Раздел III. Культура научной речи

Раздел 1. Язык как система

Культура речи как лингвистическая дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

Язык как естественная знаковая система. Язык и речь. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания, хранения и передачи информации. Взаимоотношение языка и мышления.

Речевая деятельность, ее виды: говорение, аудирование, письмо, чтение.

Общенародный язык и его составляющие: диалекты, жаргоны, просторечие - и области их функционирования.

Русский литературный язык и его основные признаки: полифункциональность, общепонятность, наличие устной и письменной разновидностей, обработанность, нормированность, наличие системы функциональных стилей.

Раздел II. Языковые нормы

Культура речи как совокупность знаний, навыков, речевых умений отдельной личности. Критерии культуры речи, коммуникативные качества речи.

Языковая норма как важнейший признак речевой культуры личности и общества. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Свойства языковой нормы.

Типы лингвистических словарей и особенности их строения.

Уровни языка и структурно-языковые типы норм. Основные трудности в системе правописных, орфоэпических, грамматических, лексических норм.

Раздел III. Культура научной речи

Функциональные разновидности языка. Функциональные стили и взаимодействие между ними.

Формирование языка научного общения в России. Разновидности (подстили) языка науки, жанры научных произведений. Основные стилевые черты научной речи и специфические языковые особенности.

Основные характеристики письменного научного текста. Структурный анализ научного текста: композиция, абзац и сложное синтаксическое целое, виды связи предложений в абзаце. Средства организации связного текста.

Вторичные научные тексты: конспект, реферат, аннотация, тезисы. Структурные и языковые особенности. Последовательность работы при создании вторичных текстов.

Раздел IV. Культура деловой речи

Официально-деловой стиль: история возникновения и сфера функционирования. Разновидности (подстили) делового языка, жанровое разнообразие официально-делового стиля. Основные стилевые черты деловой речи и специфические языковые особенности.

Стремление к унификации языка и формы документа как основная черта официально-деловой речи. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Служебная переписка: классификация деловых писем, текстовые и языковые особенности. Личные деловые бумаги: автобиография, характеристика, резюме. Речевой этикет и его роль в деловом общении.

Раздел V. Культура ораторской речи

Роды и виды ораторской речи: социально-политическое красноречие, академическое, судебное, социально-бытовое.

Особенности и составляющие устной публичной речи. Личность оратора и эффективность речи. Аудитория, учет особенностей конкретной аудитории. Античный риторический канон.

Структура публичного выступления: принципы выбора и расположения материала; части речи, их функции. Особая роль вступления и заключения. Доказательство и его структура в публичном выступлении.

Принципы и приемы подготовки речи. Выбор темы, определение цели. Основные приемы поиска и сбора материала, виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе выступления.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

Задание 1.Назовите составляющие общенародного языка и коротко охарактеризуйте их.

Задание 2. Перечислите коммуникативные качества речи и коротко охарактеризуйте их.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Большинство мыслителей 17-19 вв. думали что законы механики Ньютона предст..вляют собой (не) зыбл...мый фун...дамент естествознания. В 19 веке Г. Гельмгольц видел вы…шую и конечную цель науки в св…дени… всей картины мира к центральным силам полностью подч...нё...ым механик… Ньютона. Законы механики изл...же...ые в "Математических началах натуральной философии" Ньютона в извес...ном смысле пр...т…ндовали на роль вечных скр…жалей науки. Современ…ый физик вообще (не) ставит перед собой какой (бы) то (н…) было окончательной цели. Подобные ил…юзии утеря…ны (на) всегда.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Блокировать, валовой, вероисповедание, газированный, давнишний, дозвонится (он), досуг, жалюзи, закупорить, иконопись, иначе, каталог, кладовая, корысть, красивее, кухонный, маркетинг, мастерски, наркомания, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый, осведомиться, отчасти, пломбировать, призыв, принудить, приговор, созыв, сосредоточение, средства, черпать, эксперт, щавель.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Кадриль, визави, эсперанто, бикини, бренди, пани, тюль, ООН.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Граммы, брюки, баклажаны, грузины, будни, партизаны, хорваты,

яблоки, омы, гектары.

