Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР
Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:
· в «пошаговом» предъявлении материала;
· в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
· в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
· в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
· в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
v нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
v стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем;
v установление доверительных отношений со взрослыми;
2. Укрепление нервной системы
v Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).
v Совместный контроль и наблюдение психолога, врача за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
v Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
v Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
v Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год).
v Овладение учебными навыками.
v Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
v Система индивидуальных занятий со специалистами ОУ.
4. Развитие познавательной сферы:
v Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
v Диагностика познавательной и эмоционально –волевой сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
v Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
v Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
v Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
v Развитие коммуникативных навыков.