Раздел 5. культура в языке и речи (1 час)
Речевой этикет
- Обс. Каждый из вас пользуется такими "волшебными словами" русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. В чём их волшебная сила? Почему они так необходимы?
Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам в первую очередь необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет — это установленный порядок, правила поведения в определённых условиях.
Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. Это «волшебные» вежливые слова. Например, принятые в русском языке формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности.
По тому, как мы соблюдаем правила речевого поведения, окружающие судят о нас самих, нашем воспитании, общей культуре. Человек, владеющий речевым этикетом, производит благоприятное впечатление, вызывает уважение собеседника.
Речевой этикет — это правила речевого поведения, система речевых формул общения.
№ 130. 1) Работа в парах. Прослушайте каждый диалог по одному разу и расскажите о каждой ситуации общения, используя схему из задания № …. Все ли ситуации представлены на рисунках?
2) Подведите итог: сколько вы прослушали диалогов? Сколько ситуаций общения описали? Что вам помогло определить их количество?
Рис.1. Два пенсионера: Старик приподнимает шляпу, дама отвечает на приветствие.
Рис.2 Солдат отдает приветствие капитану.
Два мальчика возле школы.
Школьный вечер: на сцене две нарядные девочки.
Д1 А: Моё почтение, Людмила Ивановна! Б: Петр Петрович, приветствую вас! Д2 А: Здравия желаю, товарищ капитан! Б: Вольно! Д 3. А: Мы рады приветствовать гостей из 5Б класса на нашем вечере. Слово для приветствия предоставляется Маше Петровой. Б: Спасибо. От имени нашего класса хочу поблагодарить вас за приглашение на вечер. . | Д 3 А: Привет, Сашка! Б: Здорово, Витек. Как дела! В: Класс!! Д4 А: Эй, ты, как тебя там! Б: Меня Петя зовут А: Слышь, чтобы я тебя больше не видел, понял? Б: А в чем дело? А: Ни в чём! |
3) Прослушайте каждый диалог ещё раз. Отметьте в таблице из задания формулы речевого этикета, употреблённые в диалогах.
Выск 3) Какое впечатление производят на вас участники диалогов: хорошо ли они знакомы? равны ли по возрасту? по служебному положению? Чьё поведение вам кажется неправильным? Почему?
№ 131. Прочитайте формулы приветствия. Какие из них и в каких ситуациях вы применяете? Зависит ли это от того, с кем, где, в какое время вы встретились? Какие приветствия вы не используете? Кто, по вашему мнению, мог бы их произнести?
— Привет! — Здорово! — Доброго здоровьица! | — Здравствуйте. — Здравствуй. — Доброе утро! — Добрый день! — Добрый вечер! | — Моё почтение. — Приветствую вас! — Здравия желаю! — Рады приветствовать |
№ 132. 1) Прочитайте и прокомментируйте последнее предложение абзаца.
Речевой этикет передаёт информацию о говорящем и его собеседнике: об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение. Владение этикетными средствами речи позволит определить, где человек родился и вырос, какое место занимает в обществе. Так, если кто то говорит другому «Доброго здоровьица!» — то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из неё. Если кто-то бросает «Привет!» — значит, обстановка неофициальная, люди находятся в равных, непринужденных дружеских отношениях. Но представьте себе, что “Привет!” ученик скажет учителю! (По И. Е. Гольдину)
Выск 2) Кратко сформулируйте основную мысль текста, продолжив фразу. Приведите свои примеры для иллюстрации этой мысли. Можете использовать примеры из задания … .
Речевой этикет передаёт информацию о …
3) Найдите выделенную формулу приветствия. Подумайте, какое слово создаёт особую окраску, которую называют просторечной или диалектной. Как образовано это слово?
№ 133. Всп1) Вспомните, что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале. В какое время он жил? Чем занимался?
2) Прочитайте. О каких формулах речевого этикета идёт речь в тексте? Употребляются ли такие приветствия в наши дни, или они относятся к далёкому прошлому?
В сборнике пословиц и поговорок В. И. Даля есть немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. "Свеженько тебе!" — здоровались с девушкой, черпающей воду. "Хлеб да соль!" или "Чай да сахар!" — говорили едящим или пьющим.
Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: "Море под коровой!", у неё наготове уже был ответ: "Река молока!" Рыболова приветствовали: "Улов на рыбу!" "Наварка на ушицу!" — отвечал он. Женщине, которая месит хлеб, желали: "Спорынья в квашню!" (Спорынья — это удача.) "Сто рублей в мошну!" — был её ответ. (По И. Е. Гольдину)
Выск 3) Разыграйте диалоги приветствия в разных ситуациях сначала так, как они приведены в этом тексте, а затем так, как это происходит в наши дни. Какие диалоги более выразительны? Какие вам кажутся более уместными, соответствующими вашим представлениям о правильном поведении?
4) Выпишите формулы приветствия из текста. Разберите морфемный состав выделенных слов, попробуйте объяснить их значение самостоятельно. Проверьте ваши предположения, посмотрев их значения по толковому словарю в конце учебника.
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
Вопросы для самоконтроля.
1) Что изучает морфемика, а что — словообразование?
2) Что называется морфемой?
3) Какие единицы языка входят в состав морфем?
4) Что является обязательной частью всех однокоренных слов?
5) Что входит в основу слова?
6) Для чего служат формообразующие морфемы?
№ 134. Выберите правильные утверждения.
а) В слове может быть один, два и даже три корня.
б) В слове всегда есть основа и окончание.
в) Окончание служит только для изменения формы слова.
г) Суффикс служит для образования новых слов.
д) В корнях, приставках и суффиксах могут происходить чередования гласных и согласных.
№. 135.1) Выберите строчку, во всех словах которой пропущена одна и та же буква.
2) Выберите строчку с одной и той же орфограммой во всех словах.
а) Пок…залось, прил…гательное, пл…вцы, выск…чка.
б) Под…ём, пол…ём, об…ект, с…грать.
в) Изобр…жение, оз…рить, приг…рь, р…списной.
г) ц_ганский, (для) певиц…, нац…ональный, ц…нковый.
д) ра_витие, ра _строить, и_править, во _вести.
№ 136. 1) Назовите основные способы словообразования.
2) Дополните высказывания.
а) Слово чтение образовано … способом от слова ….
б) Слово перестроить образовано … способом от глагола ….
№ 137. 1) Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
2) Найдите и подчеркните слова, целиком состоящие из одной основы, то есть не имеющие окончания (неизменяемые).
Сн_чала люди пользовались м_таллическими деньгами. Но м_таллические деньги т_желы и занимают много места. Б_гатым купцам, которые т_рговали с б_гатыми странами, было опас(?)но и неудобно возить с собой такой груз. И потому люди придумали вых_д: золото перед_вали на хр_нение в банк, а вместо денег брали с собой в д_рогу бумажные расписки на это золото.
Так вп_рвые по_вились на свет бумажные деньги, на которых было написано, какому колич_ству золота они равны.
№ 138. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сочетания шипящих с гласными
.
Ч...до, щ...вель, ч...довище, ж...раф, щ...дить, ш...рь, щ...ка, ж...р, ж...тель, ч...йник, ч...стушка, ж...знь, ч...деса, лыж..., мыш..., ш...ло.
№ 139. Выполните морфемный разбор слов. Укажите чередование согласных в морфемах.
Образец: удивление (в // вл), дождичек (ч // к).
1) Медленно, покрашу, шелковистый, хранение
2) послевоенный, горняк, добытчик, сбережём.
3) подрастёшь, снеговичок, баскетболистка, расписание
№ 140. Найдите ошибки в рассуждениях школьников. Запишите все слова правильно.
1. Загарелись звёзды – проверочное слово загар. 2. Землетресение – когда земля трескается. 3. Озорили поле – проверочное слово зори. 4. Винтилятор – проверочное слово винт. 5. Чистокол – проверочное слово чистый. 6. Посажир – приставка по как в слове посадка. 7. Сыроешка – проверочное слово ешьте.
№ 141. 1) Прочитайте текст. Объясните орфограммы в приставках и корнях слов.
2)Найдите подлежащее и сказуемое во втором предложении, объясните постановку запятых.
Предыдущей ноч…ю в деревне раз…гралась сильная в…юга. Сн…чала с бе…звёз…ного неба пов…лили снежные хлоп…я, обл…пили дома, заборы, дерев…я. Потом откуда ни воз…мись налетел раз…ярённый ветер, принялся и…пытывать на прочность крыши и страшно завывать в трубах. Всю ночь окна зам…тало снегом и глухо стуч…ла маленькая к…литка на заднем дворе.
Наутро ненаст…я как не бывало. Солнечные лучи оз…рили заснеженные сады. Заг…релись мелкие яркие иск…рки на сугробах. Бойкие вороб…и(1) ск…кали по доро…ке, надеясь отыскать крошку или зёрнышко, и бодрым чирикан…ем встреч…ли новый день.
3) Напишите диктант.
И
С.
4) Какое слово в тексте отмечено знаком? Что вы должны сделать с этим словом? В каком месте учебника вы можете узнать это?
№. 142. 1) Прочитайте начало рассказа «Лесные домишки».
Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.
Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак её догнать нельзя было — от всех увёртывается.
Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится, да как пустится лететь — только крылышки мелькают.
Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят. Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.
А проворная Береговушка от него без оглядки — за реку, да над лесом, да через озеро! Очень уж страшной пятнашкой был Чеглок Сокол. (В. Бианки)
2) Выпишите выделенные слова, докажите, что в их корнях происходит чередование согласных. Найдите в тексте ещё десять слов с чередованиями согласных в корне. Запишите по образцу.
Образец: с визгом — визжать (г // ж).
3) Выберите самостоятельно два слова и проведите их морфемный анализ.
Ат 4) Вам надо пересказать этот текст. Что вы будете делать?
№ 143. Игровое задание. Кто куда приходит? Объясните значение затранскрибированных слов, их строение и написание. Придумайте или подберите такие же шутливые предложения, где разные слова совпадают в произношении.
Котя, котинька, [каток]
Приходи на наш [каток] —
Самый лучший в мире!
Раз, два, три, четыре! (С. Погорельский)
№ 144. Ат 1) Прочитайте текст. Видели ли вы когда-нибудь это растение? Помогает ли иллюстрация учебника его представить? Что бы вы предпочли — фотографию или рисунок?
Иллюстрация: фото кипрей
Есть такое растение — высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно ещё кипрей считали сорной травой. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Они считали, будто кипрей заглушает ростки сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов в начале осени погибают.
Учёные, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.
Оказалось, что кипрей — очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Самоотверженный цветок!
Вы думаете, один кипрей такой замечательный? Почти про каждое растение можно рассказать удивительные вещи. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтёшь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. (По К. Паустовскому)
2) Работа в группе. Выпишите из текста слова: а) с чередующимися безударными гласными в корне; б) проверяемыми безударными гласными в корне; в) непроверяемыми гласными в корне.
Сравните свои результаты с работой других групп: у кого больше примеров?
4) Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.
5) Сколько в тексте микротем? Составьте его подробный план.
6) Знаете ли вы о других растениях, приносящих людям пользу? Напишите сочинение на тему «Нет у нас лучших друзей, чем растения». Можете использовать план к тексту К.Паустовского и в свободной форме изложить историю кипрея.
№ 145. Проектное задание. В группах прокомментируйте рисунок. Подберите слова, для которых он подходит. Составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значения. Подберите или сделайте самостоятельно рисунки, которые можно будет использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов.
Рис. со с. 127старой вёрстки