Застенчивость меняетсясо временем
В процессе нашего исследования выяснилось, что почти у двух третей студентов уровень застенчивости не изменился за время их обучения в институте: они не были
застенчивыми при поступлении и не были таковыми при выпуске; или они были застенчивыми при поступлении и не перестали быть таковыми при выпуске. Итак, для этих групп студентов годы учебы в институте не оказали влия-ния на уровень их застенчивости.
Одно исследование показало, что в начале нового семестра застенчивые студенты колледжа были более оди-ноки, чем их сверстники, которые не были застенчивы. Как и следовало ожидать, в процессе обучения уровень одиночества снижался у обеих групп учащихся, по мере того как они привыкали к новым условиям. Но когда их одиночество было «измерено» в следующем семестре, ока-залось, что застенчивые студенты по-прежнему были бо-лее одиноки. Авторы исследования, Дж. М. Чик и С. М. Буш, отмечают, что одного времени недостаточно для того, чтобы снизить степень застенчивости.
Еще 25% студентов, принявших участие в нашем ис-следовании, заявили, что учеба в колледже сделала их еще более застенчивыми. Одна из застенчивых студенток, те-перь уже старшекурсница, чья учеба в колледже сделала
ее чрезвычайно застенчивой и поэтому несчастной до та-кой степени, что она периодически говорила, что жизнь не стоит того, чтобы жить, сменила три института в на-дежде на то, что новое окружение поможет ей преодолеть застенчивость. Возможно, это и могло бы помочь, если бы она поняла, что студенческий городок — всего лишь оче-редная сцена, а она является звездой своего собственного шоу, и все, что ей нужно — это новое действие.
При каждой новой возможности начать жизнь с чис-того листа, оставить свою застенчивость в прошлом, эта молодая девушка совершает одни и те же ошибки, которые только усугубляют ее застенчивость: она отказывается жить
в общежитии, если только ей ни предоставят отдельную комнату, и таким образом не участвует в общественной
жизни, которая является неотъемлемой частью учебы. Как
и многие студенты, которых мы наблюдали в студенческом кафетерии, она заходит и направляется прямиком к пусто-му столику, садится за него и возводит баррикаду из учеб-ников, тарелок, одежды на столе и стульях вокруг него. Она как будто подает сигнал: не приближайтесь.
Неудивительно, что она не записывается ни на ка-кие семинары и не участвует в жизни студенческого го-родка. Она напоминает нам человека, который горит же-ланием стать пианистом и выступать на концертах, но который не понимает, что для достижения этого нужно не только знать клавиши и ноты, но требуется практика, практика и практика.
Мы боимся, что она и другие студенты, которые так же застенчивы, будут становиться все более застенчивы-ми и инертными после института просто потому, что у них будет все меньше возможностей встретиться с новыми людьми и их коммуникативные навыки останутся нераз-витыми. Они просто-напросто поймут, что им придется приложить еще больше усилий, для того чтобы познако-миться с кем-то во взрослом мире, не говоря уже о том, чтобы с кем-то подружиться. Эти люди скорее будут вес-ти жизнь, полную тихого отчаяния, чем те, кто совершил над собой усилие и переборол свою застенчивость во вре-мя учебы в институте.
Однако не все так плохо: несмотря на все вышеописан-ные обстоятельства, институт предоставляет возможность справиться с застенчивостью. Мы были рады узнать, что 40% студентов колледжа используют эту возможность. Таких людей институт делает более открытыми, общительными, компанейскими. Они учатся показывать себя в лучшем све-те и больше ценят то, что им предлагают окружающие. В этом
изаключается счастьенезастенчивого человека. Онполучает истинноеудовольствиеотчеловеческогообщения.
Итак, застенчивость может очень существенным об-разом повлиять на качество обучения в институте, пото-му что застенчивые студенты получают опыт совершенно другого рода, нежели незастенчивые. Застенчивость ли-шает студента не только дружбы, но и опыта, который можно вынести из общения с другими людьми в различ-ных ситуациях. Кроме того, институтские друзья впослед-ствии могут поспособствовать вашей карьере, используя свои связи, положение, или просто советом.
