Нормативные и ненормативные кризисы в жизненном цикле развития семьи. Неполнота жизненного цикла развития семьи

Нормативный кризис - это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.

1.Кризис до возникновения семьи – в начале формирования отношений (т.н. кризис монады). Связан с приобретением идентичности – мужской, женской

2. Кризис молодой семьи, т.е. кризис диады (до рождения ребенка). Основными причинами семейных конфликтов в это время является неподготовленность к совместной жизни, неудовлетворенность бытом и вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.

3. Кризис триады – связан с появлением ребенка.

4. Кризис, связанный с тем, что ребенок начинает социализироваться (в частности, идет в школу)

5. Кризис, связанный с сепарацией (отделением от семьи) ребенка-подростка.

Семья с маленькими детьми составляет центральную стадию развития. В ее состав входят несовершеннолетние дети, не начавшие самостоятельную трудовую деятельность. В это время в семье преобладает хозяйственная активность, могут возникать трудности в совмещении домашних и рабочих обязанностей. Становится актуальной необходимость сохранения эмоциональной и духовной общности. Важное место занимает воспитание детей, которые проходят череду возрастных кризисов: каждый новый этап в жизни ребенка становится проверкой прочности семьи. Семейные конфликты в это время обусловлены снижением удовлетворенности совместной жизнью. К ним приводит физическая перегрузка супругов, перенапряжение душевных сил, необходимость перестройки эмоциональных и духовных отношений. Недостаточное удовлетворение семейной жизнью проявляется в супружеских изменах, сексуаль­ной дисгармонии, разочаровании в характере партне­ра или воспитательных неудачах.

6. Кризис диады, т.е. кризис «пустого гнезда».

Заключительная стадия семейной жизни начинается после того, как последний из детей начинает трудовую деятельность и создает свою семью. В это время в семье происходят новые качественные изменения. Она утрачивает свою воспитательную функцию, попытки родителей ее продолжить наталкиваются на сопротивление повзрослевших детей. Хозяйственная деятельность сводится скорее к сохранению нажитого, чем к новым накоплениям. Типичной является необходимость участвовать в домашнем труде и уходе за следующим поколением. При этом нередко дети перекладывают заботы по воспитанию уже своих детей на родителей и прародителей. Позже это усугубляется выходом на пенсию, сужением круга возможностей самореализации, снижением самооценки, недостатком чувства востребованности и значимости.

7. Кризис монады – если один из супругов умирает, или уходит.

Наряду с так называемыми нормативными кризисами, связанными с важными семейными событиями, которые переживает каждая семья на протяжении своего жизненного цикла, выделяются также кризисы ненормативные, присущие лишь некоторым семьям.

Ненормативные семейные кризисы чаще всего бывают связаны с такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т. д.

Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.

К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов.

Хронические стрессоры (длительные) действуют по принципу «капля камень точит» и включают такие факторы, как неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; чрезмерные бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.

Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации, согласно Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуации семьи выступает как условие ее нормального развития, устремленного в будущее и препятствующего «застреванию» и регрессии к ранее существовавшим идеальным состояниям.

Наиболее распространенными и опасными формами ненормативных кризисов являются ревность и супружеские измены. Отличительной особенностью подобных кризисов является то, что они касаются только супружеской пары, однако оказывают деструктивное влияние на всю семью в целом и в первую очередь на воспитывающихся в ней детей. К сожалению, довольно распространенным вариантом разрешения таких кризисов является распад семейной системы (развод), влекущий за собой появление новых социальных и психологических проблем у каждого члена распавшейся семьи.

Можно выделить по крайней мере пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, что точнее, рождение первого внука, смерть одного или другого супруга), образующих четыре стадии семейного цикла. Подобный вариант семейного цикла может считаться идеальным, полным циклом семьи.

Наши рекомендации