Сущность понятия «потребности населения» и их классификация
Функционирование и развитие инфраструктуры города напрямую связано с потребностями населения, т.к. именно инфраструктура создает комплекс условий для удовлетворения потребностей населения на территории города.
Потребности возникли с появлением человека. Вся история развития общества есть бесконечный процесс обновления и возвышения человеческих потребностей. Потребности чрезвычайно разнообразны. Часть из них удовлетворяется с помощью естественных благ, рожденных природой и не подвергавшихся воздействию человека.
Большинство же потребностей удовлетворяется с помощью благ, которые получены благодаря воздействию человека на природу, т. е. являются результатом труда. Наконец, есть потребности, которые удовлетворяются без помощи каких-либо особых благ, созданных человеком или взятых у природы, например потребность в любви, в дружеском общении с другими людьми, в наслаждении природой и т. д.
Русские экономисты конца XIX — начала XX в. определяли потребности как врожденные, естественные свойства и стремления человека, субъективные ощущения недостатка каких-либо благ, как своего рода страдание или известные психические переживания и эмоции, чувство нужды в чем-то и даже неудовольствия.
Советские ученые, давая определения потребностей, пытались установить причинно-следственные связи между материальными и социальными объективными условиями и потребностями. Накопилось множество определений понятия «потребность», сформулированных в разное время экономистами, философами, психологами.
Одна группа ученых характеризует потребности как категорию, выражающую объективную необходимость. Например, П. С. Мстиславский пишет, что потребности — это «объективно необходимые условия жизни, соответствующие достигнутой исторической ступени развития общества и его членов». Примерно такую же характеристику потребностям дает и Б. В. Ракитский. У него это «условия жизни людей, ставшие и становящиеся общественно необходимой нормой в соответствии с достигнутой исторической ступенью развития общества и его членов». Подобные определения, выражающие ту же самую мысль, дают и многие другие авторы.
Другая группа ученых выдвигает на первый план субъективный элемент и практически теряет объективный характер потребностей. Чаще всего в такого рода определениях потребности трактуются как нужда в тех или иных благах. Например, П. Н. Орехович пишет: «Потребности — осознанная нужда в материальных и духовных благах».
Э. Ф. Миженская характеризует потребность как объективную необходимость, «которая проявляется в форме нужды, желания, стремления индивидуума или общества в целом». К той же категории определений можно отнести те из них, которые сводят потребности к запросам людей. Так, М. Френкель и И. Лахман определяют потребности как «исторически сложившиеся, осознанные запросы людей». Некоторые из авторов дают даже такие определения потребности, в которых они отождествляются с волевым стремлением личности, с возбуждением. Э. П. Горбунов утверждает, что «общественно-экономическая потребность суть порожденное потреблением субъективное, то есть осознанное, волевое и целенаправленное стремление к обладанию теми или иными благами».
Большое внимание изучению категории потребностей уделяют психологи. Они рассматривают потребности преимущественно со стороны поведения человека, его психики, мотивов его действия, т. е. под иным углом зрения, чем политическая экономия. Но это ни в коей мере не снижает интереса к этим исследованиям. Определения потребностей психологами очень близки, а в большинстве случаев даже полностью совпадают. Они единодушно определяют потребность как «нужду в чем-либо» и значительно реже — как «тяготение к определенному предмету или объекту», или «переживание».
С.И. Ожегов определяет потребность как «надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.
В Большой советской энциклопедии потребности определяются следующим образом: «Потребность – испытываемая живым организмом в процессе его жизнедеятельности нужда в чем-либо».
Современная Российская социологическая энциклопедия дает следующее определение: Потребности – это «нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности».
Классификация потребностей. Сформировавшееся многообразие потребностей человека привело к необходимости их научной классификации.
В научной литературе проблеме классификации потребностей человека уделено много внимания. Существует достаточно большое количество видов классификаций потребностей человека основанных на разнообразных признаках (критериях).
Рассмотрим основные из них.
