Субъективные критерии принятия решений в условиях неопределённости: критерий Ваальда, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица

Неопределённость – это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия.
Приведем несколько общих критериев рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.
Матрица, приведенная в таблице 1, содержит: Аj — альтернативы, т. е. варианты действий, один из которых необходимо выбрать; Si — возможные варианты состояний окружающей среды; aij — элемент матрицы, обозначающий значение стоимости капитала, принимаемое альтернативой j при coстоянии окружающей среды i.
Таблица . Матрица решений.
Альтернатива S (состояние среды)
А S1 S2 … Si … Sm
А1 a11 a12 … a1i … a1m
… … … … … …
Аj aj1 aj2 … aji … ajm
Аn an1 an2 … ajn … anm
Для выбора оптимальной стратегии в ситуации неопределённости используются различные правила и критерии.
Правило максимин (критерий Ваальда).
В соответствии с этим правилом из альтернатив aj выбирают ту, которая при самом неблагоприятном состоянии внешней среды, имеет наибольшее значение показателя. С этой целью в каждой строчке матрицы фиксируют альтернативы с минимальным значением показателя и из отмеченных минимальных выбирают максимальное. Альтернативе а* с максимальным значением из всех минимальных даётся приоритет.
Принимающий решение в этом случае минимально готов к риску, предполагая максимум негативного развития состояния внешней среды и учитывая наименее благоприятное развитие для каждой альтернативы.
По критерию Ваальда лица, принимающие решения, выбирают стратегию, гарантирующую максимальное значение наихудшего выигрыша (критерия максимина).
Правило максимакс
В соответствии с этим правилом выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риска от неблагоприятного изменения окружающей среды. Альтернатива находится по формуле:
а* = {аjmaxj maxi Пij }
Используя это правило, определяют максимальное значение для каждой строки и выбирают наибольшее из них.
Большой недостаток правил максимакса и максимина – использование только одного варианта развития ситуации для каждой альтернативы при принятии решения.
Правило минимакс (критерий Севиджа)
В отличие от максимина минимакс ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли. Правило допускает разумный риск ради получения дополнительной прибыли. Критерий Севиджа рассчитывается по формуле:
min max П = mini [ maxj (maxi Xij - Xij)]
где mini, maxj – поиск максимума перебором соответствующих столбцов и строк.
Расчёт минимакса состоит их четырёх этапов:
1. Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум Xij (реакции рынка).
2. Определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxi Xij – Xij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности реакции рынка.
3. Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.
4. Выбираем решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Правило Гурвица
В соответствии с этим правилом правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив. Это правило называют ещё правилом оптимизма – пессимизма. Оптимальную альтернативу можно рассчитать по формуле:
а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxj Пji]
где α- коэффициент оптимизма, α =1…0 при α =1 альтернатива выбирается по правилу максимакс, при α =0 – по правилу максимин. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α =0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.
Правило Гурвица применяют, учитывая более существенную информацию, чем при использовании правил максимин и максимакс.
Таким образом, при принятии управленческого решения в общем случае необходимо:
• спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;
• разработать список возможных альтернатив
• оценить окупаемость всех альтернатив;
• определить вероятность каждого условия;
• оценить альтернативы по выбранному критерию решения.

18). Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях риска.

Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория . Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления. Последствия риска определяется профессионализмом ЛПР и стечением обстоятельств, следовательно, необходимо управление рисками.
6 стратегий управления рисками:
1) уклонение от деятельности;
2) принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счёт собственных средств;
3) создание в качестве подразделений сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
4) распределение риска среди информационных участников бизнеса;
5) продажа и передача ответственности за риск другому лицу;
6) сокращение возможных отрицательных последствий с помощью предупредительных мер.
В каждой организации могут использоваться все 6 видов стратегий одновременно.
Виды рисков:
• организационные (выбор организационной структуры, по построению структуры, по распределению прав и обязанностей и ответственности среди персонала);
• экономические (выбор методик расчёта. Обоснование бизнес – плана и отчётности);
• технологические (связаны с выбором технологии управления);
• социальны (выбор методов воздействия на пресонал);
• правовые (связанные с выбором налоговых схем и форм контрактов).
В зависимости от того, какие факторы больше всего влияют на развитие ситуации выделяют 2 элемента риска – индивидуальный (авантюризм ЛПР, завышенная самооценка, поверхностность, неглубокие знания, беспечность), ситуационный (по независящим от ЛПР причинам).
Наиболее распространенные приёмы для снижения степени риска:
1) диверсификация;
2) получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
3) лимитирование за счёт установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;
4) самострахование за счёт создания натуральных и денежных резервных фондов;
5) страхование.
Методы принятия решений в условиях риска разрабатываются и обосновываются в рамках так называемой теории статистических решений. При этом в случае «доброкачественной», или стохастической, неопределённости, когда состояниям природы поставлены в соответствие вероятности, заданные экспертно либо вычисленные. Решение обычно принимается на основе критерия максимума ожидаемого среднего выигрыша или минимума ожидаемого среднего риска – матрицы выигрышей или рисков.
Построение матрицы выигрышей и матрицы рисков: если для некоторой игры с природой, задаваемой платёжной матрицей, стратегиям природы соответствует вероятность, то лучшей стратегией игрока будет та, которая обеспечивает ему максимальный средний выигрыш. Применительно к матрице рисков лучшей будет та стратегия, которая обеспечивает ему минимальный средний риск.

19). Информационное обеспечение процесса разработки решений.

