Классификация детских общественных объединений

Вопрос классификации является самым трудным из теоретических вопросов, касающихся социальных процессов. Предлагаем несколько вариантов и подходов исследователей к рассмотрению классификации детских общественных объединений.

По мнению группы ученых на сегодняшний момент можно выделить следующие объединения:

▪ Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворе­ние интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в социальную практику. Эти объединения находятся на грани между обычны­ми кружками и клубами внешкольных учреждений, школ и об­щественными объединениями детей.

▪ Общественные объединения, предлагающие подросткам раз­личные виды деятельности и через нее и с ее помощью включе­ние ребенка в социальную практику, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, милосерднеческие, экономические, миротворческие. Большая часть этих объединений функционирует на базе каких-либо взрос­лых объединений или находится в тесной связи с ними.

▪ Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, религиозные, наци­ональные детские организации, скаутские организации и объе­динения, коммунарские группы, пионерские организации и объе­динения.

Другая группа ученых рассматривает классификацию детских общественных объединений как процесс выявления и группирования детских объединений по определенным признакам:

▪ по территориальному (первичные, районные, окружные, городские, краевые, региональные, межрегиональные, Федеральные, международные и т.д.);

▪ по численности;

▪ по целевым ориентирам (позитивно ориентированные, негативно ориентированные);

▪ по направлению деятельности (экологические, патриотические, скаутские, лидерские и т.д.);

▪ по продолжительности деятельности (до 1 года, от года до 3-х лет, от 3-х до 5-ти и т.д.);

▪ по основному месту базирования (место жительства, школа, клуб, учреждение или центр культуры и т.д.);

▪ по гендерному признаку (объединение только для мальчиков, или только для девочек);

▪ по виду объединения (организация, объединение, союз, ассоциация, клуб и т.д.).

На сегодняшний момент разработаны классификационные параметры детского общественного объединения – определенным образом избранные и обоснованные признаки, выступающие основой для характеристики объединения с точки зрения его статуса в обще­стве и государстве, роли и места среди других общественных формирований, популярности среди детей. Использование классификационных параметров поможет исследователю или практику установить тип общности (детское объе­динение, детское общественное объединение, детская организа­ция), описать модель конкретного детского сообщества, определить «болевые» точки и перспективы возможного развития детского фор­мирования.

К классификационным параметрам следует отнести:

- название объединения;

- место базирования (школа, учрежде­ние дополнительного образования, иное);

- масштаб деятельности (школьный, местный – деревня, поселок, район, город, областной, региональный, российский, международный);

- участники-члены объединения (дети, дети и взрослые);

- руководитель объединения (педагог, не педагог, нет взрослого руководителя);

- членство (фик­сированное, нефиксированное); коллективное членство внутреннее (включает детские объединения на правах коллективных членов, не включает детские объединения на правах коллективных членов); внешнее (входит в объединение – федерацию, союз, движение на правах коллективного члена);

- срок пребывания в объединении (ограничен по возрасту, не ограничен по возрасту);

- характер рекрутирования новых членов (обязательный, сочетающий элементы принудительности – добровольности, добровольный);

- структура (аморфно-диффузная, четкая);

- высший орган управления (общее собрание, представительный орган, управление руководителя);

- права и обязанности членов объединения (четко определены, четко не определены);

- документы объединения – учредительные документы для «внешнего» пользования (есть, нет); документы объединения для «внутреннего» пользования – для детей (есть, нет);

- цели деятельности (приоритетно эгоцентрические, приоритетно корпоративные, приоритетно общественно значимые);

- позиция большинства детей в объединении (исполнители, исполнители и организаторы – коллективная организаторская деятельность);

- участие детей в жизнедеятельности объединения (участвуют в выработке стратегии и тактики жизни общества – целеполагании, планировании, осуществлении, анализе деятельности, частично участвуют в выработке стратегии и тактики жизни общности, не участвуют в стратегии и тактики жизни общества – в целеполагании, решении, анализе деятельности);

- ответственность детей за принимаемые решения (минимальная, средняя – совместно со взрослыми, максимальная – полная);

- отношение к религии (светская направленность, религиозная направленность);

- отношение к политическим силам (взаимодействует с политическими агентами и институтами, не взаимодействует с политическими агентами и институтами);

- внешние отличия – атрибуты, символы, ритуала (есть, нет).

Наши рекомендации