Типология детских общественных объединений

Рассматривая широкий спектр детских общественных объединений, выделяют следующие их виды:

Типология детских общественных объединений - student2.ru Организация – объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности

ее членов, жесткую структуру, соотношение социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников. Могут быть международными, федеральными, региональными и т.д.

Союзы детских организаций – объединение коллективных участников, действующих на основании совместно разработанных принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза. Могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организаций – более двух.

Федерации детских объединений – объединения коллективных участников, действующих по «федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов, имеющие обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например, «Совет»). Структура деятельности – зонтичная. Статус – городской, районный, областной, региональный, международный.

Ассоциации детских объединений – объединения, близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующие совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения потребностей своих членов. Принцип формирования – представительства зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Ассоциации могут быть школьные, межшкольные, студенческие, всероссийские, международные (например, ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).

Лиги – широкомасштабные профильные сообщества, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности (например, «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига» и т.д.).

Коммуна – объединение, в котором организация деятельности и управления основывается на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны. Выборные или представительные органы практически отсутствуют, все решается всеми членами.

Дружина – структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган – пионерский, скаутский сбор. Существует специальная система поручений, специальностей, школ актива, проводимых вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

Отряд (экипаж, команда и т.д.) – объединение детей до 25 – 35 человек в соответствии с их интересами, потребностями. Могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими и т.д.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей. Существуют трудовые объединения, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например, их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

Подробно рассматривая содержание деятельности детских общественных объединений, М.В. Богуславский, А.В. Морозов, Г.Б. Корнетовпредлагают нам их классификацию по нескольким основаниям:

1) по направленности на результат, целям детских объединений;

2) по взаимоотношениям субъектов, организации воспитательного процесса;

3) по принципам отбора содержания деятельности;

4) по используемому педагогическому инструментарию;

5) по характеру отношений детских организаций с государством и обществом (как внешними системами).

Рассмотрим основные потенциальные типы ДОО:

1. По отношению к целям в истории детского движения выделяются два основных полюса. В первом главное – это подготовка в организации идеального гражданина данного общества (пионеры); во втором четко выражена ориентация, прежде всего, на интересы своих членов, стремление удовлетворять их потребности, разрешать их проблемы (объединения детей-инвалидов).

2. В детском движении авторитаризм проявляется не столько в жесткой линии взрослых членов объединений или актива, сколько в том, что при вступлении в организацию ребенку предъявляется ее образ как эталон (скауты). Это также все закрытые типы детских объединений, для создания которых нужно иметь определенный сертификат, по которому определяется, соответствует или нет данное объединение эталону.

Как оппозиция данному подходу – педоцентристские детские и юношеские организации, строящиеся по «принципу сталагмита» (т.е. растущие снизу), опирающиеся на положения: организация деятельности в соответствии с конкретными мотивами и интересами членов; коллективное осмысление этой деятельности; коллективное целеполагание (коммунарские союзы). Это организации открытого типа.

3. Во всякой детской и юношеской организации их члены овладевают определенной суммой знаний, умений, навыков. Происходит в более явной («Пионерские ступени») или завуалированной форме – «преподавание» определенных видов деятельности.

Однако по отношению к этой деятельности члены организации приобретают знания или а) как объекты в виде стереотипов, или же б) в субъектно-творческой форме.

В первом случае организация не ставит своей задачей обучение ребенка целеполаганию. Цели деятельности (особенно средние и дальние) предъявляются в готовом виде. Члены организации так и не овладевают способами отбора видов и форм деятельности. Поле выбора довольно ограничено. В результате этого дети осваивают умение подобрать более или менее адекватные приемы работы из того набора, который им предлагают.

В организациях второго типа их члены должны включаться в реальную жизнь (например, экологические акции) или же в имитационно-игровую деятельность с целью приобретения в ней определенной индивидуальной позиции. Для этого необходимо овладение умениями целеполагания своих действий в рамках более широкой деятельности, а также организации в ней своих и чужих видов работ. Важный результат такой направленности – способность ее членов генерировать новые типы деятельности.

4. Наиболее важным вопросом в типологии детских общественных организаций является проблема педагогического (воспитательного) инструментария (индивидуальность или коллективизм). Каждая организация, из каких целей она бы ни исходила, не может не учитывать интересы и возможности своих членов.

В русле культурогенетического (коллективистского) подхода детские союзы могут игнорировать природу ребенка в следующих основных вариантах:

̶ организация задает своим членам образ идеального взрослого, к которому должны стремиться дети;

̶ поскольку организация детская, то одновременно предъявляется и эталон ребенка – члена организации.

В обоих случаях налицо игнорирование природы ребенка в интересах взрослых. Максимум, что могут позволить себе «старшие друзья» - это использование индивидуальных особенностей детей для достижения поставленных целей (пионерская организация).

Детские организации, ориентирующиеся на биогенетический подход, не задают заранее эталон, а как бы спрашивают у подростков: «Каким ты хочешь вырасти, попробуй – мы тебе поможем». Опираясь на потребности и возможности детей, организация формирует свой образ жизни (Я. Корчак). Механизмом осуществления деятельности таких организаций выступают два психологических фактора: на каждом данном периоде развития у ребенка особенно актуализируется, а затем утверждается как основной один из мотивов деятельности: самоутверждение, самореализация, самопознание, познавательный интерес в широком смысле и т.п.; дети по своей индивидуальности преимущественно ориентируются на один из видов деятельности (в плане самореализации): духовно-практическую, предметно-практическую и социально-организаторскую.

5. В отличие от подростковых организаций, ориентирующихся на государство – это, как правило, монопольные союзы в авторитарных и тоталитарных режимах, например, гитлерюгенд; детские объединения, действующие в демократических условиях, ориентируются на социум, т.е. на его конкретную региональную, национальную, религиозную, партийную, профессиональную или общественную часть.

Каждая из вышеназванных групп имеет свои особенности влияния на ребенка. Одни дают возможность развивать глубокие знания, способности и стремление ребят к самосовершенствованию в определенной области человеческой деятельности. Другие позволяют глубже постичь современные проблемы окружающей жизни и освоить способы выживания в ней. Третьи более всего способствуют развитию инициативы, самостоятельности, активности личности в практической деятельности.

Важно, чтобы руководителем детского общественного объединения был взрослый, способный, не подавляя творческих способностей личности, не унижая человеческого достоинства, помочь ребенку получить всестороннее развитие в разнообразных видах общественно полезной и досуговой деятельности.

Типология детских общественных объединений - student2.ru

Вопросы и задания:

1.В соответствии с предложенными классификациями дайте подробную характеристику Вашему детскому общественному объединению.

Наши рекомендации