Мы провели большое исследование жизни студентов в студенческих городках на всем пространстве США и в других странах мира, и вот что мы узнали из исследова-ния и от самих студентов по поводу того, как застенчи-вость вторгается в их жизнь.
• Застенчивость вмешивается в жизнь студентов в ряде очевидных моментов: они не заводят столько друзей, сколько хотели бы; они не проявляют инициативу при знакомстве с теми людьми, с которыми у них могло бы быть что-то общее — идет ли речь о дружбе или о деловых партнерских отношениях.
• Застенчивых людей постоянно преследует чувство, что их все время оценивают. Это чувство вызывает их не-адекватную реакцию в целом ряде ситуаций. Обеспоко-енность тем, как на них посмотрят окружающие, затруд-няет процесс усвоения получаемой информации. В резуль-тате они производят впечатление людей неадекватных в классе или на собеседовании (например, при приеме на работу после окончания института).
• Застенчивые студенты склонны к конформизму, не очень желают защищать свою точку зрения, высказывать свое мнение публично и скорее согласятся с другими, чем будут спорить. Им легче пойти на компромисс, поддаться уговорам, пойти на нежелательное сотрудничество, сде-лать за других работу, которая не входит в их интересы, и
согласиться с мнением большинства независимо от того, хорошо это для них или нет.
• Во многих случаях застенчивые студенты сталки-ваются с трудностями в общении с противоположным полом. Частично это происходит потому, что многие из них были книжными червями или интеллектуалами, ко-торые большую часть своего времени проводили за чте-нием или работой над какими-нибудь проектами. Мно-гие студенты институтов закончили «однополые» школы
и просто не имели возможности общаться с противопо-ложным полом. 40% студентов заявили о том, что когда они остаются один на один с представителем противопо-ложного пола, это вызывает у них чувство застенчивости. А так как им не нравится ощущать дискомфорт, они будут избегать этой ситуации.
Во время нашего исследования в разных странах, в котором участвовали студенты 18—21 года, мы обнаружи-ли следующее: самый низкий процент студентов, считаю-щих себя застенчивыми, учится в Израиле (31%) и Мекси-ке (39%), а в США таких 44%. Примерно такие же показа-тели, как и в США, наблюдаются в Германии (43%), о. Ньюфаундленд (44%) и Индии (47%). На Тайване (55%) и в Японии (57%) мы наблюдаем самый высокий процент уча-щихся, считающих себя застенчивыми. Широкая распрос-траненность этого явления проявляется в том факте, что 75% студентов в каждой из этих стран заявили, что считали себя застенчивыми в какой-то из периодов своей жизни.
Самая распространенная ситуация, в которой прояв-ляется застенчивость среди американских студентов — ког-да он является объектом внимания большой группы лю-дей. Подобное явление можно наблюдать во всех странах, кроме Индии и Израиля. В Израиле большинство людей чувствуют себя застенчивыми, когда им приходится про-сить о помощи, тогда как в Индии наибольшую застенчи-
вость вызывают ситуации, когда студент остается наедине
с представителем противоположного пола. Другие распро-страненные ситуации, которые вызывают застенчивость, — это ситуации, требующие самоутверждения; ситуации, ког-да вы говорите с кем-то вышестоящим; или когда вас оце-нивают или сравнивают с кем-либо, как, например, на со-беседовании; и, наконец, просто незнакомые ситуации. Незнакомцы, вышестоящие начальники и представители противоположного пола являются участниками большин-ства ситуаций, вызывающих застенчивость.
Самыми распространенными признаками застенчи-вости в США являются молчание (74% опрошенных) и невозможность установления зрительного контакта (48% опрошенных). Вы можете распознать стеснительного че-ловека по тихому голосу среди студентов из Израиля, Мек-сики и Индии; и по заиканию среди мексиканцев и боль-шинства. Покраснение — первый признак застенчивости во всех странах, кроме Индии.
