Две составляющие критерий оценки сформированности УУД.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.
Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:
· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий.
Что входит в диагностику умений?
Для изучении сформированностипознавательных УУД диагностируются умения:
· определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;
· отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
· извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
· сравнивать и группировать факты и явления;
· определять причины явлений и событий;
· делать выводы на основе обобщения знаний;
· представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Для изучении сформированностирегулятивных УУД диагностируются умения:
· самостоятельно формулировать цель деятельности;
· составлять план действий;
· действовать по плану;
· сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
· проверять и оценивать результаты работы.
Для изучении сформированностикоммуникативных УУД диагностируются умения:
· вычитывать информацию, данную в явном виде;
· объяснять смысл слов и словосочетаний;
· вычитывать информацию, данную в неявном виде;
· понимать смысл текста в целом (главную мысль);
· истолковывать текст (через творческий пересказ).
Для изучении сформированностиличностных УУД диагностируются умения:
· оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
· объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
· определять важные для себя и окружающих правила поведения;
· выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
· отделять оценку поступка от оценки самого человека;
· определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).
Нужно помнить, что личностно-ориентированный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.
Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.
В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения . Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.
Заключение
В своем реферате я рассмотрела тему «УУД как объекты оценивания в условиях реализации ФГОС НОО». Ознакомление с данной темой очень важно для учителя, так как учитель, как никто другой работает с универсальными учебными действиями. И чтобы также продолжать работать в этой сфере, ему необходимо углублять и расширять свои знания.
Список использованной литературы
1. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011
2. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
3. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
5. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.