Классификация детских общественных объединений
Вопрос классификации является самым трудным из теоретических вопросов, касающихся социальных процессов. Предлагаем несколько вариантов и подходов исследователей к рассмотрению классификации детских общественных объединений.
По мнению группы ученых на сегодняшний момент можно выделить следующие объединения:
▪ Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в социальную практику. Эти объединения находятся на грани между обычными кружками и клубами внешкольных учреждений, школ и общественными объединениями детей.
▪ Общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды деятельности и через нее и с ее помощью включение ребенка в социальную практику, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, милосерднеческие, экономические, миротворческие. Большая часть этих объединений функционирует на базе каких-либо взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.
▪ Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми, между детьми и взрослыми, религиозные, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы, пионерские организации и объединения.
Другая группа ученых рассматривает классификацию детских общественных объединений как процесс выявления и группирования детских объединений по определенным признакам:
▪ по территориальному (первичные, районные, окружные, городские, краевые, региональные, межрегиональные, Федеральные, международные и т.д.);
▪ по численности;
▪ по целевым ориентирам (позитивно ориентированные, негативно ориентированные);
▪ по направлению деятельности (экологические, патриотические, скаутские, лидерские и т.д.);
▪ по продолжительности деятельности (до 1 года, от года до 3-х лет, от 3-х до 5-ти и т.д.);
▪ по основному месту базирования (место жительства, школа, клуб, учреждение или центр культуры и т.д.);
▪ по гендерному признаку (объединение только для мальчиков, или только для девочек);
▪ по виду объединения (организация, объединение, союз, ассоциация, клуб и т.д.).
На сегодняшний момент разработаны классификационные параметры детского общественного объединения – определенным образом избранные и обоснованные признаки, выступающие основой для характеристики объединения с точки зрения его статуса в обществе и государстве, роли и места среди других общественных формирований, популярности среди детей. Использование классификационных параметров поможет исследователю или практику установить тип общности (детское объединение, детское общественное объединение, детская организация), описать модель конкретного детского сообщества, определить «болевые» точки и перспективы возможного развития детского формирования.
К классификационным параметрам следует отнести:
- название объединения;
- место базирования (школа, учреждение дополнительного образования, иное);
- масштаб деятельности (школьный, местный – деревня, поселок, район, город, областной, региональный, российский, международный);
- участники-члены объединения (дети, дети и взрослые);
- руководитель объединения (педагог, не педагог, нет взрослого руководителя);
- членство (фиксированное, нефиксированное); коллективное членство внутреннее (включает детские объединения на правах коллективных членов, не включает детские объединения на правах коллективных членов); внешнее (входит в объединение – федерацию, союз, движение на правах коллективного члена);
- срок пребывания в объединении (ограничен по возрасту, не ограничен по возрасту);
- характер рекрутирования новых членов (обязательный, сочетающий элементы принудительности – добровольности, добровольный);
- структура (аморфно-диффузная, четкая);
- высший орган управления (общее собрание, представительный орган, управление руководителя);
- права и обязанности членов объединения (четко определены, четко не определены);
- документы объединения – учредительные документы для «внешнего» пользования (есть, нет); документы объединения для «внутреннего» пользования – для детей (есть, нет);
- цели деятельности (приоритетно эгоцентрические, приоритетно корпоративные, приоритетно общественно значимые);
- позиция большинства детей в объединении (исполнители, исполнители и организаторы – коллективная организаторская деятельность);
- участие детей в жизнедеятельности объединения (участвуют в выработке стратегии и тактики жизни общества – целеполагании, планировании, осуществлении, анализе деятельности, частично участвуют в выработке стратегии и тактики жизни общности, не участвуют в стратегии и тактики жизни общества – в целеполагании, решении, анализе деятельности);
- ответственность детей за принимаемые решения (минимальная, средняя – совместно со взрослыми, максимальная – полная);
- отношение к религии (светская направленность, религиозная направленность);
- отношение к политическим силам (взаимодействует с политическими агентами и институтами, не взаимодействует с политическими агентами и институтами);
- внешние отличия – атрибуты, символы, ритуала (есть, нет).