственно-потребительские или утилитарные ценности;· отношения к собственности;· обеспечение быта и т. д.
Социально – политические ценности:
· представления о социальной справедливости;· представления о свободе;· представления о правах человека;
· представления о роли и функциях государства; представления о роли политических партий, движений, объединений и т. д.
Духовные ценности:
· нравственные (этические);· правовые и политические;· эстетические;· религиозные;· гносеологические.
в третьих, по носителю:
а) общечеловеческие;б) национальные;в) групповые;г) индивидуальные или личностные;
в-четвертых, по значимости:
а) абсолютная ценность;б) высшие;в) специфические и др.
Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.
В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в « Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.
«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»
Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.