Вопрос 17 Онтогенез. Периодизация онтогенеза
ОНТОГЕНЕЗ- процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период.
Эмбриогенез человека делят на периоды, каждый из к-рых характеризуется определенными особенностями. В мед. практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 нед. развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9 нед., т. е. с момента образования зачатков органов,— плодом. Постэмбриональный период человека делят на возрастные периоды.
В животном мире наиболее распространены три типа онтогенеза — личиночный, неличиночный и внутриутробный. При первом из них развитие организма происходит с метаморфозом, при втором формирование зародыша происходит в яйце, при последнем — внутри материнского организма.
Развитие человека – непрерывный процесс, протекающий в течение всей его жизни. С момента рождения и до смерти в организме протекает ряд последовательных закономерных морфологических, биохимических и физиологических изменений, в связи с чем различают определенные временные отрезки или периоды. Границы, отделяющие один возраст от другого в определенной степени условны, но в тоже время для каждого возраста характерны присущие только ему черты строения и функционирования. В качестве критериев, на основании которых выделяют эти периоды, были предложены: масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, мышечная сила, степень полового созревания и др. Среди предложенных классификаций периодов роста и развития, их возрастных границ наибольшее распространение получила схема возрастной периодизации, рекомендованная Институтом физиологии детей и подростков в 1965 году. Она включает 12 возрастных периодов:
- новорожденные – 0–10 дней;
- грудной возраст – 10 дней – 1 год ;
- раннее детство – 1–3 года;
- первое детство – 4–7 лет;
- второе детство – 8–11 лет девочки, 8–12 лет мальчики;
- подростковый возраст – 12–15 лет девочки, 13–16 лет мальчики;
- юношеский возраст – 16–20 лет девушки, 17–21 год юноши;
- первый зрелый возраст – 21–35 женщины, 22–35 лет мужчины;
- второй зрелый возраст – 36–55 лет женщины, 36–60 лет мужчины;
- пожилой возраст – 56–74 года женщины, 61–74 года мужчины;
- старческий возраст – 75–90 лет;
- долгожители – свыше 90 лет.
Что же характерно для каждого возрастного периода?
Период новорожденности. В этот период ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом). Большую часть суток проводит в состоянии сна.
Грудной возраст. Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период происходит наиболее интенсивный рост по сравнению
с остальными периодами постнатального развития, длина тела увеличивается в среднем в 1,5 раза, масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
Раннее детство. Заканчивается прорезывание молочных зубов. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, ребенок начинает говорить, усложняется его поведение.
Первое детство. Происходит увеличение скорости роста, которое называют первым ростовым скачком. С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5 лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».
Второе детство. Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела, появляются вторичные половые признаки. Увеличиваются темпы роста, девочки обгоняют в росте и развитии мальчиков.
Подростковый период. В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное ускорение роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно характерен для мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система. Основные морфологические
и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма.
Юношеский период. В основном заканчивается окостенение скелета и соответственно роста организма. Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины.
Следует помнить, что у детей не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологическому возрасту, так как возможны ускорение и задержка биологического развития. Такая динамика биологического возраста может быть генетически запрограммированной или определяться внешними воздействиями (см. 2.5. Закономерности роста и развития детского организма).
Возрастную периодизацию необходимо учитывать педагогам
и родителям, чтобы все приемы и методы обучения и воспитания детей соответствовали каждому возрасту и способствовали оптимальному (наилучшему) развитию физических и психических возможностей детей.
Дополнительно смотри методичку СТРАНИЦА 109, 119.