Тема: ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Задачи:
■ совершенствовать навык выразительного чтения;
■ развивать умение связно выражать свои мысли;
■ развивать воображение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Возьмите карточку с названием сказочного атрибута и расскажите, как вы им воспользуетесь (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебная палочка, рог изобилия).
II. «Объясни товарищу: что хорошо и что плохо» (с. 119).
III. Комбинированное чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
IV. Работа в парах «Разложи в две стопочки»:
ХОРОШО ПЛОХО
Обижать малыша; дать списать задачу другу; мучить котенка; играть с мячом на проезжей части и т. д.
V. Инсценировка стихотворения:
Два друга
Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пришли зимой два друга кататься на коньках, Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду: «Тут место очень скользкое. А вдруг я упаду?» Гроза друясков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами — «Кха-кха! Апчхи!»
Т. Волина
VI. Работа в парах «Обсуди и расскажи» (с. 184).'
VII. Конкурс чтецов:
Всем хорошо!
Всем хорошо, если мир на земле: И людям, и птицам, и даже пчеле. Сделал свой первый неловкий шажок Рыжий лосенок у маминых ног. В луже болотной среди камыша Лягушка от счастья сидит не дыша. Песню кузнечик завел в камыше. Как хорошо, если мир на земле!
ЕКай
— О каких хороших событиях говорится в стихотворении?
VIII.«Ты — редактор газеты».
— Ребята приготовили рассказ о хороших делах, которые
происходят у них в школе. Но пока письмо шло в редакцию,
предложения рассьшались. И вот вы, редакторы газеты, долж
ны восстановить текст, чтобы его можно было напечатать.
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Куда попала стрела вашего настроения после нашего
занятия?
Тема: ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Задачи:
■ систематизировать знания детей об овощах и простейших блюдах, которые могут быть приготовлены из овощей;
■ прививать навык правильного обращения с ножом;
■ формировать знания о культуре питания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Будь внимателен» (овощ — не овощ).
II.Чтение отрывка из стихотворения:
Мама однажды с базара пришла, Мама с базара домой принесла: Капусту, картошку, морковку, горох, Петрушку и свеклу... 0x1
— Что принесла мама?
— Для чего?
— Какое ваше любимое блюдо из овощей?
III.Игра «Что изменилось?».
Дети запоминают расположение картинок с изображением овощей. Затем закрьшают глаза, а учитель либо меняет их
местами, либо некоторые убирает. После этого ребята должны угадать, что изменилось.
IV.Работа по книге «Что мы едим?» (с. 18).
V. Работа в парах «Мы — повара» (с. 19).
— Закончите предложения (устно или запишите):
1. Для салата нужны...
2. Для овощного супа нужны...
3. Для картофельных оладий нужны...
VI.«Вспомни сказку».
— Кто из сказочных героев вырастил самый большой овощ?
Драматизация сказки «Репка».
VII.Практическая работа «Учимся чистить картофель».
Особое внимание обратить на соблюдение техники безо
пасности при пользовании ножом.
VIII.Обобщение. Чтение стихотворения:
ПоварПовар готовил обед, а тут выключили свет. Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон и очень доволен он. То-то был винегрет, когда починили свет.
И. Пивоваров
Тема: НАОБОРОТ
Задачи:
■ систематизировать умения детей находить слова противоположного значения;
■ обогащать речь детей;
■ развивать умение анализировать пословицы, понимать их смысл.
Ход занятия I. Организационный момент. И. «Послушай и отгадай»:
Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он и добрый, Бывает он и злой.
В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит.
Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять...
(Ветер.)
— Запишите отгадку.
— Подберите к ней слова-прилагательные, а к ним — слова противоположного значения. Вспомните, как они называются.
— Для чего нам нужны антонимы? (Антонимы делают нашу речь более выразительной.)
III. Работа по книге (с. 176, 177).
— Прочитайте слова и назовите противоположные им по
значению.
