ТЕМА 2.2.: Периодизация онтогенеза и ее принципы. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза.

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. В процессе индивидуального развития организм ребенка изме­няется как единое целое. Его структурные, функциональные и адап­тационные особенности обусловлены взаимодействием всех орга­нов и систем на разных уровнях интеграции — от внутриклеточно­го до межсистемного. В соответствии с этим ключевой задачей возрастной периодизации является необходимость учета специфи­ческих особенностей функционирования целостного организма.

Одна из целей возрастной периодизации — установить грани­цы отдельных этапов развития в соответствии с физиологиче­скими нормами реагирования растущего организма на воздей­ствие факторов внешней среды. Характер ответных реакций орга­низма на оказываемые воздействия самым непосредственным образом зависит от возрастных особенностей функционирова­ния различных физиологических систем.

По мнению С. М. Громбаха, при разработке проблемы возрастной периодизации необ­ходимо учитывать степень зрелости и функциональной готовно­сти различных органов и систем. Если те или иные физиологи­ческие системы на определенном этапе развития и не являются ведущими, они могут обеспечивать оптимальное функциониро­вание ведущей системы в различных средовых условиях, и по­этому уровень зрелости этих физиологических систем не может не сказываться на функциональных возможностях всего организма в целом.

Для суждения о том, какая система является ведущей для дан­ного этапа развития и где лежит рубеж смены одной ведущей системы другой, необходимо оценить уровень зрелости и особен­ности функционирования различных органов и физиологических систем.

Таким образом, возрастная периодизация должна опираться на три уровня изучения физиологии ребенка:

— внутрисистемный;

— межсистемный;

— целостного организма во взаимодействии со средой.

Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбо­ром информативных критериев, которые должны быть положены в ее основу. Это возвращает нас к представлению о возрастной норме. Можно полностью согласиться с высказыванием П. Н. Ва­силевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функ­циональных систем организма являются не среднестатистически­ми величинами, а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов».

Основываясь на концепции системной организации адаптив­ных реакций есть все основания считать, что наибо­лее информативны критерии возрастных преобразований, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях дея­тельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования — ребенок — сталкивается в своей повседневной жизни, т.е.

Это относится как к показателям, характеризующим возрастные показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на воздействия.особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразо­ваний на внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Не менее важным при разработке проблем возрастной перио­дизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периоди­зация должна опираться на выделение этапов «актуального» фи­зиологического возраста.

Выделение функционально различных этапов развития возмож­но только при наличии данных об особенностях адаптивного функ­ционирования различных физиологических систем в пределах каж­дого года жизни ребенка.

Многолетние исследования, проведенные в Институте возраст­ной физиологии РАО, позволили установить, что, несмотря на гетерохронию развития органов и систем, внутри периодов, рас­сматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, для кото­рых характерны существенные качественные морфофункциональные преобразования, приводящие к адаптивным перестройкам орга­низма. В дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом воз­расте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям поло­вого созревания — II —III стадиям).

Различия представления о критериях возрастной нормы оп­ределили и подходы к периодизации возрастного развития.

Одной из попыток поиска интегрального критерия, характе­ризующего жизнедеятельность организма, являлась предложенная Рубнером оценка энергетических возможностей организма, так называемое «энергетическое правило поверхности», отражающее отношения между уровнем обмена веществ и энергии и величи­ной поверхности тела. Этот показатель, характеризующий энерге­тические возможности организма, отражает деятельность физио­логических систем, связанных с обменом веществ: кровообраще­ния, дыхания, пищеварения, выделения и эндокринной системы. Предполагалось, что онтогенетические особенности функ­ционирования этих систем должны подчиняться «энергетическо­му правилу поверхности».

Однако рассмотренные выше теоретические положения об адап­тивном приспособительном характере развития дают основания считать, что в основу возрастной периодизации должны быть по­ложены не столько критерии, отражающие уже достигнутые к определенному моменту созревания стационарные особенности жизнедеятельности организма, сколько критерии взаимодействия организма со средой.

О необходимости такого подхода к поиску физиологических критериев возрастной периодизации высказывался и И. А. Аршавский. Согласно его представлению, в основу возрастной периоди­зации должны быть положены критерии, отражающие специфи­ку целостного функционирования организма. В качестве такого критерия предлагается выделенная для каждого этапа развития ведущая функция.

В детально изученном И. А. Аршавским и его сотрудниками ран­нем детском возрасте в соответствии с характером питания и осо­бенностями двигательных актов выделены периоды:

неонатальный, во время которого имеет место вскармливание молозивным молоком (8 дней),

лактотрофной формы питания (5-6 мес),

лактотрофной формы питания с прикормом и появление позы сто­яния

(7-12 мес),

ясельного возраста (1-3 года) - освоение ло­комоторных актов в среде (ходьба, бег).

Надо отметить, что И. А. Аршавский придавал особое значение двигательной деятельности как ведущему фактору развития. Подвергнув критике «энергети­ческое правило поверхности», И.А.Аршавский сформулировал представление об «энергетическом правиле скелетных мышц», в соответствии с которым интенсивность жизнедеятельности орга­низма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечи­вающих на каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.

Однако надо иметь в виду, что в процессе онтогенеза возраста­ет активное отношение ребенка к средовым факторам, усилива­ется роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реак­ций на внешне средовые факторы, в том числе и тех реакций, которые реализуются путем двигательной активности.

Поэтому особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные измене­ния адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и регуляторных структур центральной нервной системы, обусловливающих деятельность всех физиоло­гических систем и поведение ребенка.

