Отчет о педагогической практике
студента 2 года обучения
Ивановой Татьяны
Институт / факультет ….. группа…..
Место прохождения практики___________________________________________
Сроки прохождения практики c «__»________20___ г. по « __»________20___ г.
Методист: Н.А. Бирюкова, к.п.н., доцент кафедры педагогики начального
и общего образования МарГУ
Йошкар-Ола
2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отчет по педагогической практике
I. Текстовый отчет
1. Даты и место прохождения практики, класс(ы), ФИО учителя-предметника.
2. Краткая характеристика школы (кол-во учащихся, материально-техническая база, наличие и оснащенность кабинетов по предмету; впечатление о работе учителей-предметников)
3. Характеристика учебно-познавательной деятельности школьников _______ класса (успеваемость; общая оценка уровня подготовленности учащихся по предмету; познавательная мотивация, интересы и т.д.)
4. Изучение опыта работы учителей-предметников (количество посещенных уроков; их анализ; организация внеклассной работы по предмету и т.д.)
5. Перечислите все виды деятельности, которые вы провели во время практики.
6. Общее впечатление от практики:
- Удовлетворен ли вы результатом практики?
- Достигнуты ли все цели и задачи?
- Что конкретно получилось хорошо, а что не удалось реализовать?
- Какие встретились трудности?
- Как вы оцениваете свою подготовку к практической деятельности в школе?
- Узнали ли вы что-то новое о педагогической деятельности?
II. Отчет о видах деятельности студента-практиканта
Виды деятельности студента-практиканта представляются в виде таблицы:
№ п/п | Дата | Мероприятие / Вид деятельности(посещение, анкетирование, анализ, проведение игры т.п.) | Название / тема | Результат (анализ урока, видео, фото, отзывы, |
04.02.2015 | Посещение урока учителя-предметника Ивановой Н.А в 5-а кл. | Тема урока: «……» | Наблюдение, определение технологий обучения | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы (конспекты) уроков. Ниже даны рекомендации по составлению таких конспектов.
План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:
ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
УРОК № «…..»: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок и др.
ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.
ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока (см. рабочую учебную программу)
ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко изложите содержание поставленных перед собой задач.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
ХОД УРОКА - основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы:
№ этапа | Работа учителя, ссылки | Работа ученика, ссылки |
В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят
следующие:
- организационный этап,
- этап проверки домашнего задания,
- этап контроля и всесторонней проверки знаний,
- этап подготовки к усвоению нового материала,
- этап усвоения новых знаний,
- этап закрепления новых знаний,
- этап первичной проверки понимания нового материала,
- этап повторения пройденного материала,
- этап обобщения и систематизации новых знаний,
- этап информации о домашнем задании.
В каждом этапе могут быть выделены отдельные учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
Слово «ссылки» в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и других литературных источников. Эти номера Вы проставляете во второй и третьей колонках таблицы после текста в полном соответствии с теми номерами, которые Вы присвоили своим чертежам и литературе в двух последующих разделах конспекта: РИСУНКИ... и ЛИТЕРАТУРА.
РИСУНКИ И СХЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИЙ: в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикумов, принципиальные схемы электрических цепей, чертежи к рассматриваемым задачам - все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти экспериментальную часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2,...).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту плана-конспекта там, где это необходимо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПЛАН анализа урока
1. Тема, цель, тип и структура урока.
2. Организация урока. Своевременность начала и конца урока. Содержание и длительность организационного периода, согласованность и взаимосвязанность отдельных звеньев урока, рациональность распределения времени по основным этапам урока.
3. Содержание урока. Соответствие его материала требованиям программы. Воспитывающий характер, научность, последовательность и доступность изложения материала. Связь материала с жизнью, использование межпредметных связей на данном уроке.
4. Вопросы методики обучения. Объем учебного материала, отобранного для урока, его соответствие познавательным возможностям учащихся. Методика доведения до учащихся цели и задач урока. Методы обучения, применяемые на нем, их целесообразность.
Работа над научными понятиями. Уровень активности учащихся и сознательность усвоения ими учебного материала. Соотношение самостоятельной работы учащихся и работы под руководством учителя.
Виды самостоятельной работы, применяемой на уроке.
Умения учителя в постановке опытов, демонстрации наглядных пособий. Качество наглядных пособий, их влияние на повышение уровня познавательной активности учащихся.
Рациональность использования классной доски, качество записей и зарисовок. Руководство учителем записям и зарисовками учащихся в тетради.
Методика решения задач и выполнения упражнений. Четкость выводов и обобщений на отдельных этапах урока, степень участия учащихся в обобщениях. Какподводятся итоги урока?
Эмоциональная атмосфера в классе. Развивающие возможности данного урока.
Объем домашнего задания, характер, степень трудности, инструктаж по выполнению заданий.
5. Методика контроля знаний, умений и навыков. Приемы контроля (устный опрос, краткие письменные работы, выполнение индивидуальных заданий, беглый порос, уплотненный опрос), целесообразность их применения. Соблюдение критериев оценки, ее объективность. Насколько систематически осуществляется контроль за работой различных групп учащихся (сильных, слабых, средних). Фактическое состояние знаний, умений, навыков учащихся (уровень знаний и понимание учебного материала, убежденность и доказательность суждений, культура и грамотность речи, умение применять знание на практике).
6. Поведение учителя. Умение учителем владеть классом, организовывать его для работы, умение распределять внимание. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учеников. Педагогический такт. Внешний вид учителя, поза, мимика, жесты. Культура речи учителя (эмоциональность, выразительность, точность формулировок, вопросов, постановка голоса).
7. Заключение (результаты урока). Место данного урока в системе уроков по теме. Выполнение намеченного плана. Образовательный и воспитательный эффект урока, отношение учащихся к содержанию и методике проведения урока (их интерес, активность и эмоциональный настрой, инициатива).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
План самоанализа внеклассного мероприятия по предмету
Класс ________________ Предмет _________________ Дата ________________
Тема__________________________________________________
1. Кто участвовал в мероприятии?
2. Каковы были цели и задачи, форма мероприятия? Как они связаны с программным материалом по предмету?
3. На формирование каких знаний и умений направлено мероприятие?
4. Раскройте содержание и методику проведения внеклассного мероприятия
(что и как?).
5. Четкость организации мероприятия, соблюдение его этапов.
6. Участие учащихся в подготовке мероприятия, их активность в ходе его проведения.
7. Оцените уровень эмоциональной насыщенности проведенного вами мероприятия, уровень интереса учащихся, их активность и вовлеченность в его ход.
8. Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся в ходе подготовки и проведения мероприятия?
9. Какова педагогическая ценность данного мероприятия?
10. Оцените степень своей готовности, свою культуру общения (уровень владения учебным материалом, внешний вид, культура речи, педагогический такт).
11. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6-1