Физиологи П. Симонов и П. Ершов предлагают следующую классификацию потребностей человека (которая широко распространена в литературе соответствующего профиля).
а)Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. К ним относятся потребности в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних опасностей, а также потребность в экономии сил, которая, по словам авторов этой классификации, «иницирует» изобретательность и совершенствование технологии, но может и обернуться ленью (если приобретет самодавлеющий характер).
б) Социальныепотребности, к которымотносятся потребность в принадлежности к определенной социальной группе, потребность занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и следовать нормам, принятым в данном обществе.
в) Идеальные потребности, обеспечивающие, по мнению авторов классификации, потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Именно эта группа потребностей, по их мнению, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Зарубежные и отечественные представители политической экономии в начале XX в. использовали в качестве критерия трудовое происхождение благ. Так, например, К. Менгер делил все блага на экономические и неэкономические. Если потребность в каких-то благах превышала количество последних, то К. Менгер считал эти потребности экономическими. Если же количество благ превышало потребность в них, то он относил эти потребности к неэкономическим.
Русский экономист А. Исаев писал, что есть даровые блага — их приносит природа без труда человека, надо лишь протянуть руку, чтобы сорвать плод, нагнуться, чтобы снять ягоды, наполнить кувшин водой. Если же человек приложил труд, то результатом уже будет экономическое благо. Аналогичного взгляда придерживался и другой русский экономист А. Чупров. Он отличал дары природы от подавляющей части благ, создаваемых воздействием человека на природу. Потребности, которые удовлетворяются благами второго рода, А.И. Чупров называл экономическими или хозяйственными .
Советский экономист Я. А. Кронрод обосновал признаки экономических потребностей, под которыми он понимал потребности, удовлетворяющиеся не вообще явлениями и предметами внешнего материального мира, а лишь теми из них, что созданы трудом, являются продуктами общественного производства.
Это мнение разделяют и многие другие экономисты. Например, Б. В. Ракитский относит к экономическим потребностям такие потребности, которые удовлетворяются результатами (вещами, продуктами) общественного производства.
Э. Ф. Миженская определяет экономические потребности людей как такие, «которые непосредственно зависят от производства и в той или иной степени удовлетворяются предметами общественного производства» .
В зависимости от носителя потребностей выделяют потребности личные коллективные и общественные. Согласно этой классификации к общественным относят потребности, которые рождаются в сфере деятельности государства и выражают соответствующие интересы общества и его членов. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. К коллективным– потребности отдельных коллективов людей, социально-экономических групп. К личным– потребности каждого отдельного человека или потребности семьи. Они возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее гармоничное развитие личности. Такого мнения придерживаются: А.И. Левин, А.П. Яркин, Л.Я. Баранова, В.Е. Козак.
В. С. Сутягин называет личными потребности отдельных людей, общественными — потребности развития производства.
3. Шульга к личным относит потребности человека как производителя, удовлетворяемые за счет необходимого продукта, к общественным — потребности человека как члена общества, удовлетворяемые за счет прибавочного продукта.
Э. П. Горбунов относит к личным потребностям потребность населения в книгах, телевидении, радио, в жилье, а к общественным — потребности в библиотеках, театрах, музеях, в коммунальных услугах.
А. Г. Спиркин различает двоякого рода потребности: во-первых, общественные (в предметах и средствах производства, в фондах накопления и в резервах, в средствах на содержание науки, культуры, искусства и т. д.); во-вторых, личные. Удовлетворение первых он считает условием жизни социального организма, вторых — условием существования и развития человека.
Предметом нашего анализа являются личные потребности, или потребности населения, которые в свою очередь также нуждаются в классификации. Личные потребности как экономическая категория выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ (товаров и услуг).
Следует отметить, что личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Деятельность человека в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей, ибо осуществляя свою деятельность, человек стремится полнее удовлетворить их.
С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее они удовлетворяются
По природе возникновения потребности дифференцируются на физические, социальные и интеллектуальные.
Физическиепотребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д. Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном, комфортабельном жилье.
Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Эти потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности и т.д. как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.
К. Маркс выделяет три типа потребностей:материальные, духовные, социальные. «В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, в продолжение другой части суток человек должен удовлетворять другие – физические потребности – питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т. д. Кроме этих чисто физических границ удлинение рабочего дня наталкивается на границы морального свойства: рабочему необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей...».
К первому типу потребностей, т. е. к материальным потребностям, он относил первоначальные, естественные, наиболее важные потребности — в пище, одежде, жилище и т. п., которые имеют физиологическую основу и бытуют в любом обществе
К духовным -он относил потребности в получении образования, в овладении культурой и т. д., которые с развитием человеческого общества становятся столь же естественными, как потребность в пище или одежде. И чем выше интеллект человека, тем все более настоятельными становятся его духовные потребности. К. Маркс считал, что духовные потребности не менее необходимы для человека, чем материальные.
К социальным потребностям К. Маркс относил условия труда и его продолжительность, занятость, оказание обществом помощи нетрудоспособным, проведение свободного времени и т. д. Социальные потребности непосредственно связаны ссоциальным поведением человека, и чаще всего они проявляются в каком-то общественном действии.
4. В зависимости от сферы жизнедеятельности человека личные потребности делятся на материальные и духовные. Например, такую классификацию можно встретить в работах Левина А.И., Яркина А.П., Барановой Л.Я, Спиркина А.Г.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объектов таких потребностей выступают материальные блага и услуги, необходимые для воспроизводства трудовых ресурсов (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.).Отличительная их особенность состоит в том, что они удовлетворяются предметами материального мира, причем не только продуктами труда, но и даровыми благами природы. Например, такая материальная (и в то же время физическая) потребность, как потребность человека в пище, может быть удовлетворена как продуктами труда, так и дикорастущими плодами, ягодами и т.д.
Не следует отождествлять материальные и физические потребности. Материальные потребности отличаются от физических. Первые – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ. Но помимо них физические потребности включают в себя и чисто физиологические, например, потребности в двигательной активности, сне и т.п.
Духовные потребности связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает духовное воспроизводство человека. Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (живопись, архитектура, концертно-исполнительская деятельность и т.п.), и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой) и т.д.
В.В. Радаев также выделял материальные и духовные потребности. Под материальными он понимал исходные, определяющие потребности, ибо они связаны с условием самого существования человека, его жизнью. К ним он прежде всего относил потребность в пище, питье, жилище, одежде. Духовные же потребности, по его мнению, выражают исторические условия развития духовной жизни общества, т.е. образование, культуру, искусство, религию и т.п..
Левин А.И. и Яркин А.П. обращают внимание на некоторые различия между материальными и физическими потребностями. Физические потребности – понятие гораздо более широкое, чем потребности материальные. Последние проявляются в сфере материальной жизнедеятельности. Отличительная их особенность состоит в том, что они удовлетворяются предметами материального мира, причем не только продуктами труда, но и даровыми благами природы. Например, такая материальная (и в то же время физическая) потребность, как потребность человека в пище, может быть удовлетворена как продуктами труда, так и дикорастущими плодами, ягодами и т.д.
Физические потребности проявляются в физиологической жизни человека и могут удовлетворятся вообще вне всякой связи с потреблением каких-либо материальных благ (например, потребность в сне, в отдыхе, в движении).
Таким образом, материальные потребности, хотя по существу своему довольно близки к потребностям физическим, но все же несколько уже последних за счет того, что они не включают в себя потребности, удовлетворяемые в процессе так называемого самообеспечения человека и человеческого организма, т.е. без какого бы то ни было участия материальных благ.