Это сближает физиологические и психологические подходы к проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой концепции периодизации развития ребенка. Л. С. Выгот­ский в качестве критериев возрастной периодизации рассматри­вал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А. Н.Леонтьев и Д. Б. Эльконин особое значение в возрастной периодизации придавали «ведущей деятельности», определяющей возникновение психиче­ских новообразований. При этом отмечалось, что особенности психического, так же как и особенности физиологического раз­вития определяются как внутренними (морфофункциональными) факторами, так и внешними условиями индивидуального развития.

Наиболее пол­ная схема возрастной периодизации, из наиболее распространенных схем периодизации онтогенеза, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена в 1965 г В. В. Бунаком, по мнению которого изменения размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма организма с возрастом (табл. 1). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Для их разграничения предлагаются следующие показатели:

для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии;

для стабильной стадии – увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей;

для регрессивной стадии – падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов, осанки, скорости движений и т. д.

Таблица 1

Периоды индивидуального развития (В.В. Бунак, 1965)

Стадия Период Возраст Пол  
  женский   мужской  
Внутриутробный цикл        
Прогрессивная эмбриональный   0-8 нед  
  переходный   8-16 нед  
  фетальный ранний 4-6 мес  
    средний 7-8 мес  
    поздний 8-10 мес  
Внеутробный цикл        
  младенческий начальный 1-6 мес  
    средний 7-9 мес  
    конечный 10-12 мес  
  первого детства начальный 1-4 года  
    конечный 5-7 лет  
  второго детства начальный 8-10 лет 8-9 “
    конечный 11-13 “ 10-12 “
  подростковый   14-17 “ 12-16 “
  юношеский   18-21 год 17-20 “
         
Стабильная взрослый первый 22-28 лет 21-26 лет
    второй 29-35 “ 27-32 года
  зрелый первый 36-45 “ 33-40 лет
    второй 46-55 “ 41-50 “
         
Регрессивная Пожилой первый 56-63 года 51-57 лет
    второй 64-70 лет 58-63 года
  старческий первый 71-77 “ 64-70 лет
    второй 78-83 года 70-77 “
  позднестарческий   84 “ 78 “

Эта периодизация близка к принятой в педиатрической практике (Тур, Маслов); наряду с морфологическими фактора­ми она учитывает и социальные. Младенческому возрасту, со­гласно этой периодизации, соответствует младший ясельный или грудной возраст; период первого детства объединяет старший ясельный или преддошкольный возраст и дошкольный; период второго детства соответствует младшему школьному возрасту и подростковый возраст — старшему дошкольному.

Однако и эту классификацию возрастных периодов, отражающую существую­щую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемле­мой, поскольку, как известно, вопрос о начале систематического обучения до сих пор не решен; граница между дошкольным и- школьным возрастами требует уточнения, достаточно аморфны и понятия младшего и старшего школьного возраста.

Возрастные периоды - это те или иные сроки, необходимые для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов и организма в целом. Широкое применение в медицине, педиатрии и педагогике нашей страны нашла схема возрастной периодизации, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возраст (Табл.2).

Таблица 2.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека (Москва, 1965)

1. Новорожденные 1-10 дней
2. Грудной возраст 10 дней - 1 год
3. Раннее детство 1-3 года
4. Первое детство 4-7 лет
5. Второе детство 8-12 “ (мальчики)
8-11 “ (девочки)
6. Подростковый возраст 13-16 “ (мальчики)
12-15 “ (девочки)
7. Юношеский возраст 17-21 год (юноши)
16-20 “ (девушки)
8. Зрелый возраст, 1 период 22-35 “ (мужчины)
21-35 “ (женщины)
“ “, II период 36-60 “ (мужчины)
36-55 “ (женщины)
9. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины)
56-74 “ (женщины)
10. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)
11.Долгожители 90 лет и выше

В практике физического воспитания и врачебного контроля детей используют в настоящее время несколько иную периодизацию:

7-11 лет - младшая группа,

12-15 лет - средняя группа,

16-18 лет- старшая группа.

Возраст детей оценивается в различные периоды жизни неоднозначно. На первом году жизни возраст считается:

1 месяц - от 16 дней до 1 мес 15 дней,

2 месяца - от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней,

3 месяца - от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т. д.

1 год - от 11 мес. 16 дней до 12 мес. 15 дней.

От 1 года до 2 лет возраст определяется по кварталам:

1 год 3 мес. следует считать - от 1 года 1 мес. 16 дней до 1 года 4 мес. 15 дней и т. д.

От 2 до 3 лет возраст следует считать по полугодиям: 2 года следует считать от 1 года 9 мес. до 2 лет 3 мес. 29 дней; 2 года 6 мес. - от 2 лет 3 мес. до 2 лет 8 мес. 29 дней и т. д.

С 4-х лет возраст уже определяется по годам: например, 11 лет - от 10 до 6 мес. до 11 лет 5 мес. 29 дней и т. д.

Вопросы периодизации весьма спорны и в силу отсутствия единого мнения о критериях границ между возрастными этапами. Растущий организм развивается строго индивидуально, проходя своим неповторимым жизненным путем. Нередко физическое и умственное созревание, функциональная организация двигательного аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует, так называемый, биологический возраст, не согласуются с календарным возрастом, опережая его, или, наоборот, отставая. Примерно 30% детей опережают, а около 15-20% отстают в своем развитии от сверстников.

Однако проблема возрастной периодиза­ции окончательно не решена прежде всего потому, что все суще­ствующие периодизации, включая и последнюю общепринятую, недостаточно физиологически обоснованны. Они не учитывают адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологичес­ких систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет необходимость выбора наиболее информативных критериев возрастной периодизации.

Наши рекомендации