Приведенная ниже таблица отражает основные по-ложительные и негативные последствия застенчивости, как их представляют себе студенты из этих стран. Из ис-следования становится очевидно, что застенчивость яв-ляется проблемой для многих студентов независимо от их культурной и национальной принадлежности. Факти-чески все люди признают существование негативных по-следствий застенчивости, тогда как только некоторые ви-дят в ней положительные моменты. Однако следует заме-тить, что наиболее часто среди таких положительных моментов застенчивости называют умение застенчивого человека абстрагироваться от происходящего в социо-эмо-циональном плане, как бы наблюдая за происходящим со стороны, — это дает возможность обдумывать свои поступ-ки и не делать ничего сгоряча. Треть опрошенных в каж-дой из стран отметили как плюс застенчивости то, что они
могут производить впечатление людей скромных и при-влекательных.
В наших попытках перебороть застенчивость целью должно быть сохранение всех положительных моментов
и устранение негативных последствий. Поэтому, напри-мер, мы настоятельно рекомендуем нашим студентам чаще принимать участие в общении, а также отвечать на воп-росы и задавать их в классе. По мере того как вы будете просматривать таблицу, вы можете обнаружить интерес-ные факты, связанные с культурной или национальной принадлежностью человека, которые будут соответство-вать вашим представлениям или противоречить им (на-пример, знали ли вы о том, насколько большую роль иг-рает застенчивость в жизни немецкой молодежи?).
СВОДНАЯТАБЛИЦА
ПОКАЗАТЕЛЕЙЗАСТЕНЧИВОСТИВРАЗНЫХ КУЛЬТУРАХСРЕДИСТУДЕНТОВ18-21ГОДА
Застенчивость — распространен-
ное явление
Застенчивость — проблема
Имеет негативные последствия (да)
Порождает социальные
проблемы
Трудности в познании и вы-
ражении
Трудность самоутверждения
Другие неправильно оцени-вают
Повышенное чувство не-
ловкости
Мешает положительной
оценке
Доставляет отрицательные эмоции
Положительные последствия (нет таковых)
Дает возможность наблю-
дать за другими, действо-
вать обдуманно
Производит впечатление
человека скромного и при-
влекательного
Снижает возможность не-
верной оценки со стороны
Дает больше возможностей
побыть одному
Снижает вероятность меж-
личностных конфликтов
Позволяет быть более раз-
борчивым в своих контактах
Обеспечивает анонимность
и защиту
США | Израиль |
44% | |
63% | |
97% | |
76% | |
61% | |
68% | |
36% | |
53% | |
41% | |
53% | |
18% | |
48% | |
36% | |
27% | |
24% | |
23% | |
22% | |
14% |
Ньюфа- | |||||
Мексика | Германия | ундленд | Индия | Тайвань | Япония |
Студентдолжен позаботиться о том, чтобы стать извест-нойличностью в институте. Ему следует принимать участие в семинарах, настаивать на консультациях с руководителями, обращаться за советом, ходить в кабинет преподавательского состава в рабочие часы, чтобы задавать необходимые вопро-сы и высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. И студент должен проявлять повышенный интерес к предмету, прося предоставить ему дополнительный материал помимо основного с целью выделиться в качестве серьезного студен-та, достойного звания исследователя.
Но многие студенты делают все наоборот: они не уча-ствуют в семинарах, потому что там они должны публич-но говорить, участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, комментировать заявления других. Они избега-ют семинаров из-за того, что у них недостаточно опыта в обмене мнениями в процессе беседы.
И они пропускают самое лучшее, что только есть в институте, — обмен мнениями между студентами и пре-подавателями, которым есть что сказать.
Так как стеснительные студенты могут посещать лек-ции «анонимно», некоторые профессора не знают многих своих студентов. Это выясняется, когда перед выпуском студент приходит к профессору за рекомендательным пись-мом. Профессор теряется, потому что ничего не может ска-зать про этого конкретного студента, так как они не обща-лись лично. В рекомендательном письме речь должна идти не только об оценках студента, но и о чертах его характера, мотивации, зрелости и стабильности кандидата, а также о том, подходит ли он на данную позицию. Если кандидат не зарекомендовал себя с лучшей стороны, по меньшей мере, передтремя профессорами, рекомендательное письмо ско-рее всего будет сдержанным и сухим, в нем не будет чув-ствоваться особого энтузиазма. А чтобы подняться по еще более узкой карьерной лестнице, такое рекомендательное
письмо просто необходимо. Но как может преподаватель сказать про того или иного студента/ученика: «Возьмите этого кандидата, я ручаюсь за него на все сто процентов», когда все, что он о нем знает — это то, что его средний по-казатель успеваемости не выше, чем у сотен других?