— Закончите предложения. (Дети читают предложения
и заканчивают их необходимыми словами-антонимами.)
Работа в парах.
— Прочитайте, что хорошо, и расскажите, что плохо.
— Закончите предложения, запишите, отметьте слова,
противоположные по значению.
IV. Игра «Лови — говори».
— Назовите слова, противоположные по значению:
грязный — ... замкнутый — ...
трусливый — ... слабый — ...
мягкий — ... светлый — ...
грубый — ... грустный — ...
V. «Объясни пословицы».
1. Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.
2. Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
3. В умной беседе ума наберешься, а в глупой — свой растеряешь.
4. Ученье свет, а неученье тьма.
5. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
6. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
— Объясните пословицы.
— Найдите в них слова-антонимы.
VI. «Выручай!»
— Помогите дописать стихотворение:
Скажу я слово высоко, А ты ответишь... Скажу я слово далеко, А ты ответить... Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты... Теперь начало я скажу, — Ну, отвечай...!
VII.Обобщение.
VIII.Рефлексия.
Тема: ЧТО ВАЖНО В ЖИЗНИ
Задачи:
■ формировать доброжелательное отношение ребенка к окружающим;
■ систематизировать умение работать с деформированным текстом, правильно восстанавливая события;
■ развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Передача биоэнергии: сильно потереть ладони одна о другую до образования теплоты. Приложить центры ладоней к глазам, слегка надавливая на глазные яблоки. Должно быть ощущение переходящего тепла от ладоней к глазам.
П. Беседа «Что важно для человека, чтобы он мог быть счастлив».
III.«Найди пословицу»:
НЕ Т ЛУЧШЕДРУЖКА ЧЕМР ОДНА'ЯМАТУШКА (Нет лучше дружка, чем родная матушка.)
— Какое значение для человека имеет семья?
— Объясните, почему вы так думаете.
IV. Работа по книге (с. 144).
— Определите, кто кого провожает.
— Восстановите деформированный текст:
***
(4) — Папа, скорей возвращайся! Мы с мамой тебя очень ждем.
— Я скоро вернусь, не скучайте, — прокричал папа в ответ.
(3) Вот уже папа сел в вагон. Скоро поезд тронется в путь.
(1) У Леночки была дружная семья. Мама и папа очень люби
ли дочку, заботились о ней. Леночка очень любила гулять с мамой
и папой по городу.
(5) Мама с Леночкой возвращаются домой. Обеим немножко
грустно...
(2) Но сегодня они не просто гуляют по городу. Сегодня они про
вожают папу в командировку. Поэтому вся семья идет на вокзал.
— Так что же для человека важно? (Семья.)
Слово СЕМЬЯ записывается на доске.
V. Игра «Лови — говори».
— Каждый человек должен заниматься полезным для об
щества делом. Поэтому существует столько разных профессий.
Давайте проверим, как много профессий вы знаете.
(Учитель бросает мяч, называет предмет, а ребенок в ответ, по ассоциации, называет профессию: школа — учитель и т. д.)
VI. Работа с текстом по технологии КСО:
***
Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко длинное, узкое, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить — сил не хватает. Не растерялась умная ворона, подумала-подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось в воде много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.
— Что вороне помогло справиться с проблемой? (Смекал
ка и трудолюбие.)
Слово ТРУДОЛЮБИЕ записывается на доске.
VII. Исполнение песен о дружбе.
VIII. Чтение отрывка из стихотворения:
Ведь правда, друзья, хорошо на планете, Когда на планете хозяева дети?! Давайте беречь от невзгоды любой Большой и доверчивый шар голубой!!!
В. Орлов
— Как вы думаете, о каких невзгодах говорит автор?
— Что же важное всего на планете? (Мир.)
Слово МИР записывается на доске.
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Внимательно посмотрите на слова, записанные на дос
ке. Назовите, что еще имеет большое значение в вашей жиз
ни (каждый решает для себя сам). Запишите.
Тема: КАКИЕ МЫ
Задачи:
■ уточнить знания детей о сказках;
■ развивать стремление детей проявлять положительные качества;
■ воспитывать доброжелательяость, стремление помогать друг
другу-
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Зеркальное рисование» [3].
II. «Выскажи свое мнение».
— Кого из своих друзей, родных, знакомых вы можете
назвать красивыми?
я — Что значит быть красивым?
III. Работа по книге (с. 184).
— Рассмотрите рисунки.
— Назовите и запишите качества «красивого» человека.
— Почему вы так считаете?
IV. «Ты — писатель».
— Замените каждую пословицу подходящим по смыслу
словом: добрый, трудолюбивый, терпеливый.
1. Делу — время, потехе — час.
2. Бей в одну точку и своего добьешься.
3. Ты пожалей — и тебя пожалеют.
— Составьте рассказ из 3—4 предложений с опорой на слово
и содержание пословицы.
V. Работа в парах «Докажи свою точку зрения» (с, 191).
— Подберите к словам рисунки и объясните товарищу свой
выбор.
VI. «Поговорим о сказке».
— Почему героям сказки всегда помогают птицы, звери, вещи, природа? (Потому что герои добрые, смелые.)
— Вспомните сказку «Гуси-лебеди» (совместно).
— Почему вначале яблонька, речка и печка не ответили на Машин вопрос? (Маша была неприветлива, не по-доброму обратилась к ним, обидела.)
— Почему потом они помогли ей? (Девочка стала ласковее и приветливее с ними.)
Инсценировка второй части сказки.
VII.Работа по книге «Проверим себя» (с. 190).
— Поздоровайтесь друг с другом.
— Поздоровайтесь со мной.
— Как вы поздороваетесь с бабушкой?
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Самое главное в жизни — стараться быть полезным лю
дям и для этого много сил отдавать воспитанию самого себя.
Готовы ли вы к этому? Если «да» — поставьте свой портрет на
высшую ступеньку; если не совсем готовы — на среднюю; если
сегодняшнее занятие вас не касается и вы не будете работать
над своим совершенствованием — поставьте свой портрет на
нижнюю ступеньку. (На доске изображены три ступеньки.)
Тема: СЛОВА-ОБОБЩЕНИЯ
Задачи:
■ расширять представления о словах-обобщениях;
■ обогащать словарный запас детей;
■ развивать образное мышление;
■ создавать настроение для совместной работы.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Взгляни-ка на своих друзей, Для них улыбки не жалей.
II. «Подбери к картинке пару».
— Выберите на столе любую картинку и подберите к ней пару. (Например: картинка с морковью — картинка с капустой.)
— Объясните свой выбор. (Это овощи.)
III. Целеполагание.
— Посмотрите, какие картинки выбрала я.
— Что объединяет эти предметы?
— Как назвать их одним словом?
— Сегодня мы с вами поговорим о словах-обобщениях.
IV. Работа по книге (с. 106, 107).
— Назовите одним словом каждую группу предметов.
V. Игра «Четвертый лишний» (с. 116,117).
— Исключите лишний предмет.
— Назовите (или запишите) три оставшихся предмета од-ним словом.
VI. Игра «Займи свое место».
Дети надевают шапочку с изображением какого-либо предмета.
— «Помидор» станет справа от стула. «Яблоко» станет слева
от «помидора». «Транспорт» выстроится за «мебелью» и т. д.
VII. «Отгадай загадку»:
1. Семьдесят одежек и все без застежек. (Капуста.)
2. Четыре брата под одной крышей стоят. (Сгпол.)
3. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.)
4. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)
— Запишите отгадки,
— Подберите к каждой отгадке по два слова из той же группы.
— Составьте предложение с одной из отгадок.
VIII. Работа по книге (с. 132).
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Заполните выходную карточку:
«Сегодня мне на занятии было:
* легко;
* трудно;
* обычно».