По количественному признаку выделяют три вида потребностей: абсолютные, действительные и платежеспособные.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер и не связаны с конкретным предметом потребления.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но как и абсолютные, платежеспособные носят абстрактный характер, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. По мнению А.И. Левина и Л.Я. Барановой в данной классификации следует выделять еще одну группу потребностей – удовлетворенные. Это такие потребности, которые фактически удовлетворяются имеющимися благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
Американский экономист А. Пигу также считал необходимым делить потребности на удовлетворенныеи неудовлетворенные.Он объяснял это тем, что низкий уровень удовлетворения потребностей оказывает на человека более «ожесточающее влияние», чем их прямое неудовлетворение. В связи с этим, по его мнению, в обществе должна быть создана ситуация при которой будет характерно превышение степени удовлетворения потребностей над степенью неудовлетворенности, а производить необходимо те вещи, которые больше всего нужны и которые обеспечат максимальное удовлетворение потребностей.
В зависимости от степени конкретизации все потребности подразделяются на общие и конкретные.
Общиепотребности – потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ.
Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, т.е. складывается из них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
В научной литературе также встречаются классификации потребностей, которые не получили широкого распространения. Например, И. С. Шевцов говорит о трех типах потребностей: во-первых, потребности в продуктах материального производства; во-вторых, в результатах духовного производства; в-третьих, в услугах .
В классификации, рекомендованной И. С. Шевцовым, отсутствует группа социальных потребностей, взамен их в качестве третьего типа выделена потребность в услугах, т.е. в данном случае классифицируются не сами потребности, а предметы для их удовлетворения.
П. Н. Орехович предлагает выделять при классификации потребности неотложные и потенциальные. К первым он относит питание и медицинское обслуживание, а ко вторым — потребность подрастающего поколения в образовании.
Н. Г. Наровлянский в качестве критерия классификации предлагает использовать распространенность потребностей. По его мнению, на каждом этапе развития общества потребности разделяются на три вида: 1) потребности первой степени, к которым относятся потребности в предметах первой необходимости, характерные для низкого уровня развития производства, обеспечивающего минимум средств для существования; 2) средние (обычные) потребности, характерные для большинства населения, определяющие жизненный стандарт и соответствующие нормальному уровню жизни; 3) потребности высшей степени, т. е. те, которые еще не стали общественной нормой и могут быть удовлетворены за счет относительно дорогих по стоимости предметов народного потребления.
По степени рациональности потребности делят на рациональные и иррациональные.
Рациональные (разумные) потребности – потребности соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возвышения потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности – это общественно полезные потребности. Их удовлетворение обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.
Иррациональные (мнимые) потребности – потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Как правило, они связаны с влиянием худших образцов западного стиля потребления, а также с недостаточно активной деятельностью общества по формированию разумных потребностей.
Похожую классификацию предлагал и Я.С. Мстиславский. Он делил потребности на естественные и мнимые: потребность, выражающая целесообразную, разумную необходимость для человека, есть естественная потребность; потребность, в которой проявляются неразумные желания, удовлетворение которых идет только во вред человеку, есть мнимая потребность.
Учитывая, что потребностям присуща своя особая структура, в отечественной научной литературе предпринимались попытки детальной классификации. Например, в дореволюционной русской литературе попытка установить детальную структуру потребностей была предпринята Ф. Щербиной. Все потребности он делил на две серии — личные и хозяйственные. Серия состоит из классов (то, что мы называем типом). Серия личных потребностей включает 6 классов, в том числе бок о бок с материальными и эстетическими соседствует класс религиозных потребностей. Классы делятся на отделы, их всего 18; в их число входят наряду с расходами на пищу и одежду расходы на благотворительность, расходы, связанные с отбыванием повинности, и т. д. Отделы состоят из групп (64), а последние—из рядов (215).
В ХХ веке наибольшую известность получила мотивационная модель ранжирования потребностей человека, предложенная американским психологом А. Маслоу. Потребности у А. Маслоу рассматривает систему базовых потребностей человека, организованных в виде пятиуровневой иерархической системы.
Первый уровень составляют физиологические потребности (в пище, жажде, одежде, жилище, сексе и т.д.). Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.
Второй уровень – потребности в безопасности (стремление к защите от физических и эмоциональных травм, а также к стабильности и уверенности). Защищенность и безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Первые два уровня, по мнению Маслоу, – это первичные, врожденные потребности.
Третий уровень образуется потребностью в любви (влюбленность, привязанность, дружба, приятие и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости).
Четвертый уровень - потребность в уважении и самоуважении (самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, заслуги, признание, внимание) - еще одна базовая потребность человека.
Пятый уровень (самый высокий) – потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. На данном уровне духовные потребности человека удовлетворяются путем самовыражения в творчестве.
Таким образом, изучение разнообразных видов классификаций потрбеностей человека позволяет выделить основные потребности человека и особенности их удовлетворения.
Потребность в пище – одна из первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа.
Потребность в пище – это естественная, физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Потребность в пище зависит от вида трудовой деятельности, интенсивности, тяжести и напряженности труда, возраста и пола человека, природно-климатических условий, в которых он проживает.
Полнота и степень удовлетворения потребности в пище зависят от господствующих в обществе производственных отношений, уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.
Основными каналами удовлетворения потребности в пище в нашей стране являются торговля, общественное питание, личное подсобное хозяйство, домашнее хозяйство. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей и общественным питанием.
Потребность в одежде – одна из важнейших материальных потребностей человека. Формы и источники удовлетворения потребности людей в одежде не столь разнообразны, как в пище.
Эта потребность удовлетворяется всегда индивидуально. Основной источник финансирования удовлетворения потребностей в одежде – семейный бюджет.
Потребность в жилье – одна из первейших и настоятельнейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный и социальный характер. От ее удовлетворения зависит, в конечном счете, и удовлетворение всех других потребностей.
Жилье по существу является материальным благом. Однако степень удовлетворения потребности в нем отдельных членов общества свидетельствует об уровне социально-экономической развитости данного общества.
Потребность в передвижении– одна из естественных потребностей человека. Решается путем развития пассажирского транспорта – как общественного, представляющего собой коллективно организованную обобществленную форму удовлетворения данной потребности, так и личного – индивидуальную или индивидуально-семейную форму.
Потребность в ведении домашнего хозяйства – одна из материальных потребностей, связанная с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путем трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, а также с помощью предприятий службы быта.
Потребность в труде – одна из основных социальных потребностей человека.
Потребность в отдыхе – потребность человека в восполнении необходимых для жизнедеятельности сил, восстановлении работоспособности.
Потребность в отдыхе – это, прежде всего физическая (физиологическая) потребность человека. Одновременно она и важная социальная потребность. Режим отдыха, а также его конкретные формы зависят от вида трудовой деятельности, возраста, интересов человека и других факторов.
Потребность в охране и укреплении здоровья – одна из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой служит в конечном счете сохранению и продлению его активной жизни. В основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Но данная потребность рассматривается и как социальная, т.к. она является одним из важнейших условий гармоничного развития личности, которое предполагает и физическое совершенство человека.
Потребность в образовании – одна из основных интеллектуальных потребностей человека. Конкретно выраженная в стремлении человека к знаниям, повышению общеобразовательного уровня, профессиональной квалификации, приобретению специальных знаний в различных областях науки, культуры и техники, в т.ч. путем самообразования.
Потребность в социальном обеспечении – социальная потребность людей в гарантированном праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других предусмотренных законом случаях.
Потребность в воспитании детей – одна из наиболее важный социальных потребностей, выражающаяся в стремлении воспитать здоровое, всесторонне и гармонично развитое новое поколение.
Потребность в культуре – духовная потребность человека, выражающаяся в стремлении познать достижения отечественной и мировой культуры, повысить свой культурный уровень.
Потребность в творческой деятельности – одна из потребностей высокоразвитой духовно-интеллектуальной жизни людей.
Следует отметить, что единство всех потребностей человека, характеризуется определенными внутренними взаимосвязями и представляют собой систему потребностей.
Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).
Система личных потребностей – иерархически организованная структура. В ней выделяют потребности первого порядка (первой необходимости) – в пище, жилье, одежде), их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков (не первой необходимости) удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.
Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимость удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.
Естественность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.