Даже если застенчивость не столь велика, и студент поступил в институт (тогда как многие из его сверстников не смогли этого сделать), она может стать препятствием на пути дальнейших успехов.
В предыдущей главе мы упоминали, что кадет воен-ной академии не может быть застенчивым и лидером од-новременно. Позиции, требующие ответственности, дос-таются тем, кто считается наиболее эффективным лиде-ром. А потом процесс развивается по спирали, и те, кого выбрали на лучшие должности, имеют больше возможно-стей проявить себя и считаются более компетентными, чем те, кто получил посредственные должности.
Такая же картина наблюдается и на частных предпри-ятиях: застенчивые работники недовольны своей работой
и морально подавлены, потому что им кажется, что их до-стижения остаются незамеченными, и поэтому их не по-вышают по службе. И на самом деле, они более незамет-ны по сравнению с незастенчивыми сотрудниками. Неза-стенчивые усвоили очень важный урок: говори, и когда-нибудь мир прислушается к тебе; молчи, и мир ни-когда тебя не услышит.
Интересно, что многие люди, которых принято счи-тать умными и выдающимися, на самом деле — просто упорны и общительны, как подтвердила нам одна моло-дая женщина:
«Я никогда не задам вопрос или не позволю себе реп-лику, если я на сто процентов не уверена, что то, что я ска-жу, прозвучит умно. И однажды, просто ради развлечения, я решила понаблюдать за теми вопросами, которые зада-
ют самые настойчивые студенты, особенно один из них. Некоторые вопросы и комментарии были настолько ту-пыми, что мне стоило больших усилий сохранять серьез-ное выражение лица. Но их хорошо принимали и профес-сор, и студенты. Я думаю, это случилось потому, что их комментарии были хорошо преподнесены, а также было продемонстрировано хорошее владение языком».
Короче говоря, важно не то, что вы скажете, а как вы это сделаете. С помощью слов можно скрыть недостаток знаний и понимания так же, как молчание скрывает ум.
Томас Наррел, профессор Стэнфордской бизнес-школы изучает проблему успешного бизнеса. В целом ряде исследований, которые предсказывают, сколько будут за-рабатывать выпускники через 5—10 лет после выпуска, Харрел и его коллеги показали, что «личность имеет боль-шое значение в бизнесе». Хорошо зарабатывающие люди обычно являются ярко выраженными экстравертами, ко-торые привыкли много говорить. Это люди с отличным здоровьем, запасом энергии и уверенности в себе, кото-рым в школе нравилось «выступать с речью», «участвовать в собеседовании».
Чтобы стать успешным менеджером, нужно уметь эф-фективно общаться. Через минуту вы поймете, почему это так. Мы привыкли судить об умственных способностях че-ловека по его речи. К тому же те, кто заговаривают первы-ми, направляют разговор в ту область, с которой они лучше всего знакомы, а отсюда и кажутся более знающими. И, наконец, продвижение в бизнесе чаще всего связано с ва-шей убедительностью и эффективностью в общении с дру-гими людьми, нежели с техническими навыками. Неуди-вительно, что так много корпораций записывают своих младших сотрудников на курсы Дейла Карнеги «Как вли-ять на людей», чтобы те стали более убедительными и эф-фективными.
ЧТО ВЫ ПОСОВЕТУЕТЕ
СТЕСНИТЕЛЬНОМУ СТУДЕНТУ?
