Раздел 3. Стилистика. Культура речи.

1. Активные процессы в современном русском языке в области произношения, ударения, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса.

2. Речь как речевая деятельность. Речь как текст, продукт речевой деятельности.

3. Речь как текст, продукт речевой деятельности. Требования к тексту. Типы речи.

4. Система функциональных стилей русского языка. Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка.

5. Система функциональных стилей русского языка. Научный стиль.

6. Система функциональных стилей русского языка. Особенности, сфера применения, черты, функции, основные признаки научногостиля.

7. Система функциональных стилей русского языка. Лексическо-грамматические особенности научного стиля.

8. Научный стиль. Термины и терминосистемы. Интернациональный характер научной терминологии.

9. Система функциональных стилей русского языка. Жанры научного стиля: аннотация, отзыв, реферат, тезисы, конспект, курсовая работа. Цитирование. Оформление библиографического списка.

10. Система функциональных стилей русского языка. Официально-деловой стиль.

11. Официально-деловой стиль: черты, сфера применения, языковые особенности. Подстили официально-делового стиля.

12. Система функциональных стилей русского языка. Жанры официально-делового стиля.

13. Официально-деловой стиль. Оформление заявления, объяснительной записки, доверенности, расписки, резюме, автобиографии, характеристики.

14. Система функциональных стилей русского языка. Публицистический стиль.

15. Публицистический стиль: сфера функционирования, языковые особенности. Средства эмоциональной выразительности.

16. Система функциональных стилей русского языка. Жанры публицистики. Реклама. Язык рекламы.

17.Ораторская речь. Модель ораторской речи.

18.Основные характеристики ораторской речи. Основные навыки и умения оратора.

19.5. Основные особенности структуры и поведения аудитории. Предварительная информация о слушателях. Виды внимания аудитории.

20.Основные жанры (роды и виды) ораторского искусства. Этапы работы оратора над публичным выступлением.

21.8. Определение темы и уточнения названия выступления. Определение цели и основной мысли выступления.

22.Основные группы источников при подготовке речи. Этапы работы оратора с литературой.

23.13. Композиция речи. План как отражение логической структуры речи.

24.16. Приемы стимулирования внимания и интереса слушателей.

25.17. Вступление в качестве основной композиции логическая часть речи.

26.18. Методы изложения материала. Правила и типичные ошибки по отношению к тезису., аргументам, демонстрации.

27.Особенности использования цифрового материала в публичном выступлении.Общие принципы применения аудиовизуальных средств во время публичного выступления.

28.31. Типы речей и способы их произнесения.

29.34. Средства изобразительности и выразительности. Средства экспрессивной стилистики в ораторской речи.

30.Манера выступления оратора. Расположение оратора в аудитории и движение по ней.

31.Позы и жесты оратора. Громкость, темп и интонация как характеристики публичной речи.

32.Вопрос как средство получения сведений. Типы вопросов.

33.Публичный спор как метод выяснения истины. Виды спора.

34.Публичный спор как метод выяснения истины. Общие требования к спору.

35.Публичный спор как метод выяснения истины. Дискуссия, полемика, диспут как разновидности споры.

36.Значение речевого этикета во время публичного выступления.

37.Деловой этикет и деловая этика. Элементы делового этикета. Этикетная формула и принципы ее использования.

38.Этика устного делового общения с иностранцами.

39.Система функциональных стилей русского языка. Разговорная речь. Условия функционирования, основные особенности.

40.Система функциональных стилей русского языка. Разговорная речь. Спонтанность и неподготовленность. Непосредственное участие говорящих. Неофициальность отношений.

41.Система функциональных стилей русского языка. Разговорная речь. Закон языковой экономии. Специфика использования языковых средств. Основные жанры.

42.Речевой этикет как совокупность речевых формул, обслуживающих общение. Правила поведения в типичных речевых ситуациях.

43.Речевой этикет. Система обращений в современном русском языке. Формулы извинения. Ситуация отказа.

44.Речевой этикет. Этикетные требования к невербальным средствам общения.

45.Телефонный разговор. Правила ведения телефонного разговора.

Примеры практических заданий к экзамену

Задание 1. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.

1. Вы хотите досрочно сдать сессию. 2. Вы опоздали на экзамен. 3. Вы получили магнитофон в клубе для проведения вечера. 4. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной. 5. Вам нужно перенести дату экзамена. 6. Вы не успели подготовить в срок необходимую документацию. 7. Вам необходимо, чтобы заработанную плату получил за вас ваш коллега. 8. Вы хотите устроиться на работу. 9. Вы не можете получить премию, так как уезжаете в командировку. 10. Вы получили во временное пользование дорогостоящее оборудование.

Задание 2. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие науч-ному стилю.

Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изме-няется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчи-тать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним.

Задание 3. Ознакомьтесь с приведенным ниже списком литературы. Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно.

1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, ритори-ка. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

2. Коробушкин И.В. и Коробушкина Н.Н. Грамматическиеособенности языка газеты. — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык нефилологам. Теория и практика». — 2000. — № 3. — С. 5−9.

3. Скляревская Г.Н., Ваулина А.В. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справоч-ник. — Филологический факультет СПбГУ, 2004.

Б) Критерии оценивания компетенций (результатов) по уровням освоения учебного материала:

1 – репродуктивный (освоение знаний, выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

2 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач; применение умений в новых условиях);

3 – творческий (самостоятельное проектирование экспериментальной деятельности; оценка и самооценка инновационной деятельности);

В) Критерии оценивания результатов

В ответах оценивается:

- соответствие ответа поставленному вопросу;

- полнота ответа;

- использование в ответе профессиональных понятий и терминов;

- наличие примеров;

- правильность выполнения практической части.

Г) Описание шкалы оценивания

Наши рекомендации