Задание 7. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

1. (Вексель) предъявлены к оплате. 2. Все (директор) прибыли на

совещание. 3. На кафедре работают не только (профессор). 4. (Бухгалтер) заполнили приходные (ордер). 5. На конверты ставятся (штемпель). 6. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торт). 7. Зимой на Балтике бушуют (шторм).

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1.Из (892) участников съезда иногородних - 742 человека. 2. К (1219)

учащимся одной школы присоединилось 932 учащихся другой. 3. Пароход с (850) отдыхающими вышел в рейс. 4. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500) километров за время многомесячного дрейфа.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1.Автор монографии пытается вникнуть, осознать проблемы. 2. Мы, потомки, восторгаемся и славим ратные подвиги наших предков. 3. Преподаватель указал о том, что в работе имеется несколько ошибок. 4. Лётчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 5. Вспоминая детство, мне представляется наш старый дом. 6. Описывая красоту русской природы, писателем отмечаются разнообразные особенности средней полосы России. 7. Он выехал из города согласно предписания. 8. Джипы тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 9. Мать девочки, которая жила в далеком северном городе, решила приехать в Петербург и навестить дочь. 10. Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть ее сегодня.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Бомонд, визажист, дилемма, инцидент, ноу-хау, популизм, реноме, саммит.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. В развитии русского языка важную роль играют внеязыковые факты. 2. В марте 1848 года в Праге вспыхнуло революционное движение. 3. Этой проблеме следует уделить серьезное значение. 4. Весь иллюстрированный материал к статье он хранит в специальной папке. 5. Многочисленные предки Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже Америке. 6. Вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей. 7. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 8. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

Задание12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Развесистая клюква, ловить рыбу (рыбку) в мутной воде, наклеивать ярлыки (ярлык).

Задание 13. Докажите, что данный текст принадлежит к научному стилю.

По некоторым заключениям, арктические плавучие льды менее чем за 30 лет потеряли 40% своего объема. Исследователь Заполярья Дж.Уолш (J. Walsh) полагает: если процесс не приостановится, то до полной потери ледового покрова остается всего несколько десятилетий, и тогда эта огромная акватория из колоссального (до 80%) отражателя солнечной энергии превратится в тепловой ее коллектор. В результате характер общей циркуляции Мирового океана и атмосферы над ним коренным образом изменится вплоть до средних географических широт; иными станут и пути прохождения штормов, и характер распределения осадков. Среди причин сокращения ледового покрова Северного океана наиболее вероятной называют Арктическую осцилляцию… Это неустойчивый колебательный процесс, в ходе которого атмосферное давление над Северным полюсом то возрастает, то падает параллельно с его падением и ростом в кольцевой окраине полярного региона. В зависимости от фазы Арктической осцилляции меняется характер ветровых полей, что в свою очередь влияет на величину дрейфующих льдов. В положительной фазе в Арктику вносятся большие массы теплого воздуха, нагреваются воды, поступающие в высокие широты из Северной Атлантики, а из Арктики выносятся многолетние льдины.

Задание 14. Перечислите жанры вторичных научных произведений. Коротко охарактеризуйте один из них (назначение, структура, языковые особенности).

Задание 15. Что такое речевой этикет? Какова его роль в устном и письменном деловом общении?

Задание 16.Составьте и напишите своё резюме.

Задание 17. Опишите роль вступления и заключения в публичной речи.

Задание 18. Оцените публичные выступления какого-либо современного политика (по материалам СМИ). Обратите внимание на такие качества речи, как доходчивость, убедительность, точность, логичность, выразительность, соответствие нормам литературного языка.

Вариант 2

Задание 1.Дайте определение понятий: «язык», «речь». Перечислите основные функции языка и речи, кратко охарактеризуйте их.

Задание 2.Назовите типы лингвистических словарей, коротко охарактеризуйте два известных вам словаря русского языка.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Пройдя период становления и первоначального развития Академия

наук стала проявлять активность в организации (геолого) разведочных работ. В то (же) время необходимо по…черкнуть что это направление деятельности связа...о с именем М.В. Ломоносова. (В) виду того что его биография подробнейшим образом описа…а мы обратим вн…мание только на ее отдельные стороны.

(В) след за «первыми петровскими» посланцами в 1736 году Ломоносов в числе трех наиболее способных студентов при Академии наук был отправлен (за) границу для пополнения знаний. Вернувшись в Россию после пят…летнего пр…бывания (за) границей Ломоносов был определен ад…юнктом физического класса а через три года был назначен профес…ором химии. Идя (на) встречу его настойчивым требованиям академия добилась в 1748 году постройки первой в России химической л…б…ратории.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Апартаменты, асимметрия, балованный, блюда, вероисповедание, генезис, газопровод, дефис, диспансер, договор, завидно, завсегдатай, исчерпать, каталог, каучук, красивее, кухонный, маркетинг, мышление, начать, начала, новорожденный, обеспечение, осужденный, приданое, свекла, сироты (мн.ч.), сливовый, созыв, средства, углубить, ходатайствовать, хозяева, щавель, эксперт.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Визави, колибри, салями, авеню, импресарио, ралли, контральто, ЮНЕСКО.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Помидоры, носки, джинсы, будни, апельсины, калмыки, выкрутасы, партизаны, дрязги, макароны.

Задание 7. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

1. Важнейшие отделы и (секторы – сектора) нашего учреждения были реорганизованы. 2. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей. 3. (Катеры – катера) подходили к причалу один за другим. 4. Многие (цехи – цеха) завода перешли на выпуск новой продукции. 5. (Выборы – выбора) в органы местной власти показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о «сотрудничестве». 6. (Бухгалтеры – бухгалтера) предприятий области регулярно проходят повышение квалификации на специально организованных курсах.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1.К 2010 году количество первоклассников в нашем городе значительно уменьшится. 2. Библиотека университета ежегодно пополняется 300 – 400 книгами. 3. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 килограммам. 4. Теплоход с 288 экскурсантами отправился в очередной рейс.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Узнав эту прекрасную новость, его радости не было предела. 2. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 3. Нужно отчитаться в израсходовании полученного аванса. 4. В разделе критики публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 5. На выставке народного творчества мы восхищались изяществу дымковской игрушки. 6. Завод- лаборатория изготовила опытный экземпляр нового экскаватора. 7. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 8. По окончанию работы все должны собраться в конференц-зале. 9. Стань президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал, ругал Зюганова или Явлинского. 10. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах этого коллектива.

Задание 10. Подберите русские синонимы к следующим словам. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Амбиция, вердикт, легитимный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Многие наши фильмы получили большую признательность за рубежом. 2. Стала очевидной нетождественностьзамыслов программы социальным условиям жизни. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. В этом отделе продаются научные монографии по физике, математике, юриспруденции. 5. Наш университет в последние годы переживает расцвет. 6. Руководители предприятий настроены на деловой настрой. 7. Торжественному открытию турнира предшествует целый вернисаж граций – показательные выступления лучших гимнасток команды. 8. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Курить фимиам, сражаться с ветряными мельницами, разводить турусы на колесах,

Задание 13.Перечислите функциональные стили литературного языка. Какие признаки лежат в основе этой классификации?

Задание 14.Назовите основные языковые особенности научного стиля.

Задание 15. Отредактируйте текст приказа.

Вариант 3

Задание 1. Назовите 4 вида речевой деятельности, коротко охарактеризуйте два из них.

Задание 2. Назовите уровни языка и типы языковых норм.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, где необходимо.

Читая жизне (описания) античных мудрец…в (не) перестаёш… удивлят...ся (не) уживчивости этих людей. Казалось (бы) постигая умом тайны мироздания предназначения человека они могли (бы) находить и более рац…ональные пути общения с окружающими. Нет едва ли (не) каждый из них постоян…о дем…нстрировал готовность оск...рбить и обид...ть даже тех кто относился к ним явно доброжелательно. Вот и Платон быть может самый мудрый из эл...инских философов сумел так нагрубить кому ( то) из власть имущих что был продан в рабство.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агрономия, верба, гусеница, договор, еретик, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, гербовый, знамение, издавна, индустрия, искра, исчерпать, коклюш, корысть, металлургия, намерение, некролог, нормирование, обеспечение, осведомить, оптовый, партер, подростковый, позвонишь, похоронам, премировать, принудить, средства, уведомить, цемент, экспертный, энергообеспечение.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Сочи, Борнео, брокколи, хинди, жюри, МГТУ, виски, тюль.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, директор, якорь, хутор, инженер, ректор.

Задание 7. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

1. Десятки тонн болгарских (помидоры), украинских (яблоки), крымских (мандарины), вьетнамских (бананы), африканских (апельсины) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 2. На фестивале молодежи у студентов можно было видеть национальные наряды (узбеки, якуты, осетины, башкиры буряты, туркмены). 3. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. Во время полета была выполнена обширная программа медико-биологических исследований, включавшая около 50 экспериментов. 2. Отделочные работы в малом флигеле дворца будут закончены к 2007 году. 3. С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более 860 снарядов. 4. Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий – 4340 километров.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 6. Сочи расположены в живописном месте на побережье Черного моря. 7. За несвоевременное устранение последствий аварии в подвалах жилых домов была оштрафована заместитель начальника ЦАГИ Ольга Бессонова. 8. Победители конкурса будут удостоены званием лауреатов и дипломантов. 9. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить программой и тщательно разработанной инструкцией. 10. Нет сомнений о том, что проводимая отделом работа заслуживает более высокой оценки.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Импресарио, истеблишмент, кворум, конформизм, форс-мажор, харизма, холдинг, эксклюзивный.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Храм – это наше духовное наследство. 2. Грянули «Амурские волны», и пароход, неуклюже вальсируя, отчалил от берега. 3. В конце года кафедры института объявили конкурс на замещение свободных вакансий. 4. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 5. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. 6. Необходимо выяснить, кто будет оплачивать убытки в случае возникновения пожара в незастрахованном помещении. 7. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 8. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Отойти (кануть) в Лету, рассыпаться бисером, дразнить гусей.

Задание 13.Перечислите разновидности (подстили) языка науки, жанры научных произведений.

Задание 14. Назовите общие языковые особенности, характерные для научной и письменной деловой речи.

Задание 15.Какие признаки лежат в основе классификации деловых писем? Какие особенности композиции свойственны этому виду документов?

Задание 16. Напишите автобиографию.

Задание 17.Каким образом в процессе подготовки публичного выступления следует учитывать особенности конкретной аудитории?

Задание 18. С кем из двух величайших ораторов древности – Демосфеном или Цицероном – вы согласны в определении требований к личности оратора? Ответ аргументируйте.

… Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество (Демосфен, речь «О венце»);

… Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев (Антоний в трактате Цицерона «Об ораторском искусстве»).

Вариант 4

Задание 1.Назовите и охарактеризуйте три важнейших аспекта культуры речи как научной дисциплины.

Задание 2.Назовите известные вам типы лингвистических словарей, коротко охарактеризуйте два известных вам словаря русского языка.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Одно из важнейших направлений в деятельности М.В. Ломоносова было связа…о с горным делом в России. Сразу (же) по возвращении… (из) за гранц… он занимался составлением мин…ралогических кол…екций имевшихся в Академии наук. Вскоре он начал работу над свои главным трудом в области горного дела «Первые основания горной науки». Первое издание вышло в 1763 году тираж…м 1225 экземпляров и тут (же) пр…влекло к себе вн…мание спец…алистов. (Не) случайно 100 книг сразу после по…вления в свет были посла…ы на Колывановские заводы Алтая.

С целью дальнейшего развития горной науки Ломоносов намеревался написать фундаментальный труд «Российская мин…ралогия». Для ее подготовки в 1761 году он обратился с предл…жением в Сенат организовать сбор мин…ралов по всей тер…тории России. Смысл задума…ого Ломоносовым состоял в том чтобы об…зать старост пр…ссылать в (не) большом кол…ичестве находящиеся в их районе пески и камни.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Аристократия, асимметрия, баловать, блокировать, догмат, договоры, завидно, задолго, закупорить, каталог, кухонный, маркетинг, мизерный, позвонит, принудить, рассредоточение, свекла, симметрия, средства, статут, столяр, рудник, трубопровод, уведомить, украинец, умерший, упрочение, фарфор, феномен, ходатайствовать, христианин, цемент, шасси, языковая (система), языковая (колбаса).

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Шампунь, гризли, ноу-хау, манго, цеце, кольраби, рантье, СНГ.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Кондуктор, рапорт, инженер, ордер, прожектор, шофер, трактор.

Задание 7. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Баржи, чулки, носки, помидоры, апельсины, центнеры, мегагерцы, свечи, хорваты, вИски.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. Наша турбаза находилась в 840 километрах от города. 2. Из 943 выпускников нашего курса на встречу приехали только около 750. 3. Царь Леонид с 300 спартанцами в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск. 4. Строительство нового спортивного центра обещают закончить к 2007 году.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 2. Картины художников-импрессионистов, которые были выставлены в Эрмитаже в феврале, вы теперь можете увидеть на слайдах или открытках. 3. Победители конкурса будут удостоены званием лауреатов и дипломантов. 4. Я хочу подробнее остановиться о положении в Югославии. 5. Горная промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 6. Письмо открытка была доставлена по адресу, однако жилец выбыл с указанного места жительства. 7. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 8. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. 9. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность. 10. Врачи понимали, что болезнь настолько опасно, что им действительно придется бороться за жизнь пациента.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Афера, дефолт, дилемма, канон, ксенофобия, менеджмент, одиозный, популизм.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Книга этого писателя пользуется огромным интересом у читателей. 2. Рабочий был уволен за прогулы без уважительной причины. 3. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 4. Целая плеяда легковых машин новых марок будет выпущена заводом в ближайшие несколько лет. 5. Два промышленных предприятия разработали план совместного сотрудничества в области производства промышленных роботов. 6. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою работу. 7. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых кварталов. 8. Экологическая ситуация осложняется антропогенной деятельностью человека.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Последний из могикан, ломать комедию, петь аллилуйю.

Задание 13. За счет каких средств достигается связность научного текста?

Задание 14. Докажите что данный текст принадлежит к научному стилю.

Культура речи – уровень речевого развития, степень владения нормами языка вместе с умением «обоснованно отступать» (Л.В. Щерба) от этих норм. Наука о культуре речи опирается на учение о нормах современного литературного языка. Эти нормы кодифицированы в грамматиках, толковых и иных словарях и пособиях с учётом стилистической дифференциации норм в зависимости от различных целей и содержания речи – книжной или разговорной. Культура речи как правильность речи и умение выбирать из уже имеющихся в языке синонимических средств выражения тесно связана с понятием культуры языка, т.к. предполагает наличие в самой языковой системе ряда вариантов и соответственно оценку нормой каждого из них. Нормы литературного языка как образцовой разновидности национального языка, обслуживающей основные сферы деятельности общества, с одной стороны, неизбежно характеризует некоторая жестокость, направленная против антинормализаторской стихии, с другой – нормам литературного языка непременно должны быть присущи вариантность и известная гибкость, иначе восторжествовал бы чрезмерный нормативизм, или пуризм.

Задание 15.Что такое речевой этикет и как он проявляется в деловой переписке?

Задание 16. Напишите автобиографию.

Задание 17.Назовите и охарактеризуйте этапы античного риторического канона.

Задание 18. Сформулируйте ваше представление об идеальном современном ораторе.

Вариант 5

Задание 1.Назовите разновидности общенародного языка и коротко охарактеризуйте их.

Задание 2.Что такое языковые нормы? Почему надо знать языковые нормы и придерживаться их?

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Бес…рочный, б…л…етень, (в) виду от…езда, (в) следствии… оп…здания. (в) течении… года, (до) св…дания. из…скать возможность, кол…егия, нал…гать огр…ничения, подлин…ик документа, пред…явить док…зательства, рас…читывать на помощ…, принять в рас…чет, юрис…консульт, эмис…ия, (энерго) обеспечение, (в) связи с изменениями в расписании, письмо (до) востребования.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агрономия, бензопровод, взяла, генезис, давнишний, диспансер, добыча, дозвонится (он), завидно, задолго, закупорить, избаловать, индустрия, исповедание, каталог, каучук, квартал, кичиться. костюмированный, медикаменты, мизерный, названый (брат), некролог, нефтепровод, обеспечение, облегчить, отчасти, пиццерия, приняла, принять, средства, феерия, фетиш, хозяева, христианин.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Шимпанзе, атташе, салями, цунами, бренди, визави, киви (фрукт), ВГИК.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Ответьте на вопросы.

1. От кого подано заявление? ( Юрий Живаго, Булат Окуджава, Игорь Овчаренко, Константин Рерих, Наталья Жук, Юрий Соломка).

2. Кому адресовано заявление? ( Наталья Седых, Мария Мицкевич, Адам Мицкевич, Светлана Карась, Юрий Карась).

Задание 7. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Грузины, гектары, оладьи, полотенца, ясли, туфли, простыни, осетины, партизаны, кадеты.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. Небольшой старинный город с 4600 жителями всегда привлекал туристов. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 7 сантиметрам. 4. Более 900 человек уехали из нашего города за последние 5 лет.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Он оплатил за ужин и поднялся в свой номер. 2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстраций последние события. 3. В разделе критики и библиографии толстых журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 4. Пусть ученые и политологи ломают голову над составом правительства в гордом одиночестве. 5. Здесь, на пересечении Ленинградского шоссе с Московской кольцевой автодорогой, постоянное столпотворение из машин. 6. На прошлой неделе ООН выступил с новыми предложениями по урегулированию ближневосточного кризиса. 7. «Российская газета» сообщила о том, что согласно последнего указа президента создана комиссия по борьбе со сквернословием. 8. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 9. Президент обратился к гражданам государства с просьбой понять и смириться с трудностями переходного периода. 10. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Брифинг, бутик, имидж, инновация, инсинуация, мануальный, реноме, эмиссия,

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 2. Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем. 3. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодёжи. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 5. Кавалькада машин двигалась по направлению к центру города. 6. Автор заметки провел не один час на перекрытиях среди каменщиков, делая хронометраж времени. 7. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 8. Часто перед родителями стоит дилемма: какую книгу купить ребенку.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

После дождичка (дождика) в четверг, синяя птица, стреляный воробей.

Задание 13.Перечислите основные стилевые черты языка науки, коротко охарактеризуйте две из них (по выбору).

Задание 14.Охарактеризуйте аннотацию как один из научных жанров. Приведите пример удачной, с вашей точки зрения, аннотации какой-либо книги или статьи, укажите достоинства этой аннотации.

Задание 15.Докажите, что данный текст принадлежит к официально-деловому стилю.

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане) желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемые на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей.

2. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органами опеки и попечительства приемными родителями согласно приложению № 1.

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению № 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Задание 16.Прочитайте заключительный отрывок из отчета студента о прохождении практики, оцените его с точки зрения логики изложения, соответствия официально-деловому стилю и язык

Наши рекомендации