В менеджменте под информацией понимаются сведения (знания, сообщения) об объекте управления, явлениях внешней среды, их параметрах, свойствах и состоянии на конкретный момент времени, содержащие элемент новизны для их получателя и используемые в процессе принятия решений.
Основные характеристики качественной информации: достоверность и точность; полнота и компетентность; своевременность и актуальность; ценность и полезность; правовая корректность; надежность; краткость и четкость; адресность.
Чтобы достичь требуемых характеристик необходимо:
- упорядочение системы делопроизводства по всем функциям управления в соответствии с современными моделями организации делопроизводства;
- повышение удельного веса аналитической и творческой работы в аппарате управления;
- совершенствование системы контроля за исполнением планово-управленческой документации;
- организация автоматизированных рабочих мест и повышение обеспеченности техническими средствами для решения трудоемких, расчетных и информационных работ.
Информация классифицируется по:
а) объекту изучения.
По показателям качества товара; по положению на рынке; по показателям его ресурсоемкости; по организационно-техническому уровню производства; по социальному развитию коллектива и т.п.;
б) принадлежности к подсистеме системы управления.
По управляющей информацией подсистеме; по функциональной и обеспечивающей подсистемам; информация о внешней среде подсистемы; по научному обоснованию системы и т.п.;
в) по отношению объекта управления к субъекту.
Информация между фирмой и внешней средой; между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали; между руководителями и исполнителями; неформальные коммуникации;
г) по форме передачи.
Вербальная; невербальная;
д) по способу передачи.
Спутниковая; телефонная; электронная; письменная и т.п.;
е) по изменчивости во времени.
Условно постоянные; условно переменные;
ж) по назначению.
Экономическая; техническая; социальная; организационная;
з) по режиму передачи.
Информация, передаваемая в нерегламентируемые сроки; в принудительно определенные сроки; ежемесячная, квартальная, годовая и т.п.;
и) по стадии жизненного цикла объекта.
Информация о стадии маркетинга; НИОКР; организационно-техническая подготовка объекта; списание объекта;
к) по виду источника.
Исследовательская деятельность; информация, получаемая по каналу обратной связи; информация предвидения.
Информационное обеспечение – одна из важнейших, обеспечивающих процесс разработки УР, функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения. Информационное обеспечение направлено на изучение существа вопроса, по которому необходимо принять решение, возможностей и ограничений по принятию эффективных решений. Информационное обеспечение как процесс (в динамике) входит в понятие коммуникации. Коммуникация – обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия решений и доводит принятые решения до работников.
В процессе коммуникации выделяется четыре базовых элемента: отправитель (лицо, генерирующее идеи); сообщение; канал; получатель. Задача отправителя и получателя – составить сообщение и использовать канал для его передачи так, чтобы обе стороны приняли и разделили исходную идею.
Информационные процессы – процессы сбора, хранения, обработки, передачи данных с целью управления производственным процессом и соответствующими структурными подразделениями. Информационные процессы подразделяются на три группы:
- обеспечивающие выбор и формирование цели;
- предназначенные для разработки программ действия (для планирования);
- для регулирования (обеспечивающие нормальное протекание по плану).
Информационные процессы имеют определенное значение и лежат в системе информационного обеспечения (СИО).
СИО – система сбора, хранения, обработки, поиска, накопления и передачи данных, используемых в системе управления. Данные системы создаются на основе информационных моделей. Информационная модель – схема потоков информации, отображающая различные процедуры выполнения функций управления и показывающая по каждой задаче связь входных и выходных показателей и документов.
Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить эффективный обмен между органами управления.
Существует два подхода к разработке СИО:
1) функциональный подход.
Когда каждое подразделение самостоятельно организует все операции по сбору и обработке информации, базируясь на собственном документировании в каналах связи и архивах. Данный подход исходит из того, что процесс обработки и подготовки информации неотделим от процесса производства и управления. Такую СИО называют организационно-функциональной.
Недостатки организационно-функциональной СИО:
- значительное дублирование информации;
- недостаточная гибкость в условиях оперативности;
- высокая нагрузка на звенья управления канала связи;
- отсутствие горизонтальных связей между производителями и функциональными подразделениями;
2) системный подход.
Когда СИО проектируется не под каждое подразделение, а под комплекс функций управления, связанных между собой горизонтальными и вертикальными связями на основе единых данных. Этот подход возможен при обособлении процессов сбора, обработки и передачи информации от процессов производства и управления. Происходит централизация информации, обеспечивающая многократность ее использования.
Такая информационная система называется интеграционной. Интеграция включает в себя:
- банк данных, куда поступают запросы на первичные и выходные данные от различных подразделений;
- подсистему планирования, которая обеспечивает информацией для корректировки долгосрочных планов;
- содержит механизмы прогнозирования параметров структуры управления;
- подсистему слежения, которая обеспечивает достижение текущего соответствия между фактическим и планируемым состоянием объекта (движение материальных и трудовых ресурсов в процессе производственных операций).

20). Ограничения и критерии при принятии управленческих решений.

Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:
• ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов)
• кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт)
• финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам)
• ограничения научно – технического прогресса (потребность в ещё не разработанной технологии)
• рыночные ограничения (жёсткая конкуренция)
• правовые и морально – этические ограничения (законы и нравственно – этические нормы поведения)
• ограничения полномочий.
Как правило, для крупных организаций существует меньше ограничений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.
Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты. По которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, т.е должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими критериями при заключении договора с производственным предприятием могут быть:
• качество продукции
• оптовая цена
• сроки исполнения заказа
• имидж предприятия
• дополнительные услуги
Весьма важно также учитывать приоритет критерия, т.к. от этого также зависит выбор решения.

21) Экономико-математические методы и модели принятия решений: линейное математическое программирование, модель теории очередей, модель управления запасами, модель теории игр.
Линейное программирование является подходящим методом для моделирования распределения ресурсов, если цель и ограничения на ресурсы можно выразить количественно в форме линейных взаимосвязей между переменными. Этот метод включает в себя ряд шагов:1. нужно идентифицировать управляемые переменные и цель задачи. Затем с помощью этих переменных цель и ограничения на ресурсы описываются в форме линейных соотношений.
2. рассматриваются все допустимые сочетания переменных. Из них выбирается то, которое оптимизирует целевую функцию задачи. Если исследуемая задача содержит только две переменные, ее можно решить графически. Однако в случае исследования задачи со многими переменными необходимо прибегнуть к одному из алгебраических методов решения задач линейного программирования для использования которых существуют пакеты прикладных программ.
3. Когда оптимальное решение получено, производится его оценка. Она включает в себя анализ задачи на чувствительность.
Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям следует относить такие, например, факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т. п. Однако наиболее массовым случаем противодействия является конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех орг-ии, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов явл существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.
Так, принимая решение об изменении уровня цен на" свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Модели теории очередей, или оптимального обслуживания) используются для на-хождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны, относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и являются инструментом нахождения такого оптимального решения.
Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка- денежной наличности, для больницы -- лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надежность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.
Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности произв процессов.

22) Методы и процедуры экспертного оценивания. Метод ранжирования, нормирования, парных сравнений и их специфика.
Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Его особенность заключается в том, что он направлен на выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к каким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь не противоречит научно-образному способу её получения. Наоборот, цель опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования. Вышеуказанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования.
позволяет пополнить информацию, необходимую для подготовки и принятия таких решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы.
Метод ранжирования предназначен для решения многих практических задач, когда объекты не поддаются непосредственному измерению. Кроме того, отдельные объекты, характеризующиеся различной природой, оказываются несоизмеримыми, так как у них нет общей меры сравнения. Процедура ранжирования состоит в расположении объектов экспертом в наиболее рациональном порядке и присвоении им определенного ранга в виде числа натурального ряда. При этом ранг 1 получает наиболее предпочтительный объект, а ранг n наименее предпочтительный. В результате получается шкала порядка, в которой число рангов равно числу объектов.При наибольшем числе параметров (n < 10) процедура ранжирования не представляет какие-либо трудности. В случаях же, когда n > 10, применяются различные приемы облегчения этой процедуры. Чаще всего при экспертизе качества используется следующий прием.
Из перечня параметров, содержащихся в предложенной эксперту анкете, он выбирает один, который считает самым важным и присваивает ему ранг 1. Этот параметр затем вычеркивается из перечня. Аналогичным образом из оставшегося перечня эксперт опять выбирает параметр, который он считает самым важным, и присваивает ему ранг 2 и т.д.
После первоначального ранжирования производится операция преобразования рангов. Заключается она в том, что для всего упорядоченного ряда параметров числовая последовательность рангов заменяется обратной, т.е. минимальный ранг 1 получает наименее важный, находящийся в конце ряда параметр, следующий от конца ранг 2 и т.д., а наиболее важный параметр -- самый высокий ранг n. Необходимость в первоначальной ранжировке и последующем ее преобразовании объясняется тем обстоятельством, что эксперту психологически удобнее выбирать из перечня параметры, начиная именно с наиболее, а не с наименее важного.
Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как средние суммы мест объектов с одинаковыми рангами.
Метод парных сравненийМатричный метод. Этот метод основан на сравнении объектов экспертизы попарно для установления наиболее важного в каждой паре.
Каждый эксперт получает неполную матрицу, на осях абсцисс и ординат которой расположены сравниваемые В каждой клетке матрицы эксперта просят поставить номер того из двух сравнительных параметров, который, с точки зрения эксперта, является большим (лучшим, наиболее важным).
Заполненную экспертами матрицу обрабатывает технический работник. Он подсчитывает и заносит в крайний столбец матрицы величину - частоту превосходства параметра.Затем для каждого iго параметра определяется величина, т.е. суммарная для j эксперта частота превосходства i параметра над всеми остальными

23). Специфика процедур оценки альтернатив
ЛПР при принятии УР руководствуются целями, которые они стремятся достигнуть. Каждой цели должен соответствовать критерий, с помощью которого может быть оценена степень достижения цели. Свойства критериев оценки альтернатив:
• Полнота – критерии, входящие в набор, должны обеспечивать адекватную оценку объекта экспертизы либо оценку степени достижения цели, стоящей перед ЛПР, если набор критериев предназначен для этого.
• Действенность – критерии должны быть однозначно понимаемы как экспертами, так и лицом, принимающим решение и способствовать выработке и принятию эффективных решений.
• Разложимость – эксперту либо ЛПР удобно работать с небольшим числом критериев, если их слишком много – то целесообразно их разбить.
• Неизбыточность
• Минимальная размерность – целесообразно включать лишь те критерии, без которых оценка невозможна.
Многочисленные методы принятия решений при многих критериях различаются способом перехода к единой оценки полезности альтернатив. Можно выделить ряд групп таких методов:
• Прямые методы (полезность альтернативы от её оценок по многим критериям задаётся без всяких теоретических оснований, а параметры этой зависимости либо также задаются, либо «напрямую» оцениваются)
• Методы компенсации
• Методы порогов несравнимости (полное доминирование одной альтернативы от другой)
• Аксиоматические методы (противоположные прямым)
• Человеко – машинные методы
Экспертное оценивание:
Метод экспертной оценки основывается на построении высококвалифицированным специалистом рациональной процедуры интуитивно – логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Ключевой момент применения методов экспертной оценки – формирование оценочной системы. Оценочная система включает:
• Перечень критериев, характеризующих объект принятия УР
• Оценку сравнительной важности критериев
• Шкалу для оценки проектов по критериям
• Формирование принципов выбора

Метод количественной оценки
Используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объектов. Включает:
• Метод средней точки
• Метод Черчмена – Акофа
• Метод лотерей
Метод качественной оценки:
• Метод экспертной классификации – используется когда необходимо определить принадлежность оцениваемых вариантов решений к установленным и принятым к использованию классам, категориям, уровням, сортам и т.д.
• Метод парных сравнений – эксперту последовательно предлагаются пары вариантов, из которых он должен указать более предпочтительный.
• Ранжирование вариантов решений – эксперту предъявляются отобранные для сравнительной оценки варианты, но желательно не более 20 – 30 для их упорядочения по предпочтительности. Если вариантов больше, то целесообразно использование соответствующих модификаций метода ранжирования.
• Метод векторов предпочтений – эксперту предъявляется весь набор оцениваемых вариантов решений и предлагается для каждого варианта указать, сколько, по его мнению, других вариантов превосходит данный.
• Метод дискретных экспертных кривых – при построении дискретной экспертной кривой определяется набор характерных точек, в которых наблюдается или ожидается смена тенденции изменения показателя от рассматриваемого параметра, а также значения показателя в характерных точках.

24) Метод цепных подстановок
Метод используется для разработки и принятия решений в том случае, если проблема имеет строго выраженный функциональный характер. При этом функция должна быть выражена в виде либо произведения, либо частного отделения одних показателей на другие, либо суммы.
Суть метода заключается в последовательной замене плановых величин одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными. Степень влияния на функцию того или иного фактора определяется последовательным вычитанием i-го расчета из j-го. Причем в первом расчете все величины плановые, а в последнем — фактические.
Метод функционально-стоимостного анализа
Применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению отдачи функционирования подразделений. Это универсальный метод выбора решений, позволяющий добиваться оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству, а также помогающий разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию объекта.
Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопроса о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества.
Метод хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию
В факторном анализе предполагается, что наблюдаемые переменные являются линейной комбинацией некоторых ненаблюдаемых факторов. Некоторые из этих факторов допускаются общими для двух и более переменных, а другие -- характерными для каждого параметра в отдельности.
этапы факторного анализа:
Постановка цели анализа. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)
. Анализ эффективности использования ресурсов включает Анализ эффективности использования основных средств, эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, эффективности инвестиций, трудовых, материальных ресурсов.

Наши рекомендации