Какие только советы не дают родители своим застен-чивым детям! Но восемнадцатилетним студентам совсем не хочется выслушивать советы своих родителей — даже если они понимают, что этот совет может им пригодиться. В сле-дующей главе мы дадим подробныерекомендации для зас-тенчивых студентов. Ниже оговариваются несколько клю-чевых моментов, которым вам, как родителям застенчиво-го студента, возможно, следует уделить внимание:
• Застенчивость—распространенное явление средисту-дентов; ваш ребенок окажется в хорошей, пусть и тихой, ком-пании, состоящей из 40% других стеснительных студентов.
• При наличии желания от застенчивости можно из-бавиться в любое время.
• Действительно ли ваш ребенок хочет избавиться от застенчивости?
• Будучи новичком в институте, ваш ребенок подо-бен чужаку в раю, где, по сути, ты можешь быть кем хо-чешь. Если вы вовремя одумаетесь и станете по-другому вести себя с теми, кто еще не успел заклеймить вас как застенчивого человека, вас и не будут таким считать.
• Чтобы не выглядеть застенчивым, пусть ваш ребе-нок улыбается, смотрит собеседнику в глаза, представля-ется незнакомцам достаточно громко, чтобы его услыша-ли, говорит «привет» проходящим мимо, слушает внима-тельно, задает вопросы, высказывает предложения и говорит комплименты, когда человек того заслуживает.
• Не позволяйте ему закрываться от окружающих людей: ему не следует одеваться в стиле, который может оттолкнуть от него других (слишком дорого, вычурно и так далее), возводить вокруг себя баррикады из книг и посуды в кафетерии или в классе.
• Студент должен осознать, как важно слушать то, что говорят другие в аудитории и за ее пределами.
• Лучше наслаждаться процессом учебы, а не ходить на занятия просто ради оценок. Студент должен быть от-крыт для новых возможностей и готов к трудностям.
• Неудача — тоже опыт, который говорит, что нам нужно сделать иначе в следующий раз.
• Ведь вы любите ребенка независимо от его успехов
и неудач — все, чего вы должны ждать и требовать — что-бы ребенок не стоял на месте.
• Посоветуйте своему сыну или дочери обращаться, когда это необходимо, за помощью к сокурсникам, пре-подавателям и персоналу института. Это — не признак слабости, а признание уникальной человеческой способ-ности обращаться за помощью и предоставлять ее.
• Предупредите своего ребенка о том, что первое вре-мя ему будет одиноко в новой школе, пока он ни привык-нет к непривычной для него обстановке.
• Предупредите его о том, что он не всегда будет чув-ствовать себя адекватным, таким умным или сообрази-тельным, как его сосед по парте. Самая хорошая курсовая может быть раскритикована в пух и в прах, а «пятерки» не будут ожидать его в конце каждого семестра. Но все это помогает реально оценить свои силы, на которые можно рассчитывать, и слабости, с которыми нужно бороться.
• Не отождествляйте внутреннее «я» человека и его вне-шние проявления (интеллектуальные, спортивные, соци-альные); если вам не удается чего-то достигнуть, не вините в этом себя, какличность. Попытка — не пытка. Нужноучиться
у израильтян: «Если у вас нет ничего, а вы просите что-то, то естьдвавозможныхпутиразвитиясобытий.Вамоткажут,итогда ничего не изменится, поэтому вы ничего не потеряете. Или вы добьетесь того, чего хотели, и все измениться к лучшему. По-этому просите, пока вы не получите того, что хотите».
• Если возникает конфликт с другим студентом или
с преподавателем, его стоит обсудить, урегулировать. Че-ловек не должен капитулировать, даже не попытавшись отстоять свою точку зрения, оперируя объективными фак-тами, а не эмоциями. И разногласия никогда не должны решаться признанием, что один из спорящих не прав. Не стоит держать злость в себе. Всегда можно обратиться к адвокату, школьному советнику или родителям, прежде чем человек станет жертвой.
• Найдите возможность сказать: «Я люблю тебя. Я скучаю по тебе. Надеюсь, ты счастлив и наслаждаешься жизнью».
ЧЕГОРОДИТЕЛЯМНЕСТОИТДЕЛАТЬ
• Не давайте советов, основанных на вашем личном прошлом. Времена меняются.
• Не ставьте нереальных целей перед своим ребенком.
У Фила Зимбардо был студент, Марк Дэвид, которому его средний бал не позволял поступить в медицинский инсти-тут. Но он был абсолютно счастлив и доволен своим пребы-ванием в миротворческих войсках в Африке. Отец студента был в ярости, потому что все его планы пошли прахом. «Вы понимаете, я специально назвал своего сына Марк Дэвид, чтобы и перед, и после фамилии у него стояли две буквы — М.Д.!» (M.D. — Doctor of Medicine — доктор медицины)
• Примите ограничения, ценности и интересы вашего ребенка и не пытайтесь оказывать на него давление, под-талкивая его в выбранном вами направлении.
Это, конечно, подразумевает то, что родители доста-точно хорошо знают своего ребенка, его склонности и воз-можности.
• Не оказывайте на него дополнительного давления в том, что касается оценок, — он и так испытывает постоян-
ный стресс в этой связи. Поймите, наконец, что ваш ребенок
и так прекрасно понимает, что вам будет гораздо приятнее увидеть «пятерки», нежели «тройки» — не нужно напоминать ему об этом лишний раз. Лучше потратьте это время на то, чтобы изучить его чувства, взгляды и тревоги. Помните, что вы можете быть ему не только родителем, но и другом.
• Постарайтесь не произносить фраз типа: «Если бы ты постарался...»
• «Не обращайся со мной как с ребенком», — груст-но повторяют студенты наших институтов своим родите-лям. Застенчивым студентам больше, чем другим, необ-ходимо учиться рассчитывать на свои собственные силы, они должны все время подстегивать свое самолюбие. Од-ной выдающейся баскетболистке после каждой игры зво-нил отец и отчитывал ее по поводу того, что она заброси-ла недостаточно много мячей в корзину противника и во-обще все делала не так, как он ее учил. Она большая девочка и делает все так, как ей говорит ее тренер, кото-рый хочет видеть в ней разыгрывающего, а не снайпера. А от этих замечаний отца она лишь чувствует себя неловко.
• Воздержитесь от критики, не скупитесь на похвалу. Помните, что после института впереди еще долгая жизнь,
и ваш ребенок обязательно захочет поддерживать с вами хорошие, теплые отношения, навещать вас время от вре-мени, если вы будете оказывать ему поддержку, а не толь-ко критиковать.
Глава девятая
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
ЗАСТЕНЧИВОСТИ СТУДЕНТА
Он, безусловно, застенчивый и тихий человек. Я, чес-тно говоря, даже не совсем понимаю, как он смог преодо-леть такую застенчивость. Его застенчивость — это полный абсурд. Наверное, в каждом из нас есть частичка Дейла Кар-неги, но не каждый станет президентом США в процессе борьбы с собственной застенчивостью.
Гари Шнайдер, советник Джимми Картера
Если вы учитесь в старших классах школы, нам не нужно говорить, что это сложное для вас время и что в это время обостряется чувство застенчивости. Возможно, вы даже не подозреваете, что вокруг вас много студентов, ко-торые находятся в точно такой же ситуации. Многое из того, что вы чувствуете сейчас, пройдет со временем. Но застенчивость, даже если она и станет не такой явной, никуда не исчезнет сама по себе.
Если вы продолжите учиться дальше, вы это пойме-те. Если вы только начинаете учебу, и у вас возникли не-которые трудности с привыканием к новой обстановке, вы можете чувствовать разочарование и раздражение, вам покажется, что другим все дается гораздо легче, что судь-ба выбрала именно вас для своего испытания. Эти чувства понятны, не думайте, что вы какой-то особенный, при-мерно половина всех учеников проходят через те же са-мые трудности, значит, и вы сможете с этим справиться.
Возможно, вы просто захватили с собой в институт ба-гаж своей прежней застенчивости. А может быть, как и мно-гие другие студенты, вы не были застенчивым до того, как вы попали в студенческий городок, и только здесь с ужасом осознали, каким ужасным местом может быть институт.
Независимо от вашего возраста, степени застенчивос-ти, времени, в течение которого вы чувствуете себя застен-чивым человеком, вы сможете побороть свою застенчивость при наличии желания и готовности работать над собой.