В.в.маяковский. Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

Вопрос 29

Вопрос 30

Вопрос 55

Вопрос 31

Веселые сказки в стихах как основной жанр творчества к.и.чуковского для детей

Творчество детского поэта чуковского привлекательно для миллионов мам и малышей своей близостью к народному творчеству. Фольклорное начало его стихов сказывается и в их ритмической основе, и в прибуаточной, частушечной стилистике, в деталях и приемах.

Специфика восприятия малышами литературного творчества в том, что литературные произведения как будто бы создаются сейчас — в момент маминого общения с ребенком. Это не книжку мама читает — она играет, забавно что-то изображает, творит. Стихи и сказки чуковского не только легко запоминаются, ярко и самобытно звучат с голоса, но и добродушны, готовы к различного вида заменам, подменам и допридумываниям, фантастическим образом разбегаются на цитаты, которыми малыш вслед за мамой начинает щедро украшать свою речь.

Настоящее художественное произведение для малыша и его мамы — это благодатный материал для творчества: гибкий, легко варьирующийся и «подгоняющийся под ситуацию».

Волшебным образом творения корнея ивановича попадают в детскую эмоцию: и ритмически, и лирически. Этому способствуют обаятельные образы мальчиков и девочек: танечка и ванечка, мальчишка-повествователь из сказки «мойдодыр» или героиня стихотворений чуковского мурочка.

Попадание в детское мировосприятие обеспечено особым взглядом на мир — немножко «из-под стола». Образы, герои, характеры и их речевое воплощение, лексика полностью соответствуют ребячьему речевому опыту.

Сказки чуковского образуют свой особый мир, населенный удобными для запоминания фразочками («как у наших у ворот»), понятными, но не примитивными (!) Героями, совершенно привычными событиями (звонит телефон, глянул в окно, ехали на велосипеде, по аллее проходил).

Многообразие этого сказочного животного мира (здесь есть и кенгуру, и воробей, и крокодил, бегемот и гиппопотам, слон и слониха, ослы, козлы, бараны, летучие мыши, газели, зайчатки, свинья, быки и носороги), сочетается с одновременным единообразием — из сказки в сказку кочуют веселая и любящая потанцевать слониха-щеголиха, музыканты — бараны, крокодил, наделенный очень непростым характером.

Вопрос 32

Вопрос 56.

Вопрос 32

Вопрос 56.

Вопрос 34

Сочетание познавательного мира с поэтическим видением мира в стихотворении с.я. Маршака "круглый год"

Форма цикла очень удобна для малышей, особенно в пейзажных стихах. Детям трудно воспринять разворачивающуюся в нескольких строфах одноплановую картину, особенно когда в ней мало движения, действия, а это часто свойственно изображениям пейзажа. Ни малейшей статичности нет в цикле маршака "круглый год" - двенадцати стихотворениях о двенадцати месяцах.

Эти стихи не узко пейзажны: в них присутствует человек и его работа, связанная с природой. Все полно движения, звуков, красок. В каждом коротком стихотворении кто-нибудь бежит, мчится, летит, трудится, что-нибудь звенит, ворчит, воет, капает. Бегут ручьи, дым идет столбом, вьется поземка, солнечный зайчик бегает по карте. И только "октябрь" тих - осень, замолкает природа.

На лугах мертва трава,

замолчал кузнечик.

заготовлены дрова

на зиму для печек.

А перед ним сентябрь - "мчатся птицы за моря, и открылась школа", а за ним праздничный ноябрь, окрашенный в цвет революции, - "красный день календаря", "вьются флаги у ворот, пламенем пылая", "и летит мой красный шар прямо к небосводу".

У каждого месяца своя тема, иногда пейзажная, а чаще связанная с работой:

Собираем в августе

урожай плодов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ясным утром сентября

хлеб молотят села.

Смена впечатлений идет не только от месяца к месяцу, но и внутри каждого стихотворения.

Сенокос идет в июле,

где-то гром ворчит порой.

и готов покинуть улей

молодой пчелиный рой.

Весь цикл, разнообразный по темам изображения, по ритмам, по настроению, лиричнее "круглого года". Маршак заставляет читателя пристально и неторопливо всматриваться в каждую деталь рисунка, сделанного художником, и картины, выполненной поэтом. А детали сливаются в изображение с очень отчетливой эмоциональной окраской.

Вопрос 35

Вопрос 58

Вопрос 29

В.в.маяковский. Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

Влади́мир влади́мирович маяко́вский (7 июля 1893, багдади, кутаисская губерния — 14 апреля 1930, москва) — русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «леф» («левый фронт»), «новый леф».

Творчество в.в. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей.

К 1928 году относятся такие стихи маяковского для детей, кик «майская песенка» и «кем быть?». «майская песенка» доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «майской песенке» (1928) добивается того, что стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что маяковский строит его как развернутое сравнение. Май - это весна, это «зеленые листики - и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге - огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму.

Его перу принадлежат «песня-молния» (1929), «возьмем винтовки новые…» (1927), «чешский пионер» (1928), «товарищу подростку», «про школу и про учение», киносценарий «дети» и др. Богат и своеобразен язык детских стихов по особенности поэзии маяковского обогащению словаря ребенка, расширению его представлений о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность стихов маяковского - их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических образов. Отсюда - гармоническое единство слова и рисунка в стихах для детей, что также связано с особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов маяковского - они играют большую роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («история власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Сказки маяковского («сказка о пете, толстом ребенке…», «история власа…» и др.) Очень близки к народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («сказка о пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

-сказка сказкою,

-а вы вот

-сделайте из сказки вывод.

-полюбите, дети, труд -

-как написано тут…

Роль маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные белинским и некрасовым.

«сказка о пете, толстом ребенке, и о симе, который тонкий» — первая из детских книжек поэта.

Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

Стихотворение «что такое хорошо и что такое и что такое плохо» (1925) носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет помочь ребенку научиться правильно себя вести, определить свое отношение к окружающей действительности. Эта задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная мораль дошла до слушателя, не оттолкнув его. Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Прежде всего поэт тщательно продумывает начало стихотворения. Малыша необходимо увлечь, захватить рассказом сразу же, с первых строк. С этой целью маяковский использует несколько необычный для него прием - вести разговор с детьми он препоручает одному папе, к которому якобы обратился сын-кроха с вопросом: «что такое хорошо и что такое плохо?». Тщательно «шлифует» поэт первую строфу стихотворения. В первом варианте было: «если с неба дождик льет, ветер мчит со вздохом…», но такое начало не удовлетворяет его, потому что малышу вряд ли будет понятно, почему дождь и ветер вредны для прогулки. Неудачна и сама фраза «если с неба дождик льет», так как ребенок знает, откуда-то из другого места дождь не пойдет. Поэтому поэт заменяет дождь градом («сверху град загрохал»), но и здесь повторяется та же ошибка: «сверху град загрохал». Маяковский вновь меняет звучание фразы:

* если ветер крыши рвет,

* если град загрохал,-

* каждый знает - это вот

* детям очень плохо.

Теперь мысль конкретна, ясна, но в печатный вариант вносится еще одно изменение в концовку строфы: «…это вот для прогулок плохо». Использование аллитерации («если ветер крыши рвет, если град загрохал») позволяет маяковскому сделать поэтическую картину выразительнее (это особенно важно, так как стихотворение воспринимается детьми на слух). Такая тщательная «отделка» каждого стиха необходима поэту еще и потому, что в этой строфе он уже делает первый шаг к раскрытию трудного, отвлеченного для ребенка понятия - о том, «что такое плохо». И дальше маяковский стремится к тому, чтобы предельно сблизить отвлеченные понятия морали с конкретными явлениями и предметами, взятыми из имеющегося у детей жизненного опыта. Например:

* от вороны карапуз убежал, заохав.

* мальчик этот просто трус.

* это очень плохо.

* этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей.

* храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

По такому же пути идет поэт, сопоставляя и другие нравственные понятия: мальчику-грязнуле противопоставляется мальчик, любящий чистоту, драчуну - мальчик, защищающий слабых. И опять-таки все художественные детали в стихотворении- это опоэтизированные вещи, игрушки детей: «книжица и мячик», валенки и галоши и т. Д. Вот эта постоянная ориентация читателя на то, что все, о чем говорится в стихотворении, в «жизни пригодится», делает его заключительную часть убедительной и доступной пониманию дошкольника:

* помни - это каждый сын.

* знай любой ребенок:

* вырастет из сына свин,

* если сын - свиненок.

Легко заметить, что эмоциональная окраска концовки стихотворения преображается, спокойная, повествовательная манера рассказчика сменяется приподнятым обращением к слушателю, обобщенность которого усиливается введением местоимений «каждый», «любой», глаголов повелительного наклонения «помни», «знай». В той же эмоциональной окраске дается и ответ сына:

* «буду делать хорошо, и не буду - плохо».

Вопрос 30

Наши рекомендации