Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство – прежде всего явление эстетическое. Его сфера – создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Эстетическая культура, в отличие от культуры художественной, не имеет локальных границ и не является самостоятельной подсистемой культуры, а проявляется как аспект и в художественной культуре, и в других видах деятельности. Категорией эстетического, наиболее всеобщей и широкой категорией эстетики, обозначается ценность предметов, явлений природы и социальной жизни для человечества.Эстетическое (от греч. aisthetikos) – ощущающее, чувственное, чувствующее. Мир можно постигать через чувство и посредством разума. Долгое время, вплоть до начала ХХ века, эстетическое выступало синонимом прекрасного, но в эстетическое входят и такие категории, как возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное и т. д.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Учение о ценностях – аксиология (от др.-гр. axios – ценный). Термин «ценность» упрочился в гуманитарных науках благодаря трактату Р. Г. Лотце (1870). В отечественной философии аксиология ярко представлена работой Н. О. Лосского «Ценность и бытие» (1931). Но понятие ценности имело место задолго до упрочения аксиологии, со времен античности, где фигурировало слово agatos (в переводе – благо).

Ценность – нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое. Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. По словам Лосского, «обо всем, касающемся человека, можно сказать, что оно хорошо или дурно», а потому ценность – это «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого поступка».[17]

Существуют ценности универсальные, притязающие на статус общечеловеческих (или ими являющиеся). Это онтологические или высшие ценности. Локальные ценности – то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире – вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

По мнению М. С. Кагана, «любой объект, который подвергался художественному воплощению, становился очеловеченным и социально значимым, то есть носителем определенной ценности. Поэтому искусство рождается как «способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей».[18]

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности – такие результаты художественной деятельности, которые способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Она диалектична: в ней интегрируются стремления к познанию мира и самопознанию, к поискам смысла бытия и обсуждению кардинальных нравственных вопросов, к открытию и сотворению совершенного, к самовыражению, общению и душевному единству с другими людьми. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Художник (если его деятельность отвечает высокому его статусу) – носитель констант ценностного сознания разумного человечества. В силу этого произведения, которые он создает, представляют собой потенциальные художественные ценности. По мере того как познаются заключенные в них смыслы, осуществляются их благотворные функции, открываются и признаются их достоинства, совершается их актуализация.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий. Эстетические переживания, по-видимому, исторически возникли из утилитарно-практических оценок предметов как полезных и нужных. По мысли Г. В. Плеханова, «человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения».[19] Огромную роль в упрочении эстетического опыта сыграла и ритуальная сторона жизни ранних обществ. Обряды являли зрелище, воспринимаемое эстетически. Постепенно (наиболее активно – в Новое время) эстетическое обретает самоценность в жизни людей.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества. Эстетическое переживание может оказаться глубоким и благотворным душевным потрясением и даже поворотным моментом и в судьбе отдельного человека (рассказ Г. Успенского «Выпрямила» - см. Приложение - именно об этом) и даже в судьбе целого народа (так, например, принятие князем Владимиром крещения под впечатлением красоты византийского богослужения стало переломным событии в истории нашего государства).

Назначение красоты, по словам Н. С. Арсеньева, прежде всего будящее: она лишает человека покоя, порождает «творческую тоску», главное же – «вызывает душу на активность», «требует ответа».[20]Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил. Красота, по словам Шиллера, «восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном – энергию».[21] Сходные мысли впоследствии высказывал Гегель («рассмотрение прекрасного носит… свободный характер»)[22] и Маркс («наслаждаясь чувственной формой предметов, человек утверждает свои «сущностные силы»).[23]

Эстетически ценное является одним из стимулов межличностного общения. По словам М. Бердсли, эстетический опыт разрешает конфликты психики и стрессы, помогает человеку гармонизировать собственную жизнь, «повышает восприимчивость, наполняет пониманием, сближает с окружающей средой». По словам ученого, сосредоточение на эстетическом предмете будит ощущение свободы, при этом эстетический опыт «развивает способность поставить себя на место других», «развивает взаимную симпатию», а также понимание иных культур.[24]

Но эстетические переживания входят в жизнь людей не только в виде ярких, но редких моментов. Приобщенному к культуре человеку необходимо, чтобы все вокруг него дарило положительные эстетические эмоции. Поэтому существенной гранью человеческой реальности является эстетическая окрашенность бытия и быта.

Катарсис

Будучи художественно осмыслена в свете высших ценностей, реальность с ее противоречиями и негативными явлениями способна обнаруживать некую просветляющую, гармонизирующую энергию. Еще в рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей с помощью определенных музыкальных ладов. Результатом аффектов становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.

Очищение, примирение, утешение, которые несет искусство через страх и сострадание, Аристотель в своей «Поэтике» назвал катарсисом. Катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость ценностей, прежде всего нравственных.

Л. С. Выготский считал, что катарсис является своего рода «разрядкой» - освобождением от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения. Катарсис для него - не просто изживание подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи, открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений, ситуаций.[25]

Обсуждая творчество Гете, Д. Лукач утверждал, что катарсис знаменует не только примирение и успокоение, но и возбуждение нравственного импульса. Он говорил о «катарсически-этическом» воздействии искусства.[26]

Катарсис присутствует и в трагедиях, и в комедиях, есть он и в искусстве, которое с беспощадной жестокостью высвечивает бедствия, ужасы, катастрофы (полотна И. Босха, творчество В. Т. Шаламова и других писателей, обращающихся в своих произведениях к трагедии войны, концлагерей, ГУЛАГа). У В. Т. Шаламова есть строки: «Эти слезы – очищенье, / Их также «катарсис» зовут» (стихотворение «Мне не сказать, какой чертою…»).

Таким образом, точка зрения на искусство как украшение жизни «коренным образом противоречит тем законам, которые открывает психологическое исследование. Оно показывает, что искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты его жизни» (Выготский Л. С.)[27]

Искусство с древнейших времен одухотворяет, облагораживает, возвышает человека, способствует его целостному развитию, помогает удовлетворить эстетическую потребность, является хранилищем эстетических ценностей. При восприятии произведений искусства происходит формирование индивидуальности, неповторимости личности.

Функции искусства

Кроме эстетической, художественной функции, являющейся для искусства специфической, оно выполняет также неспецифические функции. В многообразии эмоций, переживаемых человеком при восприятии произведений искусства, можно выделить даже витальные(так, возможна реакция на натюрморт с изображением аппетитных фруктов как на реальные плоды). Конечно, это далеко не самое важное, во имя чего создаются произведения искусства.

Многие наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В зависимости от овладения языком искусства люди получают удовольствиеот разных произведений. В этом заключается гедонистическая функция. Человек образованный, эрудированный способен получать духовное наслаждение от освоения произведений более широкого видового и жанрового спектра, разных школ и направлений.

Искусство помогает нам развлечься и расслабиться, снять напряжение, то есть выполняетрекреативную функцию. Для того чтобы выполнять эту функцию, искусство может не быть сложным, требующим особых интеллектуальных и душевных затрат. С задачей развлечь человека, отвлечь его от повседневного, рутинного течения жизни способно и массовое искусство.

Однако процесс восприятия искусства диалектичен. Искусство не только удовлетворяет потребности человека, но и актуализирует, пробуждает, формирует их.Можно прийти в театр развлечься, а уйти изменившимся нравственно. В этом случае обнаруживается воспитательная функция искусства, которая заключается в его способности обогащать, расширять и возвышать сферу человеческих потребностей. Искусство выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность, предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

Искусство может рассматриваться и как способ коммуникации, в нем закрепляется связь между человеком и обществом, благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны. Если же рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение (функция трансляции), поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Познавательная функция искусства В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов.

Представьте, что вы никогда и ничего не слышали о культуре итальянского Возрождения. Тем не менее, внимательно рассмотрев, скажем, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти или «Джоконду» Леонардо да Винчи, вы сможете многое рассказать о той эпохе, о ее людях, их идеалах, образе жизни, общем характере культуры. Если же сопоставить названные произведения со средневековой иконой, результат будет еще более показательным.

В фантастических произведениях нередко писатели опережают науку и совершают открытия, которые в реальности свершаются спустя много лет. Так, например, исследователи подсчитали, что в романах Ж. Верна присутствует 108 на­учно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэлл­са из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Но потребность в познании мира удовлетворяет не только искусство, но, в частности, и наука. Что же является специфической особенностью в этом плане искусства? Все новые явления эстетически познанной действительности не могут появиться без индивидуального творческого труда. Без Сервантеса не существовало бы Рыцаря Печального Образа и, соответственно, «донкихотства». До Гончарова не было ни Обломова, ни «обломовщины». До Леонардо не существовало улыбки Моны Лизы, и до Левитана не было на земле «левитановской осени». Но, раз возникнув, художественные произведения живут дольше, чем люди, так как живут в единой памяти человечества, в единой духовной культуре.

Великие произведения искусства, скажем, произведения живописи, после создания существуют не только и не столько в музеях, сколько в духовном мире человечества. Так, например, «Владимирская Богоматерь», византийская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галерее, не только представляет собой бесценный подлинник (доска, левкас, темперная живопись), но и живет самостоятельной жизнью, став фактом общественного сознания. Раз созданный художественный образ наполняется все новым и новым смыслом, претерпевает многочисленные эволюции, связанные с историческими изменениями духовного мира людей. По мысли А. А. Потебни, «искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить и в произведении искусства, поэтому содержание этого последнего (когда оно окончено) развивается уже не в художнике, а в понимающих».[28]

Воспитывая человека, помогая ему постигать духовные ценности, искусство способно формировать общественные идеалы, социальные роли индивида, то есть выполняет социальную и идеологическую функции. Способность апеллировать к социальным потребностям человека во все времена делала искусство оружием острейшей идеологической борьбы, в бурях которой одни произведения горели на костре, а другие становились знаменем, ведущим в битвы тысячные массы людей.

Звуки «Марсельезы» или «Интернационала» не раз пробуждали могучую революционную энергию. Президент Линкольн, когда ему незадолго до победы Севера над рабовладельческим югом представили Бичер Стоу, автора «Хижины дяди Тома», воскликнул: «Так это вы та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну?»[29]

Причем масштабность духовной ценности, созданной художником, определяется не только тем, что сам он вложил туда в своих исторических условиях.[‡] Содержание достойного произведения искусства способно трансформироваться и наполняться новыми смыслами соответственно изменяющимся воззрениям разным эпох, их духовным, социальным и прочим запросам (вспомним мысль А. А. Потебни, приведенную выше). Художник мог вскрыть в своем творении какую-либо серьезную проблему, даже не подозревая об этом, так как мысль эпохи, когда создается произведение, не всегда способна осмыслить то, что открывает в жизни правда искусства.

Даже те авторы, которые не стремятся сознательно высказывать свои социальные взгляды в произведениях, бессознательно отражают свои воззрения и характерные воззрения своей эпохи. Художники с активной общественной позицией сознательно пропагандируют ее в своем творчестве. Власть всегда стремилась поставить искусство себе на службу, начиная с древнейших государств. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная культура» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР Коммунистическая партия осуществляла руководство им; официально признанным и обязательным для советского искусства был метод «социалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались.

Однако функцию познания может осуществлять наука, рекреативную функцию – физическая культура, например. Удовлетворение человеческой потребности в красоте – также не монополия искусства. Что же является функцией исключительно искусства?

Искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу человека, в этом заключается егоэмотивная функция.Произведение искусства должно вызывать у человека интерес, дарить удовольствие от его восприятия, будь то чтение, просмотр или созерцание. Оно способно переселить нас в мир художественного вымысла, заставить сопереживать, сочувствовать персонажам, лирическому герою, примерять на себя душевное состояние, запечатленное в нем. Причем эмотивная функция, в отличие от всех вышеперечисленных, присуща всем произведениям искусства вне зависимости от их видовой или жанровой принадлежности.

Однако эмоции способны вызывать не только произведения искусства. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмо­ции. В отличие от реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций. Чтобы человек переживал эмоции в процессе освоения произведения искусства, необходимо воздействовать на его воображение, включить человека в событие. Это совершается, как уже отмечалось, с помощью создания художественного образа.

Но зачем людям нужны искусственно вызываемые эмоции? Монотонно текущая жизнь может вызвать эмоциональный голод. И тогда человек ощущает потребность в добавочных источниках эмоций, то есть включается в действие уже упомянутая функция искусства – компенсаторная. Однако главное не в этом. Искусство предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов. Эмоции, которые вызывают у человека произведения искусства, не просто де­лают его восприятие художественных образов более глубоким и вол­нующим. «Переселяясь» в мир художественных образов и переживая в нем «дополнительные жизни», человек получает широкие возмож­ности проверки и уточнения той модели мира, которая сложилась у него на основе узкого личного опыта. Эмоциональные переживания «дополнительных жизней» ведут к расширению куль­турного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совер­шенствованию имеющейся у нее картины мира.

Искусство дает нам уникальную возможность увидеть окружающее глазами другого, удвоить (утроить и т. д.) свое собственное видение бытия, сопоставить свое восприятие с восприятием другого человека, проникнуть в его внутренний субъективный мир. Искусство есть разновидность познания той стороны действительности, которую невозможно понять никаким другим образом. Если мы сравним два портрета великого русского певца Ф. И. Шаляпина – фотографический и принадлежащий кисти его современника Б. М. Кустодиева - то увидим, что во втором случае это не только изображение Шаляпина, но и рассказ о человеке, который пишет его, испытывает к нему дружеское расположение и глубокое уважение. В этом портрете внимательный зритель почувствует отношение Кустодиева к певцу не только как к частному лицу, но и как к символу русской культуры и обладателю такой же широкой, как русская песня, души. Именно так посредством освоения произведений искусства постигаются чувства другого человека. Человек, не переживший сам какое-либо ощущение, не в состоянии в полной мере посочувствовать другому человеку. Сопереживать мы можем лишь в том случае, если имеем собственный опыт или с опорой на опыт, почерпнутый в произведениях искусства.

«Людям свойственно желание узнать, каким видят, слышат, воспринимают мир другие люди, чтобы проверить свое собственное восприятие окружающей действительности, обогатить его опытом восприятия себе подобных. Эту возможность человеку дает искусство, потому что на длительном пути культурно-исторической эволюции рядом с потребностью познать сформировалась потребность сообщать».[30]

Перечисленные функции искусства могут реализовываться частично, а также с большей или меньшей степенью выраженности в рамках какого-либо отдельного произведения или в произведениях определенного вида искусства. Также в зависимости от характера эпохи определенные функции искусства могут приобретать большую значимость. Художественное творчество в определенные эпохи преимущественно может быть обращено к Богу, звать к борьбе, выполнять задачи власти. Творения культового искусства часто для последующих поколений утрачивают свой религиозный смысл и перестают вызывать соответствующие эмоции, но сохраняют эстетическую ценность, выполняют познавательную и эмотивную функции. Как сказал великий русский художник И. Н. Крамской о «Сикстинской мадонне» Рафаэля, «даже когда человечество перестанет верить… и тогда картина не потеряет цены».

В наибольшей степени и полноте функции искусства и главная его задача - создания, хранения и передачи эстетических ценностей - на данном этапе реализуются в элитарном искусстве.

Пути искусства в ХХ веке

